Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как инновационная составляющая образования

Статья посвящена осмыслению изменений в современном обществе, которые ведет за собой технологическая революция. Реформируются многие социальные институты, и, конечно, сфера образования: активно разрабатываются новые методы обучения, создаются образовательные площадки новых форматов.

Примером такой площадки является Центр молодежного инновационного творчества, созданный для обеспечения доступа детям и молодежи к высокотехнологичному оборудованию. Материалом для данной статьи послужил опыт работы с детьми и молодежью в действующем ЦМИТе «Суперлаб»

А. Н. Воробьева

педагог-методист, специалист инновационного творчества.

В настоящее время в России происходит модернизация многих социальных институтов. Глубокие изменения коснулись и сферы образования – от дошкольного обучения до послевузовского образования.  В процессе принятия реформ пересматриваются не только уже существующие фундаментальные принципы образования, но и формируются совершенно новые подходы к обучению и интеллектуальному развитию молодого поколения.  С одной стороны, реформирование образования обусловлено внешними факторами – в условиях интернационального сотрудничества общество должно находиться на должном уровне индустриального, технического и социального развития (для поддержания продуктивности и функциональности совместной работы). Но, с другой стороны, необходимо понимать, что серьезные изменения возможны только в созревшем и готовом для перемен обществе.

Все мы представляем, насколько интенсивно сейчас происходит развитие новых технологий. В подобных условиях общество вновь обращается к человеческому интеллекту как к главному ресурсу экономики и производства.

В процессе глобализации, во многом благодаря интернету и информационным технологиям, обществу открылись широкие возможности для получения доступа к интеллектуальному наследию. Сейчас, чтобы овладеть какой-либо информацией, достаточно иметь доступ в интернет, и даже необязательно быть привязанным к компьютеру.  Представим ситуацию: молодой человек, обучающийся на 3-ем курсе ВУЗа, захотел сменить свою специальность и решил освоить радикально другую профессию.  Определенное количество лет назад, ему, для осуществления своего желания необходимо было бы переводится в другой ВУЗ (со всеми вытекающими обстоятельствами), либо бросать обучение и поступать вновь в образовательную организацию другой направленности.  Сейчас же, с помощью мобильных устройств и доступа в сеть Интернет, студент может найти обширный пласт информации по интересующей его теме, изучить и перенять опыт, поколениями накопленный человечеством (мастерами своего дела из родной страны и зарубежья).  И это может быть качественным самообразованием.  С имеющимися знаниями, молодому человеку будет достаточно пройти обучение на специальных курсах, чтобы стать начинающим специалистом в новой для него сфере.

При этом студент:

А.  Имеет возможность не отчисляться из своего ВУЗа (что формально получить диплом о высшем образовании).

Б.  Впитывает необходимую информацию в удобной для него форме – аудио и видео лекции; аудио книги, журналы, газеты; познавательные и научные фильмы; дистанционные семинары и вебинары; профессиональные форумы; письменные источники информации.

В.  Не несет особых материальных затрат – даже не имея компьютера можно задействовать необходимые ресурсы.

Г.  Реализует свой творческий потенциал, самореализуется и самосовершенствуется по удобной для него методике.

Д.  Обеспечивает индивидуальный график обучения – время и место самообучения человек выбирает себе самостоятельно.

Этот пример иллюстрирует, как технологические новшества повлияли на важнейший социальный институт — образование.

Стоит понимать, что эти изменения происходят не только во внешней стороне жизни личности, меняется и внутренний мир человека, направленность его мыслительных процессов и логика. Безусловно, все это оказывает сильное влияние на индивидуума и способствует изменениям. Именно такой человек готов к реформам и переменам в жизни всего общества.

Стоит привести еще один пример. Несколько лет назад молодой родитель при воспитании своего ребенка прибегал к исторически привычным для него методам – читал вслух сказки. Сейчас молодая мама может включить на планшете видео, оставить малыша с «повествующей» техникой и параллельно заниматься домашними делами. Опустим темы влияния техники на здоровье и обратимся к процессам формирования личности ребенка. Некоторые изменения, которые мы можем заметить:

  1. Меняется канал сбора информации. Малыш получает информацию визуально, в меньшей степени используя органы слуха.
  2. На подсознательном уровне процесс получения новой информации перестает зависеть от окружающих людей, но ассоциируется с техническими устройствами.

В этом примере речь идет не о плюсах и минусах использования гаджетов детьми, а об изменении методов познания мира личностью. Теперь человек с детства подсознательно обладает иной методикой овладения информацией, новым источником и инструментарием получения знаний.

 Российский филиал исследовательского концерна GfK Group (Gesellschaft fur Konsumforschung) в январе 2017 г. опубликовал отчет «Тенденции развития интернет-аудитории в России». По результатам исследования аудитория интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше составляет 70,4% населения, то есть около 84 млн. человек (рис. 1).

По данным, полученным благодаря исследованию компании Яндекс («Развитие Интернета в регионах России», 2015 г.), и сведениям, предоставленным Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK, проникновение Интернета для лиц «12+» составляет 79% (исследования по 26 крупным городам России).

Можно говорить о том, что минимум 79% детей из российских мегаполисов пользуются Интернетом и технологичными гаджетами. Следовательно, они имеют иную, отличную от исторически сложившейся, траекторию личностного развития – это так называемое «поколение Z» или «цифровой человек».

Представители поколения Z активно используют все продукты технологической революции – от Интернета до инструментов виртуальной реальности. Но в отличие от современных взрослых дети нового поколения используют гаджеты не как помощника для жизни, а как неотъемлемую часть окружающего мира. Познание, обучение, общение, развлечения немыслимы и неосуществимы без использования современных устройств. То, что для предыдущих поколений было невероятным технологическим будущим, для поколения Z – окружающая реальность.

Необходимо понимать, что эти дети станут полноценными членами общества, поэтому нам, взрослым, предстоит научиться понимать этих маленьких личностей уже сейчас. Только так мы сможем достойно воспитать и обучить новое, интеллектуально развитое поколение.

Принимая во внимание все современные тенденции, специалисты в современном обществе создают условия для воспитания и обучения детей цифрового поколения. Проводятся различные педагогические и технологические форумы, посвященные данной проблематике, открываются обучающие и развивающие учреждения новых форматов. Примером такого нового формата являются ЦМИТы – Центры молодежного инновационного творчества.

ЦМИТ – это площадка для технического творчества детей и молодежи, оборудованная определенным набором технических и производственных устройств. Многие взрослые посетители проводят некую аналогию между ЦМИТом и советскими кружками моделирования, конструирования и т. п. Но это сравнение не будет верным, потому что в ЦМИТе есть важная составляющая, которой не было раньше ни в одном учреждении для детей, – инновационность.

Одна из стратегий развития Центров молодежного инновационного творчества – это вовлечение молодежи и детей в сферу высоких технологий и современных инновационных исследований посредством мастер-классов и курсов с целью ранней профориентации учащихся.

Посещение ЦМИТа дает возможность узнать новую информацию, познакомиться с неизученными процессами и закономерностями, освоить новые умения, навыки и компетенции. Благодаря особенностям мышления современного ребенка нахождение в ЦМИТе благоприятно сказывается на его мотивации к саморазвитию, созиданию. Этому способствуют следующие факторы:

1) Свобода творчества. В отличие от образовательных организаций, в Центре на первом месте стоит свобода выбора личностью рода своей деятельности.

2) Разнообразие развивающих форм, методик и направлений деятельности. Обучение проходит в удобном и привычном для детей цифровом формате, при этом каждый ребенок может подобрать интересное лично ему занятие, например, выбрать 3D моделирование (начало виртуальной архитектуры) или начать работу с лазерным устройством; цифровым микроскопом и пр.

3) Оригинальные  задачи для развития. Детям предлагается решать задачи по воплощению конкретного проекта: технически решать глобальные проблемы человечества, сконструировать технику будущего, использовать аддитивные технологии для постройки модели. Например – создать макет Космодрома будущего.

4) Осознание возможности воплотить свои идеи в реальность стабильно повышает желание резидента ЦМИТа развиваться в технической сфере и реализовывать конкретные проекты, видеть результат своей работы.

5) Личная ответственность ребенка. В Центре, начиная работу над конкретным проектом, ответственность за результат ложиться на плечи учащегося. Таким образом повышается его значимость в системной работе Центра, что дает детям возможность самоутверждаться и развивать ответственность за процесс и результаты своего труда.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что мы являемся современниками и свидетелями формирования нового поколения, потенциально превосходящего нас в осознании нового, интеллектуально-технологичного мира. И в наших силах помочь этому поколению правильно сформироваться и реализовать свои возможности на благо всего общества.

 

Электронные источники

  1. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/slabovid/activities/reports/2013/internet_in_Russia.html (дата обращения 12.05.2017 г.)
  2. Тенденции развития Интернет-аудитории в России [Электронный ресурс] // Исследование GfK. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения 12.05.2017 г.)
  3. ЦМИТ «Суперлаб» http://cmit-superlab.ru/ (дата обращения 12.05.2017 г.)

 

Читайте также