Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Интерактивное образование: понятийное поле междисциплинарного исследования #2017, №1.

Махотин Д.А.

Интерактивность свойственна современному обществу и различным видам взаимодействия в социальных и информационных системах благодаря массовому распространению информационных и мультимедийных технологий, повышению интеллектуальности систем и технологий, новым культурным укладам, сформированным на основе разнообразных методов и приемов обработки и анализа информации, используемых как в профессиональной, так и в личной сферах. Человек находится в центре всевозможных интерактивных взаимодействий, инициатором которых он чаще всего сам и является. Вокруг человека возникает интерактивная среда, которая в зависимости от технологического развития общества и гуманитарного знания становится социальной, коммуникативной, образовательной, предметно-развивающей, определяющей характер взаимодействия и возможностей для общения и деятельности субъектов этой среды.

Возникновение научного понятия интерактивности связано с теорией символического интеракционизма американского философа и социолога Дж.Г. Мида. В его теории социального взаимодействия развитие личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом («обмен символами»). Таким образом приоритетным является общество, группа, совместная деятельность людей, в которой человек воспринимает себя «значимым другим» с позиции норм и ценностей самой группы, общества [1].

Дж.Г.Мид в своей теории делает основной акцент на изучение внутреннего мышления, определяющего черту человечности.  Для Мида  «Я» — часть личности индивида,  продукт его социального опыта. «Я» не является частью организма и отсутствует при рождении. Так, ребенок, включаясь в социум, социальные отношения внутри и за пределами образовательной среды, сотрудничая с ее отдельными составными частями (субъектами), приобретает социальность (степень человечного в человеке), интегрирующую внутреннюю и внешнюю активность, признанную за норму в данном обществе. Мид подчеркивает, что без человеческого окружения индивид не социализируется, т. е. не приобретает социальности, как главного критерия человека. Мид утверждает, что сознательное «Я» вырастает только в социальной деятельности, социальном участии. Иными словами, в совместной деятельности и общении с другими людьми формируется человеческое в человеке.

Развитие этого понятия в науке и практике привело к его массовому использованию в разных сферах деятельности, в наибольшей степени интерактивность и интерактивные технологии сегодня востребованы в IT-сфере, массовых коммуникациях, дизайне и проектировании, информатике, социальных науках и образовании.

Интерактивность как системное качество отражает свойство или принцип действия системы, обозначающее ее способность к взаимодействию субъектов/объектов этой системы между собой, а также со внешней средой. Такое понимание интерактивности можно встретить во многих открытых энциклопедических системах (Википедия, Академик, Студопедия).

При этом современные технологии позволяют не только эффективно организовать интерактивное взаимодействие участников процесса, но влиять (создавать) на интерактивность объектов и продуктов. Например, сегодня есть интерактивное телевидение, интерактивный музей, интерактивный стол, интерактивная доска, интерактивный учебник, интерактивный урок… Фактически можно говорить об развитии интерактивности как тенденции современного общества, в котором любая «вещь» может стать интерактивной при запросе со стороны потребителя (человека, группы, общества).

Интерактивность «вещей» меняет и роль человека. Культура новой эпохи формирует «неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом», получившего свое развитие под воздействием виртуальной реальности в искусстве, сетевых способов художественной информации. Интерактивность «заменяет мысленную интерпретацию художественного объекта реальным воздействием, материально трансформирующим его. Принцип обратной связи, режим реального времени, чувственный, поведенческий контакт с иллюзорной квазиреальностью формируют новый        тип эстетического сознания. Интерактивное телевидение, гиперлитература, компьютерные игры переориентируют репициента на роль интерартиста, со-творца, реально влияющего на становление произведения; роли художника и публики смешиваются.» [4].

Человек может включаться в процесс познания объектов и процессов, стать его соавтором, почувствовать себя «творцом» данного представления, события — эти идеи уже реализованы в интерактивных музеях, экспериментариумах, интерактивных словарях и энциклопедиях, интерактивных представлениях и пр.  Готова ли система образования сегодня не просто к использованию так называемых интерактивных технологий и методов интерактивного обучения, а к изменению ролевых позиций учащегося и педагога, в том числе и с частичной заменой последнего интерактивными технологиями и мультимедийными средствами обучения?

Понятие «интерактивное образование» не так легко найти в словарях и справочниках, в научных публикациях и профессиональных сетевых сообществах. Этот термин пришел в образование на волне очередных изменений и трансформаций мирового и отечественного образования на рубеже XX-XXI веков и отражает ряд тенденций и характерных черт новой школы, новых образовательных систем и технологий.

Во-первых, это распространение технологий, форм и методов обучения, основанных на идеях совместной деятельности обучающихся и диалоге, интерактивных связях между обучающимися и педагогом – групповая работа, коллективный способ обучения, командно-ориентированные технологии, дискуссия, дебаты, игровые интерактивные технологии. Интерактивность позволяет в данном случае повысить эффективность учебных коммуникаций, организовать взаимообучение и коллективную мыследеятельность, исключить педагога из прямого постоянного контакта с обучающимся.

Во-вторых, это использование интерактивного оборудования – интерактивных досок, интерактивных столов и стендов, интерактивных систем опроса и тестирования, интерактивных сред и программных оболочек, которые позволяют обучающимся в режиме реального времени организовать получение и преобразование необходимой информации, сконструировать свой ответ системе и отправить его обратно. Интерактивность оборудования и программных средств позволяет интенсифицировать образовательный процесс, повысить наглядность и скорость подачи информации, использовать специфические формы мотивации обучающихся.

В-третьих, это массовое распространение систем дистанционного и смешанного обучения, открытых информационных ресурсов и онлайн-курсов, социальных сетей и прочих медийных ресурсов, которые позволяют организовать обучение и самообразование учащихся без прямого участия педагога и максимально персонализировано.

Интерактивное образование как междисциплинарное понятие требует своего исследования с позиции разных наук – социологии, философии, педагогики, психологии, информатики и прочих, которые смогут определить позицию этого понятия в научных категориях, определить сущность и широту понятия интерактивного образования как феномена современного общества, спрогнозировать направления развития интерактивности в современном образовании.

При этом можно обозначить первоочередные проблемные поля исследования интерактивного образования:

  • содержание понятия интерактивного образования как процесса, результата или вида образования в структуре научно-образовательных понятий;
  • виды и типы интерактивности и их характеристика;
  • понятие и характеристика интерактивного обучения как особого вида обучения с использованием технологий и методов интерактивного обучения;
  • классификация технологий и методов интерактивного обучения по разным признакам;
  • применение технологий и методов интерактивного обучения для достижения личностных и метапредметных результатов образования;
  • научное обоснование применения интерактивного оборудования в образовательном процессе;
  • изучение закономерностей и характерных особенностей интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса;
  • изучение отношений участников образовательного процесса и социальных партнеров образования к проблемам интерактивного образования, применения интерактивного оборудования, эффективности технологий и методов интерактивного обучения.

*   *   *

Надеюсь, что на страницах журнала «Интерактивное образование» развернется настоящая научная дискуссия по обозначенным проблемам и будет освещаться передовая образовательная практика применения интерактивных технологий и интерактивного оборудования в целях развития человека и общества.

 

 

 

 

Литература

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-еврознак, 2003. 632 с.
  2. Интерактивность / Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивность
  3. Интерактивность / Студопедия.  URL: http://studopedia.ru/13_126700_interaktivnost.html
  4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 607 с.
  5. Махотин Д.А., Фролов С.А. Сущность и проблема интерактивного обучения // Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. М.: МГПУ, 2004. С. 123-127.
  6. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 672 с.

Читайте также