Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ

 

В статье рассматриваются значимые вопросы для современного  общего образования Польши.  Исследуется педагогическая деятельность с позиции перемен запроса в современном обществе. Представлен анализ профессиональной деятельности учителя, его развития на основе мнений различных ученых. Отражена дискуссия в отношении набора компетенций, условий их формирования у современного польского учителя.

Ордон У., д-р педагогических наук, профессор, зам. директора института начального образования Академии имени Яна Длугоша

Современный учитель как инициатор качественных преобразований в образовании и в обществе Польши должен обладать профессионализмом, компетенциями, творческой и активной позицией и ответственностью.

Учитель современной школы — это «мастер действия, вдохновляющий к действию и поиску, открытый для других, аниматор воспитания и образования» [1]. Учитель становится в большей степени организатором учебно-воспитательного процесса, диагностом, новатором, педагогом, а также дидактом [6].

Учитель, с точки зрения В. Оконя — это человек, который учит других, передавая им знания, или учит кого-то, как жить. В работе учителя ученый выделяет обучение, воспитание и развитие учащихся, находящихся под его опекой [12]. Учитель, контактируя с учащимися, становится для них примером, а иногда и образцом поведения [17]. Учитель, по мнению ученого, постоянно работает над собственным личностным и профессиональным развитием, руководствуется в жизни идеалами истины, добра и красоты.

В научной литературе профессия учителя относится к группе профессий, где кроме знаний, навыков и компетенций, существенное значение имеют ценности, миссия, верность идее и делу, призвание, и даже шарм. Полный макет особенностей составляют: харизма, способности и особенности личности [10]. Именно последние отличают учителей из других профессиональных групп. Среди них те качества, которые ценят работодатели, как, например, готовность к постоянному обучению, восприятие своей профессии педагога в категориях призвания и миссии, любви к детям. Наряду с этим, для польского учителя ценится его нацеленность на непрерывное совершенствование и обновление знаний в области определенной квалификации и профессиональной компетенции [2].

Профессия учителя является профессией, требующей строго определенных квалификации и профессиональных компетенций [9], необходимых для эффективного и оптимального осуществления профессиональной деятельности. С другой точки зрения, компетенции включают в себя научные знания из области преподаваемой дисциплины (предмета обучения), развитие педагогических навыков, необходимых для рациональных и теоретически обоснованных образовательные действий, общения с учениками и другими участниками образовательного процесса [16]. Компетенции учителя также обеспечивают эффективное взаимодействие с учащимися в интересах достижения целей образования, учитывают психологические особенности и личностные потребности учащихся. Современному польскому учителю в значительной степени нужны знания из областей психологии и социологии, области педагогического мастерства [16]. Требования, связанные с современной работой учительства, основываются на высоком уровне формального и неформального образования, соблюдении правил этики и культуры здоровьесбережения.

Компетенции в педагогической литературе рассматриваются как сочетание индивидуальных способностей, навыков, системы знаний, опыта, взглядов на профессиональную деятельность и личностных особенностей индивида. Их уровень во многом зависит от эффективности и результативности действий, связанных с реализацией образовательных стандартов [2]. Несколько иначе ученые определяют профессиональную компетентность: как особое свойство, которое выражается в осознанной демонстрации стандартов, установленных на социальном уровне, способности совершать адекватные действия и быть ответственным за них [4]. Таким образом, компетенции и компетентность дают возможность учителю не только осуществлять, оценивать свои профессиональные действия, но и отвечать за их результаты.

Условием формирования и развития профессиональной компетентности учителя должна быть соответствующая педагогическая среда, обеспечивающая открытость, творческие и инновационные отношения, умение сотрудничать в решении ситуаций, диалог, компромисс и консенсус [17]. Сформированная профессиональная компетентность является основой для ответственности учителя, способности его быть экспертом, проявления мастерства в реализации профессиональных задач, независимости, творчества, терпимости и критичности.

Профессиональная компетентность, как показывает анализ литературы, у современных учителей может иметь разный уровень с точки зрения показателей. Общие компетенции являются отправной точкой для развития ключевых компетенций профессионального педагога: педагогической, психологической, методической и других. Их детерминантность определяет способности выполнять сложные функции и задачи образования, самостоятельность и творчество в выборе методов обучения, создавать собственные концепции программ, оценивать свои действия и результаты и результаты учащихся. Ключевые компетенции являются основой эффективного обучения и профессионального развития, сотрудничества.

Чрезвычайно значимым для дидактической и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов являются художественные компетенции: владение музыкальными инструментами, основами искусства [7]. Ключевые компетенции, определяющие успешность педагогической деятельности, разнообразны и образуют целостную модель, содержание которой следует кратко охарактеризовать.

Компетентность как широкое проявление компетенций при определенных условиях предполагает высокое качество знания преподаваемого предмета и хорошее знание смежных дисциплин. Психолого-педагогические компетенции включают в себя комплекс знаний в области педагогики и психологии, а также определенные навыки и способности, необходимые для реализации педагогических функций и задач. Важным видом компетенций, характеризующих современного учителя, является педагогическое взаимодействие.

Социально-экономические преобразования и изменяющаяся реальность формирует ожидания, связанные с проектно-прогностической компетенцией педагогов, означающих способность к планированию, организации и реализации комплексной деятельности, развитию активных отношений с учащимися и воспитанниками, формированию навыков сотрудничества с разными представителями окружающей среды школы [8].

В свою очередь, прагматические компетенции включают знание технологии обучения, владение комплексом методов и навыки в области проектирования и организации обучения учащихся, определения исходных и конечных условий работы с учетом возможностей и способностей детей, оценки результатов выполнения поставленных задач. Выражаются они также в умении правильно применять различные элементы методического мастерства: педагогических принципов, форм, методов и средств работы [4].

От современного учителя требуется компетенция по созданию образовательного пространства, в котором главным принципом его существования является социальная активность, а также взаимодействие, а не конкуренция. От учителя ждут определенного уровня эффективности в установлении партнерских отношений с учащимися, их родителями, активизации различных участников образовательного процесса, инициативы и совместной деятельности со внешней средой [2]. Это сотрудничество включает в себя совместное выявление и устранение проблем, принятие решений, связанных с функционированием образовательного учреждения.

В этой связи важную группу компетенций учителя составляют коммуникативные компетенции, включающие навыки выполнения признаваемых межличностных отношений, правильное восприятие и передача информации [2]. Коммуникация — это процесс, включающий взаимодействие, обмен сообщениями и информацией с другими людьми. Эта способность необходима для педагогической работы и требует постоянного, эффективного установления и поддержания взаимодействия с учеником. Одним из важнейших показателей коммуникативной компетенции является правильность и логичность речи, диалогичность. Культура речи является важным показателем профессионализма современного учителя.

Модель современного учителя-профессионала завершают творческие компетенции, представляющие собой комплекс умений и действий в области владения современными методами и техниками обучения, активизирующих детей на творчество в процессе их деятельности, поиск новых способов действия. Этот вид компетенций является особенно важным в работе педагогического коллектива, учитывая постоянно меняющиеся условия жизни школы. Они связаны с принятием школой ответственности за сделанный выбор, разработку концепции изменений в соответствии с ним.

Современная школа в Польше требует творческих, ответственных педагогов, умеющих разрабатывать различные стратегии обучения и образования. Творчество в работе педагогического коллектива проявляется также в способности разрабатывать авторские учебные программы, создании собственных концепций образования с учетом социальных и образовательных потребностей учащихся и их родителей, а также условий конкретной школы.

Педагог со сформированной творческой компетенцией является не только реализатором требуемых от него способов деятельности, но и создателем собственных идей и инициатив, новатором форм и методов школьной работы, а также популяризатором их в педагогической среде. Творческие компетенции означают возможность осуществления профессиональной рефлексии, диагностики, анализа и исследования собственной педагогической практики, а также построения на этой основе собственной системы профессионального опыта [2].

Создавая современные модели профессиональных компетенций учителя, необходимо также учитывать комплекс особо значимых информационно-медийных умений и навыков, обуславливающих эффективное использование новейших информационных технологий. Они обеспечивают эффективный интерактивный обмен педагогическим знанием и опытом в дистанционном обучении и международных связях. В состав информационно-медийной компетенции входят умения использовать в образовательном процессе современные источники информации, осуществлять широкий обмен научных знаний и опыта на национальном и международном уровнях, устанавливать контакты с научной средой и школами разных стран мира [15].

Профессионализм педагога как понятие интегрально связано с качеством профессиональной деятельности, выполняемым человеком. Профессия педагога — это уровень высокой квалификации [9]. Термин «профессионализм» означает не только его содержательный аспект, но и соблюдение высоких стандартов: познавательных, функциональных и этических. Профессионализм приобретает особое значение в педагогической профессии: независимость в своей профессиональной деятельности; учет потребностей учащихся, что способствует формированию у них критического мышления; отражение отношения к себе и к миру; взаимодействие с учащимся в выявлении, объяснении и решении проблем; умение общаться с субъектами образовательного процесса; проявление способности действовать в новых ситуациях, создавая собственные правила, обеспечивающие его качественную деятельность.

Профессиональная работа отличается некоторыми особенностями, к которым относятся: независимость, ответственность, рационализм, прагматизм, потребность, достижения и идентификация с профессией [3].

Раскроем их более детально [13]:
– независимость — быть специалистом, самостоятельно осуществляющим комплексные педагогические и управленческие задачи, преодоление трудностей и конкуренции с другими сотрудниками; стремление учитывать мнение окружающей среды, сохраняя чувство собственного достоинства;
– ответственность — чувство ответственности педагога за себя и учащихся, которые доверились знаниям и умениям профессионала. Относится к основным канонам морали;
– прагматизм — выражается прежде всего в способности отделить сферу профессиональной деятельности от других сфер жизни человека; не смешивать собственные чувств и убеждений с профессиональной деятельностью, а руководствоваться исключительно правилами прагматизма;
– рационализм понимается как основной способ соотнесения собственных возможностей и требований коллектива, администрации, стандартов; способность оценивать риски и отбирать наиболее оптимальные решения. Производной рационализма может рассматриваться как норма уважения компетенции, поэтому профессионал должен концентрироваться на своей области деятельности и не вмешиваться в дела, не касающиеся его области;
– идентификация с профессией обозначает, что для профессионала точкой отсчета в понимании различных социальных явлений являются его опыт, знания и поведение коллег по профессии. Профессиональная идентификация побуждает к большей лояльности по отношению к нормам педагогического коллектива;
– потребность достижений – серьезный показатель необходимости самореализации учителя через поиск возможностей для личного роста и профессионального развития. В организационной культуре высокие стремления и желание «строить карьеру» не принято скрывать, а скорее рассматривать их как цель предпринимаемых действий.

Профессия учителя в Польше, как следует из анализа педагогической литературы, является творческой, связанной с выполнением социальной миссии. Это требует профессиональной ориентации, выражающейся определенным уровнем формального образования и его совершенствования в процессе различных форм переподготовки и повышения квалификации, наличием системы разнообразных профессиональных компетенций, мотивации.

По мнению T. Пульша, деятельность учителя в обществе одна из самых благородных в области исполнения социальных ролей и миссий [14]. Однако быть активным, творческим и эффективным педагогом нелегко во времена перманентных изменений во всех сферах современной действительности.

Завершая исследование вопроса о педагогических компетенциях польского учителя в условиях изменяющихся требований к нему, следует отметить, что профессиональная работа учителя не может быть механической, рутинной, исполнительской. Она должна осуществляться в соответствии с этикой, знаниями, талантом и хорошей научной и педагогической подготовкой учителя. Высокий ранг социальной профессии учителя, множественность и разнообразие поставленных задач и ожиданий, связанных с формированием личности, отражает осознание обществом приоритета воспитания и развития подрастающего поколения Польши.

Литература
1. Arends R.J., Uczymy się nauczać, WSiP Warszawa 1994.
2. Atmańczuk K., Standardy kwalifikacji zawodowych, „Edukacja i Dialog” 2003 nr 148.
3. Badora S., Uczucia i profesjonalizm, Wyd, WSP, Czestochowa 1998.
4. M. Czerepaniak- Walczak, Aspekty źródła profesjonalnej refleksji nauczyciela, Kraków 1997, s.87..
5. Hörner Wolfgang, O profesjonalizacji nauczycieli – wstępne wyjaśnienia pojęciowe [w:] Nauczyciel i kształcenie nauczycieli. Zmiany i wyzwania, red. Hörner W., Szymański M.S, Wyd. Żak, Warszawa 2005.
6. J. Karbowniczek, M. Kwaśniewska, B. Surma, Podstawy pedagogiki przedszkolnej z metodyką, Wyd. Akademii Ignatianum, WAM, Kraków 2013,
7. A. Królikowska, B. Topij- Stempińska, Wizerunek Nauczyciela we współczesnym społeczeństwie polskim, [w:] Edukacja Elementarna w Teorii i Praktyce, Wyd. Akademii Ignatianum, Kraków 2016,vol.31/1/2016, s.13-26.
8. Cz. Kucharska, Nauczyciel nowych czasów,[w:]Polski system edukacji po reformie 1999 roku. Stan. Perspektywy. Zagrożenia, red. Z. Andrzejak, l. Kasprzak, K. Pająk, Poznań- Warszawa 2005, s.214.
9. Kwiatkowska H., Nowa orientacja w kształceniu nauczycieli, PWN, Warszawa 1989.
10. Kwiatkowska H., Pedeutologia, Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, Warszawa 2008.
11. Nikitorowicz J., Tolerancja i odpowiedzialność nauczyciela, „Kwartalnik Pedagogiczny”, 2000, nr 1-2.
12. W. Okoń, Nowy Słownik Pedagogiczny, Wyd. Żak, Warszawa 1998, s.255.
13. Pedagogika ogólna i subdyscypliny, L. Turos (red.) Wyd. „Żak”, s.484.
14. T. Pilch, Encyklopedia Pedagogiczna XXI wieku, Wyd. Żak, Warszawa 2004,s. 552-553.
15. Pielachowski J. Nauczyciel, a reforma edukacji — zmiana roli zawodowej i prawnej, „Edukacja Medialna”.2001, nr 3.
16. J. Szempruch, O funkcjonowaniu zawodowym nauczyciela w zmieniającej się szkole, [w:]Profil kompetentnego nauczyciela w europejskiej szkole, red. M. Blachnik- Gęsiarz, D. Kukla, Wyd. WSL, Częstochowa 2008, s.14.
17. J. Szempruch, Pedeutologia. Studium teoretyczno- pragmatyczne, Wyd. Impuls, Kraków 2013, s.83.

 

 

Читайте также