Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Игрушки из экологически чистых материалов в дошкольном и начальном общем образовании

Баранникова Наталия Александровна,

канд. пед. наук, доцент

зав. кафедрой современных образовательных технологий
факультета дополнительного образования
Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина

В статье приводятся эстетические, психолого-педагогические, санитарно-гигиенические требования к игрушкам, раскрывается понятие экологических игрушек, описываются варианты применения экологических игрушек на примере модульных конструкций из картона в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Почти у каждого человека была или есть любимая игрушка. Воспоминания о ней вызывают добрые и нежные чувства.

Игрушке принадлежит важная роль в развитии ребенка. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, зависит не только его эмоциональное состояние, но и интеллектуальное и личностное развитие, развитие его способностей, воображения и творчества, нравственных ценностей, смыслов и установок.

Для того, что бы игрушки приносили пользу ребенку, они должны отвечать ряду требований. Во-первых, это требования эстетического характера: игрушка должна воспитывать эстетический вкус у ребенка. Во-вторых, это требование психолого-педагогического характера: игрушка должна способствовать гармоничному развитию личности с определенными моральными и волевыми качествами. В-третьих, это требования безопасности игрушки: игрушка не должна нанести вред ребенку.

Для определения требований безопасности к играм и игровому оборудованию разработаны Санитарные правила и нормы «Производство и реализация игр и игрушек» (СанПиН 2.4.7.007-93). Этот документ увидел свет в 1993 году, но актуален и сегодня.

К основным требованиям безопасности игрушек можно отнести следующее:

  • Запах, который исходит от игрушки должен быть слабо выраженным.
  • Покрытие игрушки должно быть прочным, без дефектов и сколов, устойчивым к влаге и температуре. Дети очень любят все пробовать на вкус, и если покрытие игрушки непрочное, то его частички могут оказаться в организме ребенка.
  • Если игрушка издает звуки, например, музыкальные игрушки, то звуки должны быть не резкие и приятные.
  • Если игрушка содержит текст, как например в настольно-печатных играх, то текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.
  • Гигиенически обоснованными считаются следующие цвета для фона: голубой, зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, оранжево-красный.

Особое значение придается материалу, из которого выполнены игрушки. Сейчас много говорят о экологически чистых материалах и  ЭКО-игрушках. Что подразумевается под словом «экологичный»?

В разных толковых словарях встречаются определения этому понятию. Все сводится к тому, что «экологичный» — это не оказывающий вредного влияния на природу, живую среду; связанный с экологией; соответствующий нормам экологии. То есть, применительно к игрушкам — это игрушки, которые не наносят вред окружающей среде, самому ребенку, который в нее играет; сделаны из материалов, которые быстро утилизируются и учат беречь окружающую среду.

На наш взгляд любая игрушка, которая попадает в детскую деятельность, должна быть экологична и безопасна.

К сожалению, не всегда ассортимент магазинов игрушек соответствует этим критериям. И взрослые, выбирая игрушки для своих малышей, должны тщательно подходить к такому выбору.

Примером интересной, полезной, а самое главное безопасной игрушки могут служить игрушки, изготовленные из экологически чистого картона. Рассмотрим проблему изготовления и применения таких игрушек на примере модульной конструкции в виде детского (игрового) домика.

Игрушка выполнена из картона белого цвета, соответственно цвет фона – белый. Такой фон выбран разработчиками умышлено, именно на белом фоне можно воплотить все творческие замыслы ребенка. На фоновой основе с внешней стороны изделия нанесены контуры предметов и различных фигур, которые изменяются в зависимости от модели конструкции.

Стандартные размеры: высота – 110 см, ширина – 67 см, глубина — -75 см. В зависимости от возраста обучающихся, габаритные размеры игрушек могут меняться, не изменяя саму конструкцию изделия (возможность изменения масштабов в процессе производства). На поверхности можно рисовать красками, карандашами, мелками и фломастерами, приклеивать детали из различных материалов (бумага, картон, ткань и др.) любым клеем, допустимым в детской деятельности. Края конструкции мягкие, за счет свойств картона, и соответствуют требованиям безопасности.

Данная продукция полностью соответствуют не только требованиям ФГОС ДО и ФГОС НОО, но и приведенным выше требованиям эстетического, психолого-педагогического и санитарно-гигиенического характера.

Использование в педагогической практике данных игрушек будет способствовать всестороннему развитию детей. Они могут использоваться для решения задач таких образовательных областей дошкольного образования как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Но не только в работе с детьми дошкольного возраста возможно применение данных модульных конструкций. Так в работе с младшими школьниками конструкции можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для обучающихся разного возраста модульные конструкции из картона могут стать весьма распространённым средством воспитания, средством развития коммуникативных, познавательных, художественно-эстетических способностей обучающихся. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Для детей дошкольного возраста.

Использование в организованной деятельности.

— Раскрашивание поверхности конструкции на занятиях по изобразительной деятельности акварелью, гуашью, мелками, фломастерами. Обучение различным техникам раскрашивания, умению сохранять контур, сочетать цвета.

— Украшение поверхности конструкции в технике аппликация.

Задачи, которые ставит педагог перед детьми, формулируются в зависимости от возрастной группы. Возможно применение игрушек, начиная с младшей группы.

Использование в проектной деятельности.

С использованием модульных конструкций возможна организация детского проекта «Наш общий дом». Дети совместно с педагогом разрабатывают эскиз внешнего вида домика и коллективно его раскрашивают. Такая работа позволяет развивать коммуникативные навыки воспитанников, развивать их творческие способности.

Данный вид деятельности адресован детям старшего дошкольного возраста.

Использование в игровой деятельности.

Конструкция используется как игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры по замыслу детей.

Кроме того, возможно использование как игровое пространство для режиссерской игры детей дошкольного возраста.

Использование в театрализованной деятельности.

Конструкция используется как декорация в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Как вариант использования, декорация на детских праздниках и развлечениях.

Использование в самостоятельной деятельности.

После использования на занятиях, когда под руководством педагога дети рассмотрели домик и практиковались в его разукрашивании, можно предложить детям самостоятельно разрисовать поверхность конструкции. В данном варианте использования конструкция фактически является объемной «раскраской».

Использование на прогулке.

В теплое время года возможно выносить на участок детского сада и использовать как оборудования для детской игры.

Возможно объединение видов деятельности в работе с модульными картонными конструкциями. Например, на занятиях дети украшают и разрисовывают домики, а потом используют их как декорации в театральной постановке или на участке детского сада, как игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры.

В работе с детьми младшего школьного возраста так же возможны различные варианты использования модульных конструкций.

Использование на уроках по изобразительной деятельности.

Раскрашивание поверхности конструкции акварелью, гуашью, мелками, фломастерами. Обучение различным техникам раскрашивания.

Задачи формулируются в зависимости от возраста обучающихся.

Использование в проектной деятельности.

Проект «Наш общий дом». Дети совместно с педагогом разрабатывают эскиз внешнего вида домика и коллективно его раскрашивают.

Проект «В гостях у сказки». Обучающиеся индивидуально или в малых группах декорируют конструкцию в соответствии с содержанием выбранной ими сказки, с последующей презентацией выполненной работы.

Педагог может продумать варианты привлечения родителей к работе с модульными конструкциями из экологических материалов.

Мы привели лишь некоторые варианты использования в педагогической практике подобных игрушек. Каждый педагог, руководствуясь своим личным опытом и отталкиваясь от возможностей и потребностей своих воспитанников, имеет возможность предложить иные варианты применения модульных конструкций в форме домиков из экологически чистых материалов.

 

Литература:

  1. Баранникова Н.А. Интерактивные игрушки для детей как средство их развития и воспитания / Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе: Сборник материалов Пятой городской научно – практической конференции, 10 апреля 2014 года. ГБОУ ВПО МГПУ. — М, 2014. — С. 68 – 71.
  2. Санитарные правила и нормы «Производство и реализация игр и игрушек» (СанПиН 2.4.7.007-93).
  3. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 13 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Письмо Министерства образования РФ от 17.05.95г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Читайте также