Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Анализ международной модели сертификации цифровой грамотности: Европейские компьютерные права

Профессиональный рост специалиста часто требует выбора пути, по которому этот специалист должен развиваться. Актуальным для всех, кто обучается, становиться необходимость определения и подтверждения текущего статуса в профессиональной области, а также формирования индивидуальной образовательной траектории.

Современный мир становиться все больше цифровым, динамично меняющимся и информационным. Меняется среда, в которой живет человек, она насыщается сложными мобильными цифровыми устройствами, гаджетами, которые присутствуют даже в процессе обучения. Меняются и совершенствуются технологии и инструменты, которым пользуется человек, они приобретают большую эффективность, так как становятся электронными и информационными, а значит, больше автоматизированными и роботизированными. Совершенствуются методы работы и способы профессиональной деятельности, что требует от человека приобретение новых специфических компетентностей, присущих именно цифровому миру.

Очевидным в такой ситуации становиться необходимость постоянной независимой сертификации цифровой грамотности специалиста как возможности подтверждения его функциональной грамотности и его профессионального развития. Существует достаточное количество моделей и систем для формирования цифровой грамотности. Стоит остановиться на самых ярких практических примерах и показать подходы к организации процесса сертификации цифровой грамотности.

Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Управления стратегического развития Московского городского педагогического университета

В статье будет рассмотрена модель сертификации цифровой грамотности, предложенная фондом ECDL (ECDL Foundation). Это международная организация, которая своей миссией ставит формирование и развитие стандартов цифровой компетентности в профессиональной деятельности, образовании и обществе в целом. Это некоммерческая организация и ее главная цель – получить или способствовать повышению эффективности и пользы от применения информационных коммуникационных технологий во всех сферах жизни и деятельности человека и общества. Достижение этой цели осуществляется через предлагаемые уже более 20 лет программ сертификации и реализацию их на основе четкой компетентностной модели развития цифровых навыков. Аббревиатуру ECDL (European Computer Driving Licenсe) дословно можно перевести как Европейские компьютерные права.

Следует сказать, что предлагаемая компетентностная модель строится на ступенчатом 3-х уровневом развитии конкретных, четко сформулированных перечней цифровых навыков. На сегодняшний день программы сертификации, предлагаемые ECDL, играют роль «компьютерных прав» для принятия специалистов на работу во многих странах, причем как обязательного документа.

Также особенностью реализации программ сертификации ECDL является тот факт, что они направлены в первую очередь на специалистов европейских стран, однако, фонд обладает возможностью реализации своих программ вне Европы, на международном уровне. Во всем мире фонд известен по аббревиатуре ICDL (International Computer Driving Licenсe), что означает Международные компьютерные права. Такое обозначение лишь расширяет сферу влияния и дает возможность реализации программ сертификации за пределами европейского континента.

С одной стороны, простота предлагаемой компетентностной модели цифровых навыков ECDL показывает простоту и логики формирования цифровой грамотности. По сути, модель предлагает 3 модуля или уровня для формирования собственной цифровой грамотности: это программы базовых модулей, средних модулей и продвинутых или расширенных модулей (рис. 2).

Каждый модуль состоит из разного набора программ сертификации, позволяющих, по мнению разработчиков, охватить необходимый набор цифровых навыков и сформировать цифровую грамотность с учетом выбранного модуля и программы внутри него.

Вполне закономерным является тот факт, что все три модуля должны изучаться последовательно, а компетентностная модель специалиста должна постепенно формировать на основе проектирования образовательной траектории в рамках выбранных программ сертификации. Объединяющим во всех модулях элементом являются темы и направления, которые от модуля к модулю, фактически, расширяются или усложняются.

Например, Базовый модуль наполнен всего лишь 4 программами сертификации:

  • Основы компьютера как устройства (Computer Essentials).
  • Основы сетевых технологий (Online Essentials).
  • Основы работы с текстовой информацией (Word Processing).
  • Основы работы с табличными данными или таблицами (Spreadsheets).

В каждой программе присутствует учебный план (syllabus) и список цифровых навыков, формируемых в рамках ее реализации. Для удобства восприятия в учебном плане представлен список основных разделов (тем) для освоения и список практических умений и навыков по каждому из разделов. Приводятся примеры тестов и тестовых практических заданий, которые позволяют использовать их в качестве тренировочных. В целом процедура сертификации проводится в тестовой форме или форме выполнения практических заданий. Результаты фиксируются в табличном виде и сравниваются с правильными ответами. Для того, чтобы кандидат прошел сертификацию необходимо обратиться к региональному оператору ECDL.

Полный текст статьи в журнале «Интерактивное образование». 2018. №4. С. 44-48.

Related Posts