Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

ADOBE ACROBAT READER: ОРГАНИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Одной из проблем в подготовке современного студента является обучение работе с профессионально-ориентированным текстом. В статье предлагается авторский подход для организации смыслового чтения электронных публикаций с применением инструментов комментирования программы Adobe Acrobat Reader DC.

Пуляевская Александра Михайловна, руководитель отдела информатизации образования ЧУ ДПО «Сибирский гуманитарно-технический институт», автор и координатор проекта «Новые информационные технологии для тебя».

Чтение является универсальным навыком – это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Чтение профессионально-ориентированного текста – это не просто способность студента воспринимать текстовую информацию, но и выполнять аналитические операции с текстом, например:

  • сопоставлять различные точки зрения из разных источников информации по теме;
  • создавать смысловое свёртывание текста в виде кратких записей.

Поэтому вопрос увеличения эффективности чтения информации и выработки методик, направленных на достижение этой цели, в современном образовательном процессе не утрачивает своей актуальности. В связи с этим представляется интересным развитие у студентов навыков смыслового чтения.

В ходе изучения публикаций, в том числе о закономерностях памяти [1-3, 9], были выделены следующие этапы смыслового чтения:

  • предварительное ознакомление с материалом;
  • раскрытие содержания и смысла уже изученного;
  • осмысление нового знания;
  • определение связи «старых» и «новых» знаний;
  • применение знаний на практике;
  • подготовка устного ответа;
  • обратная связь и работа над ошибками.

Рассмотрим возможность организации смыслового чтения как самостоятельной работы студентов посредством информационных технологий. Важно помнить также и о когнитивной нагрузке, которую испытывает студент при чтении информации «с экрана».

Электронный образовательный ресурс – это файл в определенном формате. Следовательно, для организации деятельности в процессе чтения необходимо учитывать и функциональные возможности программ, обеспечивающих просмотр этих файлов. В ходе сравнительного анализа функциональных возможностей программ для чтения файлов текстовых форматов было отмечено явное преимущество учебных ресурсов,  представленных в формате pdf. Поэтому использование программы для чтения Adobe Acrobat Reader DC (https://get.adobe.com) будет наиболее целесообразно.

В программе Adobe Acrobat Reader доступны следующие 16 инструментов комментирования (рис. 1):

  1. Добавить записку.
  2. Выделить текст.
  3. Подчеркнуть текст.
  4. Добавить записку к тексту.
  5. Вычеркнуть текст.
  6. Добавить примечание для замены текста.
  7. Вставить текст по месту курсора.
  8. Разрешить исправление текста с помощью комбинации клавиш.
  9. Добавить текстовый комментарий.
  10. Добавить текст.
  11. Нарисовать произвольную фигуру.
  12. Очистить рисунок.
  13. Инструмент и меню «Добавить штамп».
  14. Присоединить файл.
  15. Записать аудио.
  16. Инструменты рисования.

Рассмотрим технологию организации смыслового чтения электронных образовательных ресурсов в формате pdf (авторский подход).

Подготовительный этап. Предварительное ознакомительное чтение.

Цель: настроиться на сложность и содержание материала, выявить ключевые понятия. При просмотре материала студенты могут использовать соб­ственную или предложенную педагогом систему пометок. Разметку можно проводить разным цветом, но у каждого цвета должен быть свой кодовый смысл.

В данном случае можно рекомендовать метод «костыли» [4]:

  • материал читается быстро;
  • материал упрощается, насколько это возможно;
  • на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится «костыль»: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.

Вторичное чтение будет происходить без упрощений, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции материала.

Первый этап. Раскрытие содержания «старых» и «новых» понятий.

Исходя из анализа меток-костылей, необходимо «освежить» старые знания и изучить новые понятия по данной теме, чтобы максимально обеспечить понимание текста. Для этого необходимо использовать инструмент «Добавить записку» (рис. 2).

……

Полный вариант статьи. Интерактивное образование. 2018. №1-2. С. 44.

 

Успешная реализация в учебном процессе описанной выше технологии организации смыслового чтения электронных образовательных ресурсов в формате .pdf как самостоятельной работы студентов с электронными образовательными ресурсами предполагает:

  • преподаватель, и студент обладают навыками работы с программой Adobe Acrobat Reader DC;
  • знакомы с техникой смыслового чтения и приемами запоминания информации.

Для этого был разработан практикум (воркшоп) по организации смыслового чтения с использованием программы Adobe Acrobat Reader DC.

В заключение отметим, что такой подход к организации самостоятельной работы студентов позволяет более эффективно организовать выполнение семестровых заданий для дистанционного и смешанного обучения. Процесс подготовки к экзамену становится пролонгированным и начинается с первой самостоятельной работы.

 

Литература и электронные ресурсы

  1. Васильева Е. В. Суперпамять, или Как запомнить, чтобы вспомнить? Краснодар: «Сов. Кубань», 2003. 336 с.
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 465-476.
  3. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 626-652.
  4. Пугач Ю.К. Развитие памяти [Электронный ресурс]. URL: http://www.braintools.ru/article/2992 (Дата обращения 15.01.2018 года)
  5. Пуляевская А.М. РКМ: «тонкие» и «толстые» вопросы [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/tonkie-i-tolstie-voprosi (Дата обращения 15.01.2018 года)
  6. Пуляевская А.М. Прием «Ромашка Блума» [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/romashkabluma (Дата обращения 15.01.2018 года)
  7. Пуляевская А.М. «Кубик Блума»: описание и шаблоны [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/cubblum (Дата обращения 15.01.2018 года)
  8. Пуляевская А.М. Ментальные карты или интеллект-карты [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/mindmap (Дата обращения 15.01.2018 года)
  9. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 476-486.

 

Читайте также