Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Интерактивные методы как условие интерактивного образования

Цель развития личности потребовала поиска и отбора методов, активно влияющих на формирование личностных качеств обучающихся. Интерактивные методы имеют потенциал интенсивной мотивации, что во многом способствует личностному развитию обучающихся на всех уровнях системы образования.

Шевченко Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент, эксперт в области современных образовательных программ и технологий (Московский городской педагогический университет, Москва)

Обучение и развитие относятся к вечным педагогическим проблемам. На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному. Цель развития личности заставила российское образование вновь обратиться к проблеме обучения и развития, стремясь найти наиболее правильное ее решение. Однако, у педагогов на всех уровнях системы образования, которые в большей или меньшей мере заняты решением данной проблемы, по мере возникновения вариантов ее преодоления, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов. При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся. Важно при этом напомнить, что в условиях организации учебной работы, в частности интерактивного взаимодействия, форму планирования и организации обучения определяет выбор ведущего метода.

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний.

Задача современного учителя в настоящее время не преподносить знания школьникам, а более практичная и прагматичная – создать мотивацию и сформировать комплекс универсальных общеучебных умений и действий, чтобы учить самого себя. Очевидно, что всякое умение к учащемуся приходит не без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, проектированию его образовательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»).

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация, общение. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия.

Интерактивное обучение — это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося, между учащимися.

Интерактивное обучение как форма познавательной деятельности имеет вполне конкретные цели, направленные, прежде всего, на создание комфортных условий учебной работы, которая обеспечивает учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся – партнеры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, суждениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело (выполнение задания).

Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает познавательный и социальный опыт учащихся на новый, более высокий уровень развития, формирует сотрудничество и кооперацию. Интеракция не допускает преобладание одного из партнеров, одного мнения над другим. Она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. В диалоговом обучении партнер начинает осознаваться как ценность, поскольку благодаря этому человеку развивается другой человек. Особенно активно это происходит в процессе дискуссии, оппонирования, что побуждает заявителя позиции глубже вникать, увидеть другую сторону обсуждаемого вопроса. Именно это и является отличительными чертами диалогового обучения, востребованного в настоящее время во всех системах образования развитых стран. В процессе диалогового обучения на уроках организуются парная и групповая работа, в процессе которой изучаются документы и различные источники информации, создаются условия для исследовательских и других

В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности. Задача развития школьников, которая успешно осуществляется в процессе интерактивного обучения, реализуется через организацию деятельности учащихся, построенную с учетом закономерностей психики детей конкретного возраста (что является одной из принципов развивающего обучения).

Наиболее распространена групповая форма обучения. В середине XX века К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: научение происходит в групповой совместной деятельности, в том числе за счет взаимообучения. Вместе с тем, при организации интерактивного обучения важно учитывать, что наряду с решением учебных целей и задач, в процессе группового взаимодействий осознавалась ценность других ребят и формировалась потребность общения с ними, их поддержки.

Групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи:
 определенную познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации;
 коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы;
 социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации школьника в современном обществе.
Исходя из этого, наиболее приемлемым, простым и эффективным способом организации в интерактивном обучении является работа в группах (малых и крупных). Как правило, групповая работа позволяет:
— за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;
— решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
— продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
— оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.
Задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения учащимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности. Репродуктивные (на воспроизведение) вопросы в этом случае неэффективны.
Под интерактивными методами понимается система правил и характерных особенностей взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.
Еще недавно понятие «интерактивный диалог» относилось преимущественно к работе, описанию информационных систем. Сегодня данное словосочетание уже достаточно прочно вошло в педагогическую науку. Как часто бывает в педагогике, данная форма и/или метод обучения имеет длинную историю. Свое начало она берет в конце XVIII века сначала в Индии, затем в Великобритании, а затем и в других странах, в том числе и в России. Данный метод был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллем и Дж. Ланкастером. По их имени впоследствии метод был назван Белл-ланкастерской системой взаимного обучения и получил широкое распространение как быстрый и дешевый способ обучения в условиях развития капиталистического производства, нуждающегося в значительном количестве образованных людей. Групповые формы обучения рабочих давали быстрый, ожидаемый результат.
Возврат актуальности и развития методики взаимного обучения пришелся на начало XX века, когда Э. Паркхест предложила Дальтон-план. В России появился свой аналог — бригадно-лабораторный метод. Очередная волна интереса к данному методу, как новому для нашего времени, была вызвана развитием гуманистического направления в зарубежной психологии. Результатом переработки идей А. Маслоу и К. Роджерса стала отечественная педагогика сотрудничества, которая остро поставила задачу перед педагогами и психологами смены содержания и структуры традиционных педагогических взаимодействий. В то время концепция педагогики сотрудничества не была переработана в технологию, однако в настоящее время этот опыт интенсивно нарабатывается.
Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал.

Целью интерактивного обучения для современной школы в условиях ее модернизации рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных, надпредметных, универсальных умений и действий, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно и результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и учащиеся самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать [6].

К интерактивным методам относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируется знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках создает благоприятные условия для освоения ими разных социальных установок, ролей и функций, овладения учебной деятельностью.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:
— соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
— соответствие дидактическим целям урока;
— соответствие содержанию темы урока;
— соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
— соответствие временным рамкам обучения;
— соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
— соответствие способу руководства учебной деятельностью;
— соответствие логике учебного процесса.
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и отбор на основе этого наиболее эффективных форм и методов организации усвоения школьниками конкретного блока учебного содержания. Причем, отбор методов и их соблюдение происходит в группе учителей одной школьной параллели, которые преподают разные предметы.

Стиль проведения интерактивных занятий. Поскольку совместная деятельность — одно из условий становления личности, формирования демократического, гражданского общества, то проектирование отношений между учителем и учащимися должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения.

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования соблюдения личностно-ориентированного подхода:
• гуманная педагогическая позиция педагога;
• ценностное отношение к учащемуся, творчеству;
• создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательной технологии;
• нацеленность на развитие индивидуальности учащегося [3].

В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности.

При работе в режиме интерактивного обучения важно не допустить дидактическую монотонность, замкнутость общения внутри групп. Главный принцип интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог. При сочетании педагогических и психологических условий интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных задач.

К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, интернет-ресурсы являются содержанием для данного вида деятельности. Однако следует понимать, что взаимодействие с техническими средствами представляет собой коммуникацию (одностороннюю связь), а для развития личности во всех ее сферах целесообразно общение (двусторонняя связь).

Реализация интерактивного обучения требует серьезной подготовленности и от педагога и от учащихся. Применение методов должно быть постепенным, дозированным и обязательно методически оправданным. Учителю и учащимся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования в собственном развитии. Очевидно, что организация и проведение занятий в интерактивном режиме должна быть взаимно интересна как для учителя, так и для ребят. Уместно провести целенаправленное организационно-методическое занятие с учащимися по совместной разработке «Правил сотрудничества», на котором выстроить систему настроя, мотивации ребят на добросовестную подготовку к интерактивным урокам. Между тем, использование интерактивных методов не должно быть для педагога самоцелью, поэтому сначала рекомендуются простые интерактивные методы — работа в парах, малых группах, «мозговой штурм» и т.д. Это эффективное средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию идей, ценностей и духа права и гражданского общества как результата плодотворного сотрудничества и взаимопонимания.

Рассмотрим логику педагогической деятельности, обеспечивающей продуктивность реализации интерактивного обучения на уроках обществознания в 8-11 классах. Примерные этапы интерактивной работы:
I. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению;
II. Этап комплектования групп;
III. Этап образовательной деятельности учащихся в группе;
IV. Этап презентации группового решения;
V. Этап экспертизы (на усмотрение учителя);
VI. Этап рефлексии прошедшего занятия [6].

Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения должна начинаться с формулировки темы урока, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе не будет обеспечено условие для столкновения различных точек зрения, версий.

Проблематизация темы должна предполагать, нацеливать учащихся на сопоставление, сравнение, группировку, обобщение, анализ и доказательство (основные элементы проблемного обучения).

Планируя организацию интерактивной работы, далее следует обязательно изменить учебное пространство за счет соответствующей удобной расстановки школьной мебели в кабинете. Следующим этапом является формирование групп учащихся для интерактивной работы. Как правило, используются два основных подхода:
 Деление на пары и тройки (диады и триады);
 Ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.).
Группы на уроке могут формироваться по желанию учащихся (свободное комплектование) или организовано учителем.

Варианты свободного комплектования групп:
• Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты.
• При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы.
• Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.
Приемы формирования групп учителем:
• Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу.
• При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой.
• Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С, …), указывающей на сложность задания.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени.

При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов. При первом случае формирования групп, когда учитываются интересы самих школьников, плюсы очевидны: создается располагающая к общению атмосфера, что раскрепощает партнеров, в большинстве случаев ребята знают свои возможности, укрепляется «чувство локтя». Для первых уроков интерактивного обучения это наиболее эффективный прием формирования групп. Однако он имеет существенные «минусы». Группы формируются неравнозначные количественно и качественно, что влечет соответствующие результаты их совместной деятельности. Возможно, что интерес общения может возобладать над необходимостью выполнения задания. Вне этих групп могут оказаться учащиеся, у которых не сложились отношения с классом. В такой ситуации это будет способствовать дальнейшему разрушению отношений в классе.

Формирование групп может осложниться тем, что неуверенные учащиеся могут отказаться переходить из привычной группы в другую. При планировании должна быть предусмотрена данная ситуация, но планировать необходимо работу групп со сменным составом. Постепенно познавательная и социальная мотивация у таких учащихся повысится [6].

Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»:

  • НЕЛЬЗЯ ссылаться на то, что «Уже все сказали».
  • НЕЛЬЗЯ отказываться сообщать свое мнение группе.
  • НЕЛЬЗЯ демонстрировать свое плохое настроение.

Условия успешной интерактивной работы:
1. Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
3. Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельность. Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому.
5. Не допускать большого количества групп с тем, чтобы каждый учащийся смог высказаться, быть услышанным.
6. Продуманность и согласованность процедуры занятия и регламента и строгое их соблюдение.
7. Уважение прав каждого, не высказывать оценочных суждений в адрес партнеров.
8. Используйте различные приемы для формирования групп (первоначально используйте прием на основе добровольности – по интересам).
9. При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы свою высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же.

Существует мнение, что интерактивное обучение возможно только в рамках повторительно-обобщающих уроков. Объясняется это тем, что данный тип урока позволяет охватить значительный объем материала, освоенный (либо частично) учащимися ранее. Как правило, это широкая проблема, подразумевающая разнообразие подходов, столкновение мнений. Вместе с тем, интеракция — хорошая основа для организации дискуссий, комплексного применения знаний и умений учащимися, сопоставления и систематизации учебного материала. Безусловно, повторительно-обобщающие уроки обладают более широким диапазоном возможностей для педагога и учащихся. Узкая тема/проблема неэффективна. На уроках изучения нового материала существует также значительный педагогический потенциал для организации интерактивного обучения. В этом случае можно использовать тьюторов или известный метод взаимообучения: дети сами помогут друг другу к обоюдной выгоде и удовольствию.

Взаимобучение начинается с создания мотивации. При взаимообучении каждая группа изучает свой вопрос, затем направляет своих представителей в другие группы. Консультант емко и кратко излагает суть вопроса, требует записи основных ключевых положений в тетради, при необходимости проговаривает с учащимися эти положения. Поочередно, сменяя друг друга, консультанты из разных групп объясняют все вопросы. Конспект нового материала постепенно заполняется информацией. В конце урока учитель оценивает конспект, проверяет знания учащихся. Совместно корректируется конспект, устраняются неточности в нем. Однако работа по ликвидации ошибок и неточностей, выявленных на уроке, может быть задана и на дом. Интерактивное обучение, как впрочем и любой вид современного обучения, требует обязательного этапа рефлексии, когда обсуждается, что для учащихся понятно, не трудно для усвоения, а что вызывает затруднения. Здесь также важны самоанализ, обмен мнениями, оценка результатов взаимодействия. Для предотвращения повторения негативных оценок, отношения (это неизбежно) со стороны отдельных учащихся, учителю следует систематически анализировать занятость и эмоциональное состояние данных ребят.

В процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся, взаимодействуя, они приобретают опыт общения и сотрудничества в разных его проявлениях, осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, свободы, ответственности, целеустремленности, гуманности, уважения прав другого человека, справедливости, взаимовыручки и участия. В традиционной системе обучения, где преобладает фронтальный метод обучения, разумеется, социализация происходит более слабо, поскольку акт обучения осуществляется в отношении всего коллектива класса.

В педагогической литературе понятие «групповые занятия» имеет три разных значения. Традиционное (первое) значение под групповыми занятиями рассматривает фрагменты уроков, когда обучающиеся работают в малых группах. Второе значение – занятие в рамках групповой организационной формы обучения, когда говорящий обращает текст нескольким людям [1]. Третье значение групповых занятий – это единица группового способа обучения в классно-урочной и лекционно-семинарской системах [5].

Типологию понятий общих и конкретных форм организации обучения ввел В.К. Дьяченко. В основу типологии положены возможные структуры взаимодействия людей [1]:
• опосредованному общению людей соответствует индивидуально-опосредованная форма обучения;
• взаимодействию в парах постоянного состава – парная;
• общению людей в группе, когда говорящий направляет текст одновременно нескольким слушателям – групповая;
• взаимодействие людей, когда общение происходит в парах сменного состава – коллективная .
Основным признаком групповых форм занятий является общность учебной ситуации, когда все учащиеся класса выполняют одно и то же задание за определенный промежуток времени, одним и тем же способом и одинаковыми средствами. Второй признак групповых занятий – одинаковый маршрут освоения учебной программы, подразумевающий единство последовательности изучения разделов, тем учебного материала [4].

Для коллективных форм организации учебных занятий характерны следующие признаки:
• отсутствует общая учебная ситуация: дети обучаются с разной целью, изучают разное содержание разными способами и средствами, за разное время;
• разные учащиеся осваивают одинаковый учебный материал разными маршрутами;
• наличие сводных групп, как пространства пересечения разных образовательных маршрутов обучающихся.

Следует также подчеркнуть, что в учебном процессе действуют несколько сводных групп, отличающихся изучаемой темой и организацией.

Таким образом, коллективный способ организации занятий в большей степени отвечает задачам интерактивности деятельности обучаемых.

В заключении, следует обратить внимание, что самостоятельное интерактивное обучение учащихся нельзя пускать на самотек, оперируя при этом свободой образовательной деятельности. Должна осуществляться целенаправленная совместная разноплановая работа учителя и учащихся в процессе освоения нового материала. Интерактивные методы создают благоприятную среду для целенаправленного развития личностных качеств и учебных действий обучаемых на основе анализа, обобщения, рефлексии и взаимовлияния. Потенциал интерактивных методов реализуется в условиях взаимопонимания, партнерства и осознания единства цели.

Литература
1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
2. Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. 1994. №2-3.
3. Клепцова Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 287 с.
4. Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г. В 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
5. Мкртчян М.А. Постулаты обучения // Коллективный способ обучения. 2000. № 5. С. 6-7.
6. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Русское слово», 2012. 208 с.

Читайте также