Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Анализ мирового и отечественного рынка провайдеров для МООК (массовых открытых онлайн курсов)

 

Бурное развитие электронных платформ для онлайн образования и активное участие образовательных и иных организаций в создании массовых открытых онлайн курсов (МООК) привело к необходимости их каталогизации и анализа, что сегодня делает ряд аналитических агентств. В данной аналитической статье представлены результаты компании Class-Central (www.class-central.com) и исследования Московского городского педагогического университета по анализу крупнейших провайдеров для МООК.

 

Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Московского городского педагогического университета

Полный вариант статьи. Интерактивное образование. 2018. №1-2. С. 72.

После 2011-2012 годов развитие МООК получило экспоненциальный характер, это можно увидеть по тому факту, что в течение всего 2012 года появляются 3 самых крупных на сегодня провайдеров электронных платформ МООК: Coursera (https://www.coursera.org/); edX (https://www.edx.org/); Udacity (https://www.udacity.com/).

Чтобы понять всю картину, представленных на сегодня, электронных решений, обратимся к конкретным примерам. Согласно аналитическим данным компании Class-Central (www.class-central.com), задача которого каталогизировать все существующие в мире массовые открытые онлайн курсы и представляющих их провайдеров, со дня появления первого онлайн курса и до сегодняшнего момента уже более 700 университетов по всему миру запустили свои МООК. На конец 2016 года было зафиксировано более 58 миллионов зарегистрированных слушателей МООК [2]. К этому процессу присоединились практически все страны, которые запустили свои национальные системы и платформы для МООК (не исключение и Россия).

На конец 2017 года пятерка самых массовых по количеству зарегистрированных пользователей провайдеров была такова: Coursera – 30 миллионов пользователей; edX – 14 миллионов пользователей; XuetangX – 9,3 миллионов пользователей; FutureLearn – 7,1 миллионов пользователей; Udacity – 5 миллионов пользователей. При этом 3-е и 4-е места заняли национальные платформы от Китая и Великобритании соответственно, причем FutureLearn становится больше европейской платформой, так как охватывает самых крупные национальные университеты стран Европы [1].

Первым безусловным мировым лидером в области электронных платформ для МООК является Coursera (https://www.coursera.org/), США.

Это компания, которая на сегодня насчитывает более чем 25 миллионов студентов и ее бюджет 146,1 миллионов долларов, что делает ее крупнейшим МООК онлайн провайдером образования в мире.

В составе партнёров компании более 150 университетов из 29 стран и более 2000 онлайн-курсов, а также более 180 различных специализаций и 4 степени магистра, которые можно получить онлайн. Coursera предлагает свои собственные курсы с кредитной системой зачетов, которые известны как «Специализация», а также предлагает полностью онлайн-программы на степень магистра. Она также расширяется в сфере B2B через свой продукт Coursera для бизнеса, который предлагает несколько вариантов платного подключения в форме выбора тарифного плана. Компания делает акцент на том, что предлагаются лучшие практики, собранные со всего мира и лучшие преподаватели, курсы можно изучать при помощи технологий мобильного обучения, а контент содержит самые современные способы доставки в виде видео-лекций, разноуровневых экспертных оценок, профессиональных сетевых сообществ с тематическими специализированными форумами и дискуссиями.

Еще один крупнейший лидер – это edX (http://www.edx.org), США.

Основанная Гарвардским университетом и MIT в 2012 году, edX является некоммерческой организацией. Это второй по величине поставщик МООК в мире с более чем десятью миллионами студентов. Платформа предлагает более 1500 курсов и сотрудничает с более чем 100 университетскими партнерами. Предлагается различные типы сертифицированных программ: MicroMasters (магистерская программа для получения специфических знаний и построения собственной карьеры), XSeries (набор популярных сертифицированных программ по разным наукам), Профессиональный сертификат специалиста (программы на получение сертификатов специалиста по конкретным областям) и другие. Многие сертифицированные программы и курсы edX направлены на профессиональное образование или получение конкретных знаний и умений в конкретных областях профессиональных знаний.

Компания особо делает акцент на том, что она была основана и до сих пор управляется в рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего и среднего образования (колледжами и университетами), а также подчеркивает, что является лидирующим поставщиком и провайдером МООК на бесплатной (некоммерческой) основе и реализующей принципы бесплатного (открытого) программного обеспечения.

Компания предлагает отдельный ресурс Open edX как информационную платформу с открытым исходным кодом, которая включает курсы edX и свободно доступна как для организации процесса обучения, так и для создания преподавателями и технологами новых инструментов обучения или внесения новых функций в платформу, что позволит ей развиваться дальше и приносить пользу всем.

Третий игрок, который достоин внимания, это FutureLearn (http://www.futurelearn.com), Великобритания.

Это крупный национальный поставщик МООК Великобритании, который был создан на базе Открытого университета. На данный момент у платформы более 6-7 миллионов зарегистрированных пользователей, более 100 партнеров-разработчиков курсов, 71 из которых представляют собой различные европейские университеты, но также есть несколько университетов, представляющих США, Австралию и Южную Корею. Платформа предлагает собственные сертифицированные программы, которые известны как FutureLearn Programs, еще она предлагает 6 полностью онлайн программ последипломного образования (магистерских программ) совместно с Австралийским университетом Дикина (Australia’s Deakin University).

FutureLearn – это возможность получать качественное обучение от ведущих университетов из любой точки мира, причем обучение предполагает удобное для слушателя время, место, структуру содержания и темп обучения согласно своей жизненной ситуации. Все это исходя из того, что обучение должно быть приятным и направлено на получение нового интересного социального опыта. Поэтому постоянно организуется сетевое взаимодействие и самообучение через коммуникации с теми, с кем обучаешься, с экспертами и преподавателями, в обсуждениях и дискуссиях, в приобретении и формировании собственных идей и концепций.

Большинство курсов предполагает бесплатную регистрацию и участие, но, если, например, слушатель захочет получить сертификат, то он должен обновить курс и чаще всего за установленную в зависимости от каждого курса плату. Также есть полностью платные курсы на платформе, которые рассчитаны на профессиональный рост и построение карьеры в определенной области. Интересно, что в качестве популярных категорий курсов FutureLearn сейчас указывает на такие: Бизнес и Управление; Здоровье (Здравоохранение) и Психология; Технологии (технологическое) и Программирование; Обучение (образование).

Еще один интересный международный участник рынка МООК, это Udacity (https://www.udacity.com), США.

На платформе присутствует более 200 бесплатных курсов, однако, в основном специфика их заключается в том, что они охватывают технологическую тематику и большинство из них посвящены компьютерным наукам и программированию. Сегодня Udacity сотрудничает с более, чем 100 партнерами из 60 стран мира, предлагает различные платные сервисы, а также различные программы для корпоративного обучения и обучения талантливых студентов будущим профессиям или компетентностям (в сотрудничестве с Google и Facebook).

Изначально онлайн платформа имела свою специфику, которую можно описать как узкая специализации курсов в технологической сфере или в области подготовки и обучения студентов технических специальностей. Компанией Udacity были разработаны так называемые Нанопрограммы на получение степени (Nanodegrees programs), которых сейчас более 20, для обучения и тренировки студентов конкретным практическим навыкам в основном в технологических областях знаний. По сути, чтобы получить ту или иную степень, необходимо изучить определенный набор курсов, выстроенных в комплексную программу. Такая программа предоставляется как целостный продукт, за который нужно заплатить, но при этом отдельные ее курсы бесплатны и доступны для всех желающих. Сами степени имеют свою стоимость и рассчитаны на срок от 6 до 12 месяцев, когда как курсы длятся не более 3-х месяцев. Также основной акцент платформа Udacity делает на высокий уровень профессионалов в сфере высшего образования, имеющий высокую степень специализации в конкретной области науки и техники, которые привлекаются для организации обучения.

………………………………..

Список провайдеров МООК достаточно большой, особенно, если брать в расчет весь мировой рынок электронных платформ. Основа успеха всех игроков рынка МООК заключается в том, что курсы предлагаются в расчете на их масштабируемость. Она выражается в виде большого количества одновременно обучающихся; большого количества высококачественных профессиональных курсов; удобстве и понятности доставляемого контента, включая систему оценки (универсальности структуры курса), а также возможности за относительно небольшую плату получить дополнительные функции или опции, которые позволят формализовать или упростить обучение.

 

Электронные источники

  1. Dhawal Shah. A Product at Every Price: A Review of MOOC Stats and Trends in 2017, 2018, URL: https://www.class-central.com/report/moocs-stats-and-trends-2017/ (дата обращения12.2017)
  2. Dhawal Shah. Massive List of MOOC Providers Around The World, 2017, URL: https://www.class-central.com/report/mooc-providers-list/ (дата обращения12.2017)
  3. http://www.edx.org
  4. http://www.futurelearn.com
  5. https://openedu.ru/
  6. https://universarium.org
  7. https://www.coursera.org/
  8. https://www.intuit.ru/
  9. https://www.lektorium.tv/mooc
  10. https://www.udacity.com

 

 

 

 

Читайте также