Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе рассмотрены возможность и уместность тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде.  Рассмотрены основные трудовые действия тьютора в контексте их уместности и реализуемости в цифровой образовательной среде. Показано, что трудовые действия тьютора, перечисленные в Профессиональном стандарте тьюторской деятельности, не только возможны в ЦОС, но обеспечены там достаточным количеством доступных цифровых образовательных ресурсов и могут быть реализованы в ней с высокой эффективностью.  Показано, что тьюторская деятельность как со структурной, так и с процессной точки зрения, в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами. Рассмотрены некоторые актуальные концепции педагогического дизайна (модели Community of Inquiry и Community of Practice) с точки зрения их применимости для тьюторской деятельности в ЦОС. Показано, что как Community of Inquiry, так и Community of Practice вполне релевантны педагогической деятельности в ЦОС, включая тьюторскую, и могут быть там успешно реализованы на базе имеющихся цифровых образовательных ресурсов.

Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт  лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).

Захаров Константин Павлович, канд. пед. наук, доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

 

Отличительной чертой текущего этапа развития образования в России и мире является перенос учебной деятельности в цифровую образовательную среду (ЦОС). Этот перенос сопровождается бурным созданием технологий, ресурсов и сервисов для ведения учебного процесса в ЦОС со стороны ИТ-сообщества и параллельно идущим процессом освоения этих технологий и сервисов со стороны сообщества педагогического. В целом эти процессы, очевидно, имеют общую направленность и способствуют развитию навыков создания и поддержания педагогами разных специальностей цифровой образовательной среды, адекватной современным требованиям к ее качеству. Однако у этих процессов есть несколько аспектов, которые затрудняют продвижение к заявленной цели — созданию качественной цифровой образовательной среды:

  • освоение техник и ресурсов для ведения учебного процесса в ЦОС происходит без понимания концептуальных основ как собственно педагогической деятельности в ЦОС, так и непосредственно её переноса в новую образовательную среду;
  • изменение мышления педагогов (как необходимое условие успешной деятельности в новой образовательной среде) отстает от освоения технологий.

В результате освоение и применение технологий идет хаотично, по принципу «в первую очередь самые простые» или «в первую очередь самые доступные» технологии. Принцип привлечения к работе педагога тех и только тех ресурсов и сервисов, которые обеспечивают наиболее эффективное продвижение учащихся к заявленным целям обучения, нарушается. Особенно это касается педагогических позиций и профессий, которые находятся в процессе становления, в частности, профессии тьютора [1].

Условия уместности и границы применимости классической дидактики в цифровой образовательной среде на сегодня очень слабо изучены, особенно в контексте новых видов педагогической деятельности. То же самое можно сказать и о цифровых образовательных ресурсах, которые, хотя и имеются в достаточном (а порой и в избыточном) количестве, но далеко не всегда применяются осознанно и, тем более, эффективно. В том числе, педагогическом сообществе поднимается вопрос о том, является ли тьюторская деятельность уместной в ЦОС или цифровая среда и тьюторская деятельность  взаимно исключают друг друга?

Данная статья посвящена исследованию:

  • уместности и применимости концептуальных основ тьюторской деятельности, разработанных для традиционной образовательной среды, в среде цифровой;
  • возможности реализации теоретических концепций и моделей тьюторской деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов;
  • имеющихся в наличии цифровых образовательных ресурсов, которые можно применять для результативного ведения тьюторской деятельности в ЦОС;
  • возможностей и ограничений, создающихся при подготовке тьюторов и реализации тьюторской деятельности в ЦОС.

Рассмотрим некоторые основные концепции тьюторской деятельности и уместность их реализации в цифровой образовательной среде. Согласно определению, выработанному в профессиональном сообществе тьюторов, тьютор — это педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП) [1]. В отличие от таких позиций в образовании как «ментор», «коучер» и «тренер», тьютор – это профессия, предполагающая наличие профессионального стандарта и отдельной позиции в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Утвержденный недавно профессиональный стандарт тьюторской деятельности раскрывает следующие обобщенные действия тьютора [2]:

  1. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования.
  2. Организацию участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
  3. Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
  4. Подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса.
  5. Педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
  6. Организацию участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
  7. Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Ни один из перечисленных видов трудовых действий тьютора не может быть отменен или прекращен с переходом в цифровую образовательную среду, однако могут с определенной вероятностью возникнуть затруднения с их реализацией.

Какие затруднения здесь могут встретиться и какова вероятность их появления?

Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей и т.д. обучающихся при наличии существующего спектра цифровых ресурсов, ориентированных на диагностику специфики как внутренней (сильные стороны характера, предпочитаемые стили, модальности и форматы обучения и пр.), так и внешней (располагаемые образовательные ресурсы, запрос на ту или иную профессию) среды обучаемого в контексте его образования не представляет сложности. Так, онлайн сервис «Тестометрика» [3], предлагает пройти бесплатно любой из имеющихся там 395 тестов в бесплатном доступе. Тесты можно проходить с любого устройства (ноутбука, смартфона, планшета), результаты аккумулируются в профайле пользователя в виде психологического портрета его личности, а все результаты пройденных тестов сохраняются в специальном архиве.  Сервис Child-psy предлагает десятки психологических тестов для детей, которые дают возможность лучше узнать ребенка, разобраться в его чувствах, эмоциях и переживаниях, даже если ребенок маленький и не может разобраться в них сам [4].

Организация тьютором участия обучающегося в разработке индивидуальных образовательных маршрутов и сопровождение прохождения им этих маршрутов достигается в цифровой образовательной среде тем легче, чем большим числом ресурсов для фиксации процесса и результатов каждого этапа маршрута, предоставления и получения обратной связи, формирования портфолио имеется у тьютора. А это число реально велико и все время увеличивается при улучшении их качества. Так, онлайн сервис Vimeo, дает возможность воспользоваться видеоредактором, видеохостингом, возможностью прямой трансляции и хранилищем на 250 GB (есть тридцатидневный бесплатный тестировочный период).

Трудно представить себе педагога, который ни разу не воспользовался услугами бесплатного видеохостинга YouTube [5]. Фактически, YouTube давно уже стал одним из ключевых цифровых ресурсов российского образования. Педагоги активно загружают на YouTube как готовые, так и созданные самостоятельно ролики по различным предметам.

Задача получения и предоставления обратной связи в цифровой среде решается существенно легче, чем в традиционной, поскольку:

  • процесс может идти в режиме реального времени;
  • есть возможность проводить опросы как формы получения обратной связи;
  • есть возможность создавать онлайн архивы предоставленной/полученной обратной связи.

Одним из самых известных ресурсов для получения/предоставления обратной связи в ЦОС является сервис VoiceThread [6]. Сервис позволяет разместить там материалы учебного события и обращение к участникам события с просьбой отнестись к нему. Участники могут выразить свое отношение в форме аудио, видео, текста, позвонить по телефону (рис.1). Опыт применения этого сервиса автором при работе тьютором группы студентов бизнес-школы (высшее и дополнительное профессиональное образование) говорит о его эффективности в целях создания у обучаемых мотивации к дальнейшему обучению. Причиной создания мотивации служит, скорее всего, сама возможность такой коммуникации  с тьютором группы, разнообразие форматов предоставления обратной связи, возможность выбора между ними, удовольствие от использования новой технологии.

Полный текст статьи в журнале Интерактивное образование. 2018. №4. С. 6-13.

Related Posts