Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Пути совершенствования Всероссийской олимпиады школьников по технологии

В статье рассматриваются пути совершенствования всех трех составляющих Всероссийской олимпиады школьников по технологии путем введения открытых тестов и творческих теоретических заданий, практических работ – через введение дополнительных работ по робототехнике и 3D моделированию по выбору учащихся, и презентации проектов с учетом рекомендуемых направлений выбора тематики творческих проектов.

Хотунцев Ю.Л.,

профессор, д-р физм.-мат. наук, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников (Технология. Техника и техническое творчество)

Татко Г.Н.

доцент, канд.пед.наук, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников (Технология. Культура дома и декоративно-прикладное творчество)

Задачами Всероссийской олимпиады по технологии являются выявление  и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология», умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих заданий и творческих проектов. Сегодня одной из главных задач олимпиады по технологии является задача по развитию устойчивого интереса у одарённых детей к той проектной деятельности, которая побуждает ребёнка исследовать глубоко проблему, связанную с темой проекта и результат которой учащиеся в итоге демонстрируют на олимпиаде.

В условиях модернизации технологического образования важнейшей целью олимпиады по технологии стало повышение уровня технологического образования школьников на основе практического освоения традиционных и новейших технологий, используемых в современном производстве [1, 2].

В соответствии с избранными принципами отбора содержания Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в двух номинациях «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». Эта  олимпиада на каждом этапе (школьном, муниципальном, региональном и заключительном) включает три тура.

Первый тур – теоретический, который содержит 3 уровня вопросов (предметные, межпредметные, творческие) с целью проверки знаний учащихся,  умений применять эти знания в процессе решения практических  задач и выполнения творческого задания. Часть (примерно половина) тестов даются в открытой форме (без предлагаемых ответов) с целью проверить не только знания, но и способность к рассуждению по конкретному вопросу, к анализу в процессе рассуждения, к обобщению и к логическому изложению своих мыслей.

Творческое задание (описание процесса изготовления однодетального, в направлении «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» возможно многодетального, изделия) дается на всех этапах олимпиады и во всех классах (с 5-го  по 11-й).

С учетом развития технологий (лазерных технологий, нанотехнологий, робототехники, 3D принтеров, станков с ЧПУ, «умного» дома, альтернативной энергетики и т.п.), соответствующие вопросы целесообразно включать в тестовые задания.

Оценка творческих заданий включает:

  1. Обоснование выбора материала, формы и размеров заготовки.
  2. Эскиз от руки с указанием размеров.
  3. Технологическая карта изготовления.
  4. Обоснование выбора технологий изготовления.
  5. Обоснование выбора необходимого оборудования и инструментов.
  6. Возможное украшение изделия (резьба, роспись и т.п.).

Общая оценка не должна превышать 10 – 11 баллов (в зависимости от номинации). В номинации «Культура дома и декоративно-прикладного творчества творческое задание может быть абсолютно разным. При работе над этой частью задания может использоваться широкий спектр вариантов с комбинированным подходом в моделировании и конструировании. Проектирование и изготовление изделий может включать не только детали кроя одного изделия, эта часть может дополняться аксессуарами, украшениями и другими элементами на основе не только выполнения эскизов, но и макетирования, с применением различных техник, используемых в разделе «Рукоделие». Варианты заданий можно предложить выполнить как в бумаге (разного вида), так и в ткани. Кроме описания технологического процесса можно предложить учащимся выбрать текстильные материалы для предлагаемой модели, обязательно решается такая технологическая задача, как расчёт материала и другие.

Ряд задач, которые ставятся перед конкурсантами в творческом задании и последующем проекте достаточно сложные и выполнение этих видов работ способно продемонстрировать уровень системного   технологического мышления обучающегося [3].

Во втором туре олимпиады учащиеся должны выполнить практическое задание с доконструированием выбранного изделия в номинации «Техника и техническое творчество»: ручная или машинная деревообработка, ручная или машинная металлообработка, электротехника (по выбору).

Практическая работа в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» состоит из двух частей: первая часть задания, связанна с моделированием, которое является очень сложным разделом для освоения учащимися, а, следовательно, и сложным этапом практического задания. Задания по моделированию требуют нестандартных, а оригинальных решений. При выполнении практического задания по обработке какого-либо узла или изделия учащимся необходимо доработать конструкцию (доконструировать), т.е. добавить свои конструктивные элементы, отразить это в технологической карте. При такой постановке вопроса в задании участник может найти своё, новое решение. Для каждой выполняемой операции разработаны критерии оценки пооперационного контроля.  При выполнении практического задания важное значение для конечного результата имеет творческая составляющая, такая как выбор конкурсантом техники декорирования, включая вышивальную машину с программным управлением. Все задания составляются в соответствие с Примерной основной образовательной программой основного общего образования по технологии 2014 года [4].

С 2016 года в задания олимпиады по технологии для номинаций «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» введены два новых направления практических работ: «Роботехника» и «3D моделирование, 3D прототипирование», которые необходимо выполнить в течение 3 часов с двумя 10-минутными перерывами.

Третий тур каждого этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии включает презентации творческих проектов, выполненных учащимися и свидетельствующих об уровне их творческого развития.

С 2016 года Министерством образования и науки РФ в проектной деятельности учащихся рекомендовано выделить несколько направлений.

Номинация «Техника и техническое творчество»

  1. Электротехника, автоматика, радиоэлектроника (в том числе проектирование систем подобных концепции «Умный дом», проектирование систем с обратной связью, проектирование электрифицированных объектов, применение систем автоматического управления для устройств бытового и промышленного применения).
  2. Робототехника, робототехнические устройства, системы и комплексы (робототехнические устройства, функционально пригодные для выполнения технологических операций; робототехнические системы, позволяющие анализировать парметры технологического процесса и оптимизировать технологические операции и процессы; робототехнические комплексы, моделирующие или реализующие технологический процесс).
  3. Техническое моделирование и конструирование технико-технологических объектов.
  4. Художественная обработка материалов (резьба по дереву,  художественная ковка, выжигание и другие).
  5. Проектирование сельскохозяйственных технологий (области проектирования — растениеводство, животноводство).
  6. Современный дизайн (фитодизайн и другие).
  7. Социально-ориентированные проекты (экологическое, бионическое моделирование; агротехнические проекты: ландшафтно-парковый дизайн, флористика, мозаика и другие с приложением арт-объектов).
  8. Проектирование объектов с применением  современных технологий  (3D технологии, фрезерные станки с ЧПУ и другие), проектирование новых материалов с заданными  свойствами и объектов из новых  материалов.

В номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество с 2016 года по просьбе регионов Министерство образования и науки РФ расширило направления проектной работы учащихся следующим образом:

  1. Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода.
  2. Декоративно-прикладное творчество (рукоделие, ремёсла, керамика и другие), аксессуары.
  3. Проектирование сельскохозяйственных технологий (области проектирования — растениеводство, животноводство).
  4. Современный дизайн (дизайн изделий, дизайн интерьера, фитодизайн, ландшафтный дизайн и т.д).
  5. Социально-ориентированные проекты (экологической, агротехнической, патриотической направленности, проекты по организации культурно-массовых мероприятий, шефская помощь и т.д.).
  6. Национальный костюм и театральный костюм.
  7. Проектирование объектов с применением современных технологий (3D технологии, применение оборудования с ЧПУ, лазерная обработка материалов и другие), проектирование новых материалов с заданными свойствами.

Разработаны новые методические рекомендации по оформлению проекта [5].

Таким образом, в заключении следует отметить, что в 2017-2018 учебном году, в условиях модернизации технологического образования  олимпиада по технологии поступательно продолжает своё развитие с сохранением уже имеющегося многолетнего опыта. Регионы Российской Федерации находятся не в одинаковых условиях в отношении обеспеченности профессиональными кадрами, материально-технической базы, включая наличие компьютеров и тем более современного оборудования (станки и швейные машины с ЧПУ, 3D принтеры и другие). Тем не менее, поэтапное обновление содержания теоретических и практических заданий позволяет из года в год расширять географию регионов, принимающих активное участие в олимпиаде. В 2014-2015 учебном году в олимпиаде участвовали дети из 42 регионов, в 2015-2016 учебном году — из 53 регионов, в 2016-2017 учебном году количество регионов, подготовивших детей к олимпиадным испытаниям, увеличилось до 57.

 

Литература

 

  1. Хотунцев Ю.Л., Татко Г.Н. Принципы отбора содержания Всероссийской олимпиады школьников по технологии // Наука и школа. 2016. № 4. С. 65-73.
  2. Хотунцев Ю.Л., Татко Г.Н. ТЕХНОЛОГИЯ. Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников для организаторов и членов жюри в номинациях «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» в 2016-17 учебном году. URL: www.rusolimp.ru (Дата обращения 20.092017 г.)
  3. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Системное технологическое мышление, проектно-технологическое мышление и технологическая культура человека / Материалы XXI Международной научно-практической конференции МПГУ «Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе». М.: МПГУ, 2015. С. 3-9.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: fgosreestr.ru (Дата обращения 20.092017 г.)
  5. Татко Г.Н., Будникова О.В., Пичугина Г.В. Творческий проект по технологии (написание, оформление пояснительной записки и защиты творческих проектных работ учащимися общеобразовательных организаций) (культура дома и декоративно-прикладное творчество). Методические рекомендации. М.: МГОУ, 2017.

Читайте также