Генезис и развитие образования 3.0 в высшей школе и ее потенциал…

Поделиться:

Статья представляет собой сценарий, при котором образование приближается к потенциальной критической точки, когда основные изменения должны произойти в результате разработок в области технологий, социальных сетей. При этом произойдет более глубокое понимание образовательного процесса, изменение правовых и экономических норм. Множество изменений составляет то, что мы называем Образованием 3.0. Образование 1.0 является в основном линейным (однонаправленным) процессом, Образование 2.0 использует технологии Web 2.0 для создания более интерактивного обучения и закладывает основы для образования 3.0, которое, по нашему мнению, будет разрушать существующие границы, чтобы создавать более свободные и открытые системы, ориентированные на обучение.

По материалам First Monday. Peer-reviewed journal on the internet

Derek Keats and J.Philipp Schmidt

The genesis and emergence of Education 3.0 in higher education and its potential for Africa

http://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/1625/1540

Введение

Новый ландшафт образования складывается в течение последних 15 лет в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), моделей инноваций и производства, основанных на концепции совместного использования ресурсов и механизмов их правовой поддержки, и педагогических и институциональных механизмов, которые еще формируются. Это широко известно и обсуждается в определенных кругах, для остальных этот зарождающийся образовательный ландшафт остается невидимым в глобальном масштабе высшего образования.

За последние три-четыре года набор технологий и явлений, возникших во Всемирной паутине, превратили Web 2.0 из технологии доступа в технологию участия. Сам термин Web 2.0 стал популярным благодаря Тиму О,Рейли и Дж.Баттели в серии конференций, организованных O’Reilly Media.

Концепция Web 2.0 все еще размыта, но она характеризуется рядом особенностей, связанных в том числе с повышением уровня двухсторонней связи (интерактивности), созданием контента самими пользователями, расширением социального взаимодействия, естественным образованием сообществ практики и социальных сетей. Возникает все большее размывание различий между настольными компьютерами и веб- на основе вычислительной техники и программных приложений, которые все чаще предоставляют в виде веб-сервисов.

Конкретные технологии, способствующие развитию Web 2.0 включают веблоги, вики, распространение контента через RSS, подкастинг и видеокастинг, скринкастинг, социальные закладки, обмен фотографиями, видео и другими артефактами.

Образование 2.0 относится к использованию технологий и социальных проектов в Web 2.0 относительно тех институциональных рамок, которые характеризуют Образование 1.0. Мы считаем, что это только первый шаг в направлении фундаментального преобразования высшего образования, после чего мы придем к новой форме высшего образования, которое в данной статье называется Образование 3.0. Мы считаем, что чем образование приближается к переломному моменту, что диктует необходимость совершения радикальных шагов сегодня, что бы оставаться соответствующими вузами завтра.

Три поколения образования

Образование 1.0, как и первое поколение интернет-сети в значительной степени представляет односторонний процесс. Обучающиеся идут в университеты, чтобы получить образование от преподавателей, которые предоставляют им информацию в форме конспектов, раздаточного материала, учебников, видео и в последнее время и интернет-источников. Обучающиеся в основном являются потребителями информационных ресурсов, которые доставляются им. При этом они могут участвовать в активной деятельности, построенной вокруг этих ресурсов, но по большей части в изоляции (индивидуально) или в изолированных локальных группах.

Образование 2.0 происходит тогда, когда технологии Web 2.0 используются для улучшения традиционных подходов к обучению. Образование Web 2.0 предполагает использование блогов, подкастов, социальных закладок и связанных с ними технологий участия (взаимодействия). При этом сам процесс образования (процесс его организации) практически не трансформируется, хотя основа для такой широкой трансформации уже проложена.

Образование 3.0 характеризуется богатыми, кроссинституциональными, кросскультурными возможностями в области создания образовательной среды, в рамках которой обучающиеся сами играют ключевую роль в качестве создателей артефактов знаний, которые становятся общими, и где социальные сети и социальные эффекты за пределами учебной деятельности играют активную роль. Образование 3.0 меняет институциональные механизмы, включая политику и стратегии образования, и все это сопровождается разрушением границ (между преподавателями и студентами, а также между дисциплинами).

Таблица 1: Образовательные поколения в системе высшего образования

Характеристики
Образование 1.0Образование 2.0Образование 3.0
Основная роль профессораИсточник знанийУправление и источник знанийОркестратор создания совместных знаний
Механизмы контентаТрадиционные авторские материалыАвторские материалы и свободные / открытые образовательные ресурсы для студентов в рамках дисциплины, иногда в вузахСвободные / открытые образовательные ресурсы, созданные и годные к повторному использованию студентами по нескольким вузам, дисциплинам, наций, дополненные оригинальными материалами
Учебная деятельностьТрадиционные подходы, эссе, задания, тесты, некоторые формы групповой работыТрадиционные подходы, назначение которых передается посредством более открытых технологий; расширение международного сотрудничества в учебной деятельности;  в значительной степени ограничены институциональные и аудиторных границОткрытые, гибкие учебные мероприятия, направленные на создание возможности для студенческого творчества; социальные сети за пределами традиционных границ дисциплины, вуза, нации
Институциональные механизмыКампус на основе фиксированных границами между вузами; обучение, оценка и аттестация предоставляется одним учреждениемУвеличение (также и международное) сотрудничество между университетами; связь между студентами и вузами «один-к-одному»Свободные («незакрепленные») институциональные связи и отношения; ввод новых структур, которые предоставляют услуги высшего образования; разделение региональные и институциональные границы
Поведения учащихсяВо многом пассивное, абсорбционное («впитывающее»)Переход от пассивного к активному, зарождающегося чувства ответственности за процесс образованияАктивное, сильное чувство ответственности за собственное образование, сотворчества ресурсов и возможностей, активный выбор
ТехнологииE-Learning, обеспечивается с помощью электронной системы управления обучением и ограничивается участием в университетеЭлектронное обучение, основанное на сотрудничестве с участием других университетов, в основном в рамках систем управления обучением, но не интеграции других приложенийЭлектронное обучение производится с точки зрения личных распределенных сред обучения, состоящий из портфеля приложений

Три аспекта Образования 3.0 имеют особое значение. Во-первых, роль студентов в принятии выбора иного рода, чем доступны сегодня. Во-вторых, концепция студентов как создателей многоразового контента имеет важное значение для распространения и создания производных продуктов. В-третьих, это институциональные механизмы, которые позволяют организовывать аттестацию результатов обучения в целом, а не только по преподаваемым курсам.

Тем не менее, в то время как Образование 3.0 имеет широкие перспективы для высшего образования, оно также создает и серьезные проблемы для существующих университетов. Одним из ключевых элементов являются люди, формирующие сообщества, которые делают выбор для себя без институционального участия. Достижение этого обеспечивается сайтами, такими как MySpace, Flickr, Blogspot и т.д. Применение этих разработок в области высшего образования вполне вероятно приведет к появлению новых типов организаций, которые могли бы начать конкурировать с современными университетами в оказании образовательных услуг, в научных исследованиях, в обучении и аттестации студентов.

Какую роль будут играть университеты как часть образования 3.0 не ясна. Мы должны спросить, что будет с образованием, когда обеспечиваются новые средства и когда студенты начинают делать свой выбор, облегченный наличием открытого контента, а также гибкими возможностями в аттестации результатов своего обучения? Что будет с теми организациями, которые не в состоянии выжить в одиночку и которые не понимают смысл Образования 3.0?

Переломный момент высшего образования

Понятие переломного момента было придумано Grodzins (1958), и с тех пор проделало свой путь в научной литературе, пока не былл популяризирована в книге Malcolm Gladwell (2000). Он приводит сравнение с эпидемиологией, чтобы объяснить, как социальные явления напоминают эпидемии болезни, как совокупность обстоятельств, объединяясь, через небольшие изменения могут подтолкнуть систему через порог так, что она изменяется в геометрической прогрессии. Исследования в области технологических изменений и инноваций уже давно использовали модели эпидемии, чтобы объяснить распространение технологий, которые следуют S-образной кривой. После первоначального медленного периода, в течение которого неопределенность сдерживает поглощение (поскольку пользователи не хотят брать на себя риск принятия новой технологии), пороговое значение достигнуто, после чего значительно увеличивается скорость диффузии. При этом важным является то, что через социальные технологии (социальную инженерию) можно создавать условия, которые позволяют «опрокидывать» процессы изменений.

Образовательная среда сегодня находится на первом этапе S-образной кривой и поглощения. Идеи и технологии образования 3.0 внедряются по-прежнему медленно. Тем не менее, ряд образовательных, социальных, технологических, правовых и экономических явлений заложили основу для переломного момента в высшем образовании.

Образование
  • Широкое распространение электронного обучения
  • Растущий интерес к альтернативным подходам образования, таким как конструктивизм, обучение на основе ресурсов и т.д.
  • Местное, региональное и международное сотрудничество для создания хранилищ образовательного контента
  • Понимание необходимости признания предшествующего обучения
  • Все более широкое использование ресурсов интернет для поиска информации в процессе обучения
Общество
  • Расширение использования информационных технологий в повседневной жизни и для достижения социальных целей
  • Повышение социального использования виртуального пространства
  • Новое определение личности и общества, которое включает в себя компьютерные опосредованные структуры и людей за пределами своего физического тела
Технологии
  • Широкое распространение персональных компьютеров и интернета
  • Появление Web0, включая блоги, подкасты, инструменты социального взаимодействия и т.д.
  • E-Learning платформы или системы управления обучением, которые включают функции Web 2.0
  • Свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом

Легализация

  • Разработка альтернативных механизмов лицензирования, которые разрешают использование и повторное использование образовательного контента без необходимости получения разрешения автора или иного правообладателя.

Экономика

  • Интернет стал эффективной организационной моделью для развития информационных товаров и услуг и дополняет традиционное понимание рынки и деятельности фирм.

Тем не менее следует отметить, что институциональные механизмы образовательной среды 3.0 по-прежнему в значительной степени отсутствуют.

Переломный момент в образовании 3.0 на институциональном уровне

Появление образования 3.0 зависит от продолжающегося развития и распространения новых технологий, а также усиливающимися попытками создать канал, в рамках которого может протекать реформа образования. Для того, чтобы вузы смогли стать лидерами в развитии образования 3.0, мы должны начать изменения. В таблице перечислены некоторые из этих изменений, которые характеризуют будущих лидеров образования 3.0.

Таблица 2: Изменениякоторые должны произойти в вузах для тогочтобы им стать лидерами в образовании 3.0

Что изменить
ПричинаЗаметки
Расширять использование свободного программного обеспечениюОбразование 3.0 будет зависеть от способности экспериментировать, выращивать новые и интегрированные технологии, которые способствуют развитию социального сотрудничества в рамках институтов, между институтами, в различных дисциплинах, и в разных странахРазработка Свободного программного обеспечения показывает эффективность инновационного механизма на уровне сообществ (Lee и Cole, 2003). Барьеры для участия в этих инновационных процессах значительно ниже со свободным программным обеспечением, чем с патентованным программным обеспечением. Учреждения, которые не в состоянии понять и принять это, будут либо нести непропорционально большие расходы либо покинут рынок.
Способствует созданию свободных и открытых стандартов для обмена и совместного создания ресурсов (а не только для обмена информацией)Образование 3.0 основано на разнонаправленном (интерактивном) сотрудничества, многоцелевом использовании и повторном использования образовательных ресурсов. Использование открытых стандартов гарантирует, что ресурсы остаются совместимыми и доступнымиТолько если стандарты открыты и реализованы в свободном программном обеспечении может произойти истинное сотрудничество с уровнем инноваций, которые будут необходимы для лидерства в образовании 3.0
Хорошая база бесплатных и открытых ресурсов для образования (FORE), в создание которой учреждение вносит свой вклад и из которого черпает ресурсыРесурсы являются основой для конструирования совместных образовательных процессов. Без них Образование 3.0 невозможноМы должны выйти за рамки публикации статических открытых курсов (OCW), которые до сих пор следуют модели «производитель-потребитель»
Процессы и структуры, которые принимают во внимание уроки совместного развития, наблюдаемых при разработке бесплатного программного обеспечения для обученияОбразование должно учиться у свободно организованных, но очень эффективных производственных сетей свободного программного обеспечения и сообществ. Изучение и адаптации их практики могут извлечь большую пользу для образовательной деятельности, как в формальной (например, Китса, 2003) и неформальной формахТакого рода сотрудничество может быть как студенто-ориентированным, преподавательно-ориентированным, или в обе стороны (интерактивным).
Изменение мышления, который говорит, что у студентов есть что предложить, и что способствует формированию “Rip-Mix-Burn”[1] подхода к образованию. Это стирает грань между учеником и учителемБез изменения менталитета, концепция студентов как создателей ресурсов знаний не будет осуществима. Для этого нет лучшего способа узнать, чему учить. В целом, студенты могут многому научить друг друга, а также повторное использование / ремикс является одним из способов, которыми может быть активизировать процесс обученияНаряду с изменением менталитета, необходимы инструменты (например, рубрики), чтобы способствовать оценке ремикс деятельности
Институциональная политика и стратегий, которые способствуют прогрессу в направлении сотрудничества и обмена, а также студенты, как производителей, а не потребителей знаний и ресурсовИнституциональные рамки в области высшего образования необходимы для того, чтобы преподаватели и студенты могли участвовать в образовании 3.0.Вузы меняют медленно и лишь немногие из них охватили возможности Образования 3.0 или даже Образования 2.0
Получение доказательства на основе исследований образовательных и экономических последствий образования 2.0 и 3.0Без доказательств принятие решений будет основываться на интуиции, т.к. есть очень мало исследований в этой области. Нам нужно понять нюансы всех возможностей, не все из которых будут одинаково уместны для реализации на практике.Существует также возможность для создания стандартов для описания и оценки неформальных и неструктурированных форм учебной деятельности.
Использование гибких информационные системы, которые  в состоянии справиться с административными проблемами образования 3.0Образование 3.0 потребует от организации широкого спектра форм и методов оценки и аттестации обучения, а не только формальных или классических дистанционных формОдин из подходов к этому, который стремительно завоёвывает место в деловом мире является сервис-ориентированная архитектура, подход, предназначенный для гибкости бизнес-процессов

References

  1. Dewey, 1998. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston, Mass.: Houghton Mifflin.
  2. Downes, 2005. “E-learning 2.0,” eLearn Magazine, at http://elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1, accessed 21 September 2006.
  3. Gladwell, 2000. The tipping point: How little things can make a big difference. Boston: Little, Brown.
  4. Grodzins, 1958. The metropolitan area as a racial problem. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press.

D.W. Keats, 2003. “Collaborative development of open content: A process model to unlock the potential for African universities,” First Monday, volume 8, number 2 (February), at http://firstmonday.org/issues/issue8_2/keats/, accessed 3 March 2007.

D.W. Keats and M.A. Beebe, 2004. “Addressing digital divide issues in a partially online masters programme in Africa: The NetTel@Africa experience,” Fourth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT’04), pp. 953-957.

D.W. Keats, M. Beebe, and G. Kullenberg, 2003. “Using the Internet to enable developing country universities to meet the challenges of globalization through collaborative virtual programmes,” First Monday, volume 8, number 10 (October), at http://www.firstmonday.org/issues/issue8_10/keats/, accessed 3 March 2007.

G.K. Lee and R. Cole, 2003. “From a firm-based to a community-based model of knowledge creation: The case of the Linux kernel development,” Organization Science, volume 14, number 6 (November-December), pp. 633-649. http://dx.doi.org/10.1287/orsc.14.6.633.24866

V.S. Massingue, 2003. “Building awareness and supporting African universities in ICT management,” Doctoral dissertation, Delft University of Technology; summary at http://www.uem.mz/faculdade/ciencias/ciencias_revista/textos/massingue.pdf, accessed 3 March 2007.

  1. O’Reilly, 2005. “What is Web 2.0: Design patterns and business models for the next generation of software,” at http://www.oreillynet.com/lpt/a/6228, viewed 20 September 2006.
  2. Popper, 1972. Objective knowledge: An evolutionary approach. Oxford: Clarendon Press.
  3. Readings, 1996. The university in ruins. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

E.M. Rogers, 1983. Diffusion of innovations. Third edition. New York: Free Press.

Tapscott, D. 1998. Growing up digital: The rise of the net generation. New York: McGraw-Hill; see also http://www.growingupdigital.com/.

  1. Wolff and S. MacKinnon, 2002. “What is the digital divide?” TechKnowLogia (July-September), at http://www.techknowlogia.org/TKL_active_pages2/CurrentArticles/main.asp?FileType=HTML&ArticleID=410, accessed 16 March 2003.

[1] Лоуренс Лессиг впервые использовал эту линию от Apple Computer, чтобы объяснить, как технологии и законы открывают огромные возможности для простых людей (студентов в нашем случае), чтобы стать творцами. Он утверждал, что возможность копирования («отрываться»), изменения / улучшения («смесь») и передача его другим ( «гореть» на компакт-диске) имеет важное значение для развития человеческой культуры и общества.

Поделиться: