Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Джон Дьюи и робототехника: материалы дискуссии

Основой большинства современных идей нередко служит фундамент, состоящий из результатов научных исследований и опытно-практических разработок, пронесённый через десятилетия, а иногда и через столетия. Так, большинство современных работ, посвящённых использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, развивают «принцип наглядности», сформулированный ещё в XVI веке [3]. Во многих современных работах мы встречаем отголоски трудов И.Г. Песталоцци и его принципа природосообразности или Джона Локка с его теорией познания.

Такие явления являются типичными для педагогики. Большинство идей не несёт революции, а усваивается постепенно, обсуждаясь, отвергаясь, трансформируясь. Так, к примеру, положения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования опираются на рассуждение Л.С. Выготского: «Подобно тому, как в более раннем детстве взрослые помогают ребенку выполнять необходимые действия в совместной деятельности с ним — в «зоне его ближайшего развития», а впоследствии  он научается делать это сам, так и более взрослый школьник, поначалу не способный обучаться без педагога, по мере взросления должен становиться способным учиться самостоятельно. Должна произойти «интериоризация» поначалу «разделенной между учеником и учителем» способности учиться.» [1].

Иногда даже самые современные педагогические идеи и технологии, которые некоторым могут показаться самыми необычными, инновационными, в своей основе могут нести серьёзные, фундаментальные педагогические идеи, хотя авторы этих идей, разумеется, не могли представить ни современного стиля мышления, ни уровня технологического развития.

Одной из таких технологий является модная сегодня робототехника. Впрочем, отдельные специалисты отмечают, что робототехника как «модный тренд» уже прошлое, а будущее за робототехникой как образовательной технологией [4].

В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть влияние идей Джона Дьюи на школьный курс робототехники. Формат статьи предполагает некий дистанционный диалог между специалистами, участниками современного педагогического процесса, работающими как в теоретической области, так и непосредственно с учениками и студентами.

В нашей дискуссии приняли участие:

  • модератор – Каплан Адель Викторовна, магистрант института математики и информатики Московского педагогического государственного университета (далее в статье – АК);  

Спикеры:

  • Павлов Дмитрий Игоревич, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета, соавтор УМК «Основы механики и робототехники для младших школьников» (далее – ДП);
  • Лесин Сергей Михайлович, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Института системных проектов Московского городского педагогического университета (далее – СЛ);
  • Абушкин Дмитрий Борисович, к.п.н., доцент кафедры информатики и прикладной математики Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (далее – ДА).

Несколько вводных слов о том, почему выбрана эта тема.

Многие тенденции современного образования берут начало в работах ученых, философов, педагогов прошлого столетия. Так же произошло с идеями Джона Дьюи, который в начале двадцатого века активно искал новые технологии обучения детей, описав среди всего прочего хорошо известный нам сегодня метод проектов и технологию проблемного обучения. Свои исследования в области педагогики он начал с анализа и критики существующей системы образования.

По утверждениям самого Дьюи, «Материал обучения не интересен; он не может быть интересен, потому что он не исходит из растущего опыта и ничем не связан с ним…» [2]. Именно это наблюдение легло в основу его прагматической педагогики или педагогики прагматизма. Досконально изучив существующую образовательную систему с точки зрения содержания образования, форм и методов подачи материала, организации образовательной среды внутри и вне школы, Дьюи cделал вывод о безнадежном устаревании этих компонентов обучения.

Основным принципом обучения Дж. Дьюи считал практикоориентированность, более того, в некоторых предметных областях он допускал изучение теории только в том объеме, который требовался для освоения практических навыков. Такой подход впоследствии критиковался за бессистемность и поверхностность получаемых знаний, однако главная идея – обучение через деятельность – была оценена по достоинству и стала использоваться в разработках ведущих педагогов и психологов.

Современные реалии требуют от учеников не только хорошей теоретической подготовки во многих предметных областях, но и развития практических умений.  Это заставляет учителей искать все новые способы подачи материала и мотивации учеников. Одним их таких способов для предметных областей «Информатика» и «Технология» некоторые исследователи называют робототехнику. 

Образовательная робототехника является сегодня популярной темой. Множество пособий, наборов, конкурсов – всё это сегодня окружает образовательный процесс. Впрочем, это можно сказать ещё о десятке новых технологий, у каждой из которых есть свои сторонники и противники.

Текст дискуссии приведен в журнале «Интерактивное образование». 2018. №6. С. 24-30.

Related Posts