Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Ресурсы цифровой дидактики для развития умений монологической речи: технология медиапроектирования

Мачехина Ольга Николаевна,кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Всероссийский конкурс медиапроектов «Страна Читалия».

Итоговое собеседование, которое предстоит проходить обучающимся 9 класса для того, чтобы получить допуск к государственной итоговой аттестации за курс основной школы, предполагает владение умениями монологической речи. В современной лингводидактике принято считать, что «монологическая речь – это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли, прежде всего, интонацией. [2]. Хорошо развитая монологическая речь представлена уверенным владением такими умениями как:

  • умение пересказать текст;
  • умение сделать описание;
  • умение сделать сообщение на заданную тему;
  • умение составить рассказ;
  • умение логически последовательно раскрыть заданную тему;
  • умение обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения  речевых упражнений, которые, как правило, являются составляющими методик и технологий.

Для успешной подготовки к итоговому собеседованию педагоги могут использовать как традиционные методики, так и современные образовательные технологии, некоторые из которых связаны с достижениями цифровой дидактики. Следует остановиться подробно на рассмотрении этой науки об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Основными методами обучения в цифровой дидактике можно назвать программированный, который представляет особый вид самостоятельной работы над специально отобранным и построенным в определённом порядке учебным материалом. Модельный метод предполагает предоставление учащимся возможности самостоятельного творческого поиска с использованием компьютера и компьютерных гаджетов.

Ярким достижением современной дидактики именно в условиях цифрового образования можно считать дидактическую инженерию.
Это серия шагов по анализу, разработке и конструированию обучающих продуктов и их использованию в образовательном процессе в целях получения ожидаемых результатов обучения [5]. Дидактическая инженерия, будучи довольно новым и не очень хорошо известным педагогам явлением в педагогической науке и практике, непосредственно связана с более известными и уже привычными компетенциями. Важными цифровыми компетенциями современного учителя являются умение формировать мотивацию учащихся к интеллектуально-творческой деятельности с использованием цифровых технологий и реализацию  воспитательных аспектов педагогической деятельности с использованием электронных ресурсов, а также организация проектной деятельности учащихся с использованием цифровых технологий [6].

К одной из технологий проектной деятельности относится технология медиапроектирования. Медиапроектом принято называть любой проект в сфере медиабизнеса, рекламы и информационных коммуникаций, медиаобразования, имеющий определенную цель и аудиторию для воздействия,  ожидаемые создателями результаты, в том числе, доходы по итогам реализации. Технология создания медиапроектов имеет продукт, который называется буктрейлер (от англ. booktrailer – досл. «тянущий книгу»). Буктрейлер — видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о  книге.  Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов — пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств. Учитывая преобладающий экранный тип восприятия информации у современных детей и подростков, можно с известной долей уверенности сказать о том, что использование специально разработанных цифровых образовательных технологий способствует установлению позитивной межпоколенной коммуникации и достижению образовательных целей.

…..

Полный текст статьи опубликован в журнале «Интерактивное образование». 2019. №2. С. 2-4.

С Конкурсом «Страна Читалия» и его победителями в 2019 году можно познакомиться по ссылке.

Related Posts