Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования

В статье рассматриваются текущее состояние и глобальные перспективы развития цифровой экономики в контексте соответствия существующего уровня требованиям кадрового обеспечения специалистов IT сферы.

Цель – проанализировать влияние и масштабность цифровизации как тренда и обозначить точки роста для российского образования.

Кафидулина Наталья Николаевна, ГБОУ города Москвы «Школа №1547», тьютор, аспирант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

 

Слоган «Быть – в «цифре», значит – быть в «тренде» —  стал уже тривиальным. Очевидно, что компьютерные технологии оказывают существенное влияние не только на национальные экономики, но и на повседневную жизнь граждан [2]. Такие крупные аналитические компании, как Gartner, IDC, EITO (табл.1), среди наиболее значимых тенденций в сфере информационных и телекоммуникационных технологий (и рынков) выделяют усиление мобильности как пользователей, так и устройств; активное проникновение Интернета, развитие искусственного интеллекта и роботизация человеческой деятельности и др. [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом, цифровизация как тренд на мировой арене развивается разными темпами. Например, по данным школы Права и дипломатии им. Флетчера самыми цифровыми странами мира признаны: Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль [4].

Данная схема не является статичной, и некоторые страны меняют позиции, смещаясь к границам. Это обусловлено трудностью поддержания статуса лидера из-за высоких темпов развития инноваций и высокой конкурентной средой. Перспективные страны являются привлекательными для инвесторов, и все больше увеличивают свой потенциал в развитии, что позволит им при грамотном распоряжении ресурсами занять лидирующие позиции.

Германия, Китай, Япония, США и другие, в данный момент уже достигнувшие успеха во внедрении цифровых технологий в производственную и непроизводственные сферы национальной экономики, дискутируют о возможностях минимизации негативных последствий для рынка труда. Например, в правительствах и центрах инноваций и развития Франции, США, Великобритании и других стран обсуждаются различные возможности для массовой переподготовки и адаптации персонала к цифровой экономике. Так, в Сингапуре уже в детских садах и школах преподаются курсы по программированию, и повсеместно появляются стартапы, призванные повышать цифровую грамотность детей школьного и даже дошкольного возраста. Билл Гейтс предложил облагать налогом роботов, которые заменили рабочие места людей. Эта идея введения универсального базового дохода в виде эксперимента уже воплощена в Кремниевой долине, Нидерландах, Канаде, Финляндии.

Россия в настоящее время является лидером стран Европы по количеству пользователей интернета. Смартфонами в настоящее время обладают около 60% населения, что существенно повышает качество жизни граждан страны и позволяет пользоваться широким спектром недоступных ранее услуг – экономических, юридических, социальных, образовательных и пр. Количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг за 2016 год увеличилось вдвое и составило на тот момент 40 миллионов человек [3].

Основными направлениями технологического развития России являются цифровизация производства и внедрение искусственного интеллекта, которые приводят к экономическому подъему и в то же время создают вероятность роста безработицы за счет сокращения рабочих мест автоматизированными установками и роботами, а также значительного уменьшения используемого сырья, а значит, и его первичной обработки. С одной стороны, это положительное влияние на экономику страны в целом, обусловлено широкой доступностью товаров и услуг всем слоям населения, ростом конкуренции внутри отраслей и расширением рынков, развитие экономики государств в целом, в том числе не только в развитых странах. С другой стороны — уменьшением необходимости в человеческих ресурсах на рабочих местах. Специалисты компании Superjob предполагают, что 2018 год будет переломным для многих предприятий России, где на рабочих местах останутся только лучшие сотрудники. По мнению аналитиков, подобная тенденция приведет в 2022 году к катастрофическим цифрам безработицы – порядка 20-22% трудоспособного населения [12]. Не менее тревожным выглядит прогноз института McKinsey Global Institute. Его специалисты предполагают, что к 2036 году до 50% рабочих процессов будет автоматизировано [3]. Таким образом, очевидна детерминирующая роль процесса цифровизации в экономическом подъеме государства.

Тем не менее, на данный момент нет программ, давших положительный результат или прошедших полноценную апробацию. Согласно индексу сетевой готовности, предложенным Всемирным экономическим форумом для оценки готовности стран к цифровой экономике, Россия занимает 41 место среди остальных государств. Однако, несмотря на довольно низкий показатель в данном исследовании, наша страна, по мнению специалистов, имеет потенциал для увеличения скорости цифровизации. На государственном уровне это характеризуется созданием программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена 28 июля 2017 года Председателем Правительства РФ Д. Медведевым [5].

Грядущие изменения не могут не оказывать влияния на образовательный сектор, поэтому одним из направлений программы стали кадровые и программные изменения в образовательных организациях. Адаптация образовательного процесса к новым условиям и вызовам будущего позволит свести к минимуму возможный рост безработицы, а также обеспечит необходимыми кадровыми ресурсами развивающиеся сферы российской цифровой экономики. Приоритетными требованиями в области образования определены Программой как необходимость развития навыка работы с цифровыми технологиями всех областей существующих специальностей, а также создание системы подготовки необходимых специалистов.

Задачи, позволяющие удовлетворить названные требования, базируются на необходимости анализа и формирования системы развития навыков, умений и компетенций в области информационно-коммуникационных технологий для существующих на рынке профессий, а также выстраивании динамичной системы переобучения преподавательского состава.

…………………………..

Полный текст статьи: Интерактивное образование. 2018. №1-2. С. 9.

Такие изменения должны быть реализованы при совместном участии государственных структур и педагогического сообщества, при этом важную роль играет подготовка качественных педагогических кадров и их последующая поддержка. Очевидно, что педагог, не чувствующий уверенность в собственных силах, не сможет организовать требуемую работу обучающихся. Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. В данный момент в стандарты образования не включены элементы повышения цифровой грамотности, в российских школах они реализуются лишь в блоке дополнительного образования, что не показывает высоких результатов и не соответствует требованиям подготовки кадров. Можно предположить, что изменить сложившуюся ситуацию можно путем анализа и адаптации успешного опыта стран-лидеров по интеграции компонентов цифровой грамотности в сферу общего и среднего профессионального образования к реалиям нашего государства, обеспечения возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций, внедрения в управленческие и организационные структуры ИКТ технологий, согласования количества и качества внедряемых программ между всеми уровнями и субъектами образования.

 

Литература и электронные источники

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 стр.
  2. Седых И.А. Рынок компьютерных услуг / НИУ ВШЭ, Центр развития, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/otrasli (дата обращения 12.02.2018).
  3. Цифровая Россия. Новая реальность. Исследование компании McKinsey Global Inc. Июль 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения 09.02.18).
  1. ТОП 10 стран с наиболее развитой цифровой экономикой [Электронный ресурс]. URL: http://web-payment.ru/article/250/top-10-cifrovaya-ekonomika/ (дата обращения 12.02.18).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года об утверждении программы «Цифровая экономика России [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 15.02.2018).
  3. Цифровой экономике России нужны два млн IT-специалистов [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/economics/39028518-tsifrovoy-ekonomike-rossii-nuzhny-dva-mln-it-spetsialistov/ (Дата обращения 11.02.18).
  4. Колесникова К. России может не хватить 2 миллионов IT-специалистов [Электронный ресурс]. // URL: https://rg.ru/2018/01/31/kadrovyj-golod-rossii-cherez-10-let-ostanetsia-bez-it-specialistov.html (дата обращения 19.02.18) .
  5. Осипенко Л.Е. Научно-практическое обучение в целом и в частностях [Электронный ресурс] // Интернет-журнал “Науковедение». Том 7. №1 (2015). URL:http://naukovedenie.ru/PDF/46PVN115.pdf (дата обращения 19.02.18).
  6. Вызовы рынка труда и профессий будущего [Электронный ресурс]. URL: http://www.hays.ru/исследования-Hays/professii-budushego/index.html (дата обращения 02.02.18).
  7. Хайрутдинов Д. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения 17.02.18).
  8. Привалов О. Переломный год для рынка труда [Электронный ресурс] // Коммерсант.ru, 03.01.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3205436 (дата обращения 17.02.18).
  9. Michael Trucano, Gavin Dykes. Building and sustaining national ICT/education agencies: Lessons from international experiences (World Bank Education, Technology & Innovation: SABER-ICT Technical Paper Series (#02). [Электронный ресурс]. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/615971486763247186/pdf/112754-NWP-ADD-SERIES-AUTHORS-PUBLIC-ICTedAgencies-SABER-ICTno02.pdf (дата обращения 02.02.18).

 

Читайте также