ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРОЦЕСС И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Поделиться:

В работе ставится вопрос об уместности и применимости некоторых моделей тьюторской деятельности, разработанных для традиционной среды, в цифровой образовательной среде (ЦОС. Тьюторская деятельность рассмотрена как процесс, состоящий из последовательности определенных этапов (диагностического, проектировочного, реализационного и рефлексивного). Предположено, что при переходе на ЦОС последовательность этапов не меняется, и тьютор может сопровождать своих подопечных (тьюторантов) в ЦОС с помощью доступных ему цифровых образовательных ресурсов. На базе опыта автора выявлены цифровые образовательные ресурсы, уместные и доступные в контексте тьюторской деятельности на каждом из этапов. Показано, что тьюторская деятельность как процесс в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами, делается вывод о том, что процессная модель тьюторской деятельности уместна и применима в ЦОС и может быть использована в профессиональной подготовке тьюторов.

Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт  лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).

В связи со становлением тьюторства в российском образовании, а также  в связи с переходом к цифровой образовательной среде актуальным становится вопрос о возможности и уместности тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. По мере насыщения образовательной среды технологическими ресурсами все более актуальным становится также вопрос о том, какие концепции и модели проектирования и реализации педагогической деятельности, разработанные для традиционной среды, могут быть эффективны в среде цифровой?

Последний вопрос начал ставиться педагогическим сообществом совсем недавно, но, тем не менее, уже появились работы, где на него дается ответ [1].

Тьюторское сопровождение тьюторанта в общем виде представляет собой, независимо от возраста и этапа образования, последовательность из четырех взаимосвязанных этапов [2], которые могут быть охарактеризованы следующим образом:

  1. Этап диагностики внешней (по отношению к тьюторанту) образовательной среды и внутренней среды тьюторанта;
  2. Этап проектирования тьюторантом его индивидуальной образовательной программы (ИОП);
  3. Этап реализации тьюторантом разработанной им ИОП;
  4. Этап рефлексии процесса и/или результата осуществленной тьюторантом и сопровождаемой тьютором ИОП.

Каждый этап имеет свою специфику и требует определенных тьюторских навыков и инструментов. Но границы этапов не закреплены жестко, и некоторые технологии и приемы универсальны для всех этапов. Так, технология создания и пополнения Портфолио востребована на всех этапах тьюторской деятельности.

Раскроем содержание каждого из этапов тьюторской деятельности.

 Диагностический этап тьюторского сопровождения

Диагностический этап призван в основном решить задачу создания у тьюторанта мотивации к последующей образовательной деятельности. Это достигается путем решения нескольких подзадач (перечень далеко не исчерпывающий):

  1. Создание во время общения с тьюторантом позитивной атмосферы, атмосферы психологического комфорта, предполагающей готовность к последующему сотрудничеству и желание его продолжать.
  2. Фиксация образовательного интереса тьюторанта. Именно здесь происходит первая встреча тьютора и тьюторанта, тьютор через правильно сформулированные вопросы выясняет и фиксирует познавательные интересы, склонности своего подопечного.
  3. Создание образа желаемого будущего. Здесь совместными усилиями тьютора и тьюторанта формируется образ желаемого будущего, специфичного относительно возраста/образовательного этапа, на котором находится тьюторант.

На этапе диагностики тьютор использует такие инструменты, как:

  • Вопрошание. Правильно сформулированные вопросы – основной инструмент, которым работает тьютор.
  • Картирование. Технологии образовательного картирования подробно описаны в сборнике «Альманах тьюторских практик и технологий» [3].
  • Работа с портфолио (создание портфолио – «холодильника», предназначенного для длительного хранения информации, которая может пригодиться на следующих этапах тьюторского сопровождения).
  • Анкетирование. Путем анкетирования тьютор получает информацию, например, об истории познавательного интереса тьюторанта, предпочтениях его родителей и/или других заинтересованных сторон и пр.
  • Тестирование. Тесты — это популярные и иногда достаточно мощные инструменты тьютора для выявления индивидуальных особенностей личности тьюторанта, его близких, друзей (если они согласны пройти тестирование) и пр.
  • Свободное интервью. Такое интервью проводится в формате беседы, иногда довольно длительной (2-3 часа). Отличительная черта такого интервью — отсутствие предварительно плана или заранее согласованных вопросов. Функция свободного интервью — подготовительная, здесь выясняется то, как тьюторант реагирует на те или иные вопросы, какова его наиболее характерная риторика, каковы культурные, образовательные и другие традиции семьи тьюторанта и т.д.

Что происходит с задачами и/или инструментами тьюторской деятельности на данном этапе при переходе к цифровой среде? Тьютор не только не теряет здесь возможности результативно провести первый этап тьюторского сопровождения, но дополнительно получает ряд цифровых ресурсов и инструментов, которые позволяют ему сократить расходы ресурсов на его проведение. Цифровые ресурсы, уместные в контексте тьюторской деятельности на этапе диагностики в ЦОС, приведены в Таблице 1.

Полный текст статьи приведен в журнале Интерактивное образование. 2018. №4. С. 19-26.

Поделиться: