Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Модель и технологии организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка

Статья раскрывает инновационный опыт разработки и реализации модели и технологий организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка, созданного на базе Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета.

Восторгова Е.В., Васильева А.Е., Махотин Д.А., Михайлов В.В., Смирнова Д.С. , Черников В.В.

Модернизация системы дополнительного образования открыла доступ к новым, часто инновационным, форматам и механизмам организации деятельности детей и молодежи, к новым возможностям интеграции основного и дополнительного образования, к использованию современных и перспективных технологий, разнообразию форм и методов профориентации учащихся.

Среди таких новаций модель дополнительного образования по типу «Кванториум», сетевые формы реализации дополнительного образования, расширение сферы общероссийских конкурсов проектных и исследовательских работ, массовое движение профессиональной подготовки и профориентации школьников JuoniorSkills, создание образовательных и детских технопарков…

Значительное место в новых формах и моделях дополнительного образования занимает проектная и исследовательская деятельность, которая под влиянием современных технологий во многих случаях направлена на развитие творческих и технических (технологических) способностей детей и молодежи, формирования у них инженерно-технологических, проектных, предпринимательских компетенций.

Раскрывая опыт реализации новых форм и механизмов дополнительного образования в условиях образовательного технопарка, созданного на базе Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета (ГАУО ВО МГПУ), в процессе апробации инновационного опыта были разработаны модель, содержание и технологии организации проектной деятельности учащихся в образовательном технопарке.

Данная модель строится на следующих основаниях:

  1. Анализе существующего опыта организации проектной деятельности в детских технопарках и учреждениях дополнительного образования, рассматриваемых в отечественных и зарубежных источниках информации.
  2. Понимании образовательного технопарка как формы организации проектной деятельности учащихся, преимущественно носящей предметно-практический и инженерно-технологический характер, и реализующейся в интерактивной, высокотехнологичной среде.
  3. Необходимости исследования различных технологий организации проектной деятельности учащихся, имеющих общую структуру (этапы), и вместе с тем специфические особенности и инструментарий, применяемые для разных форматов и условий реализации проектной деятельности учащихся.

Предлагаемая к рассмотрению модель организации проектной деятельности учащихся содержит:

  • целевой блок (цели и задачи деятельности, направления проектной деятельности);
  • организационный блок (раскрывающего этапы проектной деятельности и особенности взаимодействия учащихся с педагогами, наставниками, консультантами, работы в разнообразных мастерских и лабораториях, проектных группах);
  • содержательный блок (с выделением основных направлений проектной деятельности и технологий организации проектной деятельности учащихся).

Целевой блок.

Цель: формирование проектных, исследовательских, инженерно-технологических компетенций обучающихся в процессе создания актуальных (личностно/социально значимых) продуктов (материальных/информационных) творческой деятельности в условиях образовательного технопарка.

Задачи деятельности:

  • популяризация науки, техники и технологий, профессий в естественнонаучной и инженерной сферах деятельности;
  • развитие практических умений и навыков (технологических, конструкторских, исследовательских, управленческих, предпринимательских), в том числе профессиональных, в процессе проектной и конкурсной деятельности;
  • реализация новых форм и технологий работы с детьми и молодежью в условиях образовательного технопарка;
  • эффективное использование высокотехнологичной образовательной среды технопарка;
  • повышение мотивации учащихся путем вовлечения их в личностно/социально значимую деятельность, решения реальных (производственно-технологических) задач, в инновационное творчество и изобретательскую деятельность;
  • создания творческих проектных групп, развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, работы в командах.

Направления проектной деятельности можно выделять по следующим критериям:

  • по названиям проектных направлений;
  • по видам деятельности в конструкторских и дизайн-бюро;
  • по образовательным программам дополнительного образования;
  • по интегративным содержательным модулям.

Примером таких содержательных (проблемных, интегративных) направлений могут быть реализованные в 2016/2017 учебном году тематики:

  • Бермудский треугольник – загадка природы или мистификация?
  • Воздушный шар для кругосветного путешествия.
  • Как выжить на Луне?
  • Cоздай свой трейлер!
  • Что такое инфографика?
  • Спектакль в объективе.

Направлениями проектной деятельности по образовательным программам могут являться такие, как:

  • образовательная робототехника;
  • технологии работы на фрезерных станках с ЧПУ;
  • технологии работы на токарных станах с ЧПУ;
  • цифровые технологии;
  • 3D моделирование и прототипирование;
  • конструирование «умного дома» и другие.

Организационный блок.

Организационный блок формирует деятельность всех субъектов вокруг взаимодействия учащихся, педагогов, наставников, методистов в условиях создаваемой интерактивной, высокотехнологичной среды. Несмотря на наличие большого количества специализированных мастерских и лабораторий, центральное место в организации рабочих процессов занимают проектные группы и коворкинг-центр как точки сосредоточения интеллектуальных сил и возможностей (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рис. 1. Организация проектной деятельности учащихся в образовательном технопарке

 

В рассматриваемой модели необходимо различать функции коворкинг-центра и функции проектного офиса, распределение полномочий и эффективное взаимодействие которых является одним из условий эффективной организации проектной деятельности учащихся в образовательном технопарке.

Функции проектного офиса связаны в первую очередь с организационно-методическими механизмами:

  • распределение и учет учащихся по учебным и проектным группам;
  • ведение списков, реестров учащихся по разным критериям;
  • составление расписания занятий, графиков работы проектных групп и пр.;
  • учет учебного времени;
  • закупка и распределение ресурсов для организации занятий, проектной деятельности учащихся;
  • организация внутренних конкурсов для учащихся;
  • решение организационных других вопросов.

Функции коворкинг-центра существенно отличаются от прочих организационных вопросов, фактически это образ «рабочего офиса» для совместной работы учащихся с педагогами и наставниками, который решает следующие задачи:

  • создание максимально комфортной среды для общения/обсуждения/деловых коммуникаций;
  • обсуждение рабочих проблем, подготовки учащихся к конкурсам, представление идей проектов;
  • сбор проектных групп для инициации и обсуждения идей, составления графиков работы, распределения обязанностей и ролей и пр.;
  • проведение консультаций с наставниками и специалистами;
  • деловые встречи с заказчиками, организаторами конкурсов и проектов;
  • проведение тренингов и семинаров для развития личностных качеств и овладения методологией проектной деятельности;
  • обмен информацией, использования имеющихся в центре информационных ресурсов.

В целом создаваемая предметная и коммуникативная среда коворкинг-центра направлена на повышение продуктивности и эффективности проектной деятельности учащихся.

Содержательный блок

Существует достаточно много определений педагогической технологии, которые в основном определяют некую совокупность организационных, педагогических, методических, кадровых и других ресурсов для достижения педагогических целей. В данном исследовании мы будем опираться на определение, сформулированное еще в конце двадцатого века ЮНЕСКО, в котором педагогическая технология понимается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [24].

Одной из форм такой оптимизации образовательного процесса сегодня признают проектное или проектно-ориентированное обучение, в основе которого такие педагогические идеи как:

  • ориентация на практико-ориентированную деятельность учащихся по реализации проектов различного вида и направленности;
  • акцент на личность обучающегося, развитие его качеств и способностей в процессе проектной и исследовательской деятельности;
  • постоянное совершенствование навыков проектирования, технологий проектной деятельности;
  • ориентация не на логике усвоения содержания учебного материала, а на логику учебной и проектной деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося;
  • доведение каждого проекта, любой работы до конкретного, воплощенного в материальную форму результата.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Этапы организации проектной деятельности
в условиях образовательного технопарка

В процессе проведения исследования специфики организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка были выделены три используемые технологии:

  • технология организации проектной деятельности учащихся в мастерских и лабораториях;
  • технология организации проектных групп (по направлениям проектной деятельности);
  • технология подготовки обучающихся к участию в конкурсном и олимпиадном движениях.

Независимо от этого, этапы проектной деятельности, осваиваемые учащимися остаются неизменными и представляют следующую технологическую цепочку (рис. 2):

  • Мотивация. Вовлеченность учащихся в процесс создания продукта, решения серьезной технологической и творческой (часто инновационной и изобретательской) задачи, желание овладеть современными технологиями и видами техники.
  • Поиск, опыты. Началом реального проекта всегда являются те или иные поисковые и исследовательские действия учащихся, проведение опытом и экспериментом, которые приводят к осознанию идеи, темы, проблемы проекта.
  • Формулирование идеи, проблемы. Точкой отсчета в реализации проекта служит формулировка проблемы, часто в форме вопроса «Как? Каким образом?», которая позволяет приступить к планированию работы по управлению проектом.
  • Исследование. Для выбора альтернативных вариантов реализации проекта, необходимых ресурсов и поиска оптимального решения проводятся исследования либо сравнительный анализ возможностей и аналогов проекта.
  • Опытно-конструкторская разработка. Стадия построения модели и конструирования объекта (прототипа), лежащего в основе проекта. При этом создается не только прототип, но и целая папка конструкторско-технологической и иной документации, техническое, экономическое, экологическое обоснование проекта.
  • Технологический процесс. Реализация проекта до создания материального или виртуального продукта, имеющего ценность и доведенного до рабочего (идеального) состояния. Важным на этой стадии является учет особенностей технологий изготовления готового продукта.
  • Презентация проекта. Стадия оформления и подготовки проекта к презентации, выбора наиболее адекватной формы презентации проекта, обсуждение преимуществ и недостатков в работе, публичное выступление на конференции, конкурсе, олимпиаде.

 

Технология организации проектной деятельности учащихся
в мастерских и лабораториях

Технология организации проектной деятельности учащихся в мастерских и лабораториях представляет собой форму организации учебной деятельности в условиях специально создаваемой технологической среды, направленной на формирование проектных и инженерно-технологических компетенций обучающихся. При этом все учебные мастерские и лаборатории создаются по одному из направлений профессиональной либо производственной деятельности и аккумулируют ресурсы (технические, технологические, кадровые, учебно-методические) для возможности углубленной подготовки обучающихся по данному направлению (компетенции).

Мастерские представляют собой высокотехнологично оснащенные зоны для организации следующих форматов работы:

— индивидуальная работа обучающегося с образовательным первоисточником и необходимым оборудованием;

— работа в малых группах (2-7 человек) с использованием методов дискуссии, проектирования, исследования;

— работа в большой группе (8-25 человек) – это межпредметные интегративные погружения, кейс-метод и т.д.

Создание мастерских в образовательном технопарке преследует следующие цели:

— практико-ориентированное изучение физики, химии, биологии, робототехники, электроники, 3D моделирования и авиаконструирования и других направлений, а также интегративно-деятельностный подход к их освоению;

— создание условий для развития метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся;

— развитие личности, подготовленной к выбору образовательного маршрута, способной к самореализации в эпоху новой технологической культуры.

Основными требованиями к организации учебной мастерской или лаборатории при организации проектной деятельности учащихся  являются:

  • соответствие целям и направлениям развития техники и технологии, современным научным достижениям, актуальным и перспективным рынкам труда и профессиональным компетенциям;
  • наличие сертификатов на учебное оборудование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и правилам для общеобразовательных организаций.
  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, в том числе антропометрическим, физиологическим, психолого-педагогическим и пр.
  • обеспечение возможности организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в учебных мастерских и лабораториях, формирования проектных, исследовательских и инженерно-технологических компетенций обучающихся;
  • обеспечение работы с одаренными детьми, организации конкурсов научно-технического творчества и изобретательства, развития проектного и конструкторского мышления, предпринимательских качеств личности.

 

Технология организации проектных групп

Технология организации творческих проектных групп представляет собой особую форму организации проектной деятельности, основанной на создании открытых разновозрастных групп обучающихся, педагогов, наставников, консультантов, объединяемых на основе той или иной исследовательской и/или изобретательской проблеме, направлении деятельности.

Творческая проектная группа (ТПГ) – это открытая (свободная) разновозрастная группа, решающая аналогичные задачи и проблемы проектной деятельности в том или ином содержательном направлении.

В состав ТПГ входят школьники разного возраста, студенты, педагоги дополнительного образования, наставники (в роли которых могут выступать и студенты, и более опытные учащиеся). Проектная группа формируется под тему (идею) проекта. Тематика проектов в образовательном технопарке может иметь инженерно-технологический, естественнонаучный или  междисциплинарный характер.

Каждая ТПГ объединена одним творческим, проектным, изобретательским направлением, над решением которого работают в той или иной степени все ее участники. При этом группа может реализовывать от 1 до 5 проектов одновременно (как индивидуальных, так и командных).

ТПГ не привязана к работе в одной мастерской/лаборатории. Она использует имеющееся технологическое оборудование и консультантов, наставников по мере необходимости решения тех или иных задач проектной деятельности («принцип свободного использования оборудования»).

ТПГ может время от времени объединяться или обмениваться опытом с другими ТПГ или заявлять дискуссионную проблему, дилемму на обсуждение в Коворкинг-центре («принцип свободного обмена опытом»).

Требования к работе творческих проектных групп:

  1. Поиск социально значимой проблемы.
  2. Многоальтернативность проблемы и решения спектра задач (в т.ч. отдельными микрогруппами).
  3. Планирования совместных действий по разрешению проблемы.
  4. Каждый проект обязательно требует опытной/исследовательской работы учащихся.
  5. Результатом работы над проектом является коллективный продукт.
  6. Совместная деятельность требует распределения ролевых функций в группе и наличие «рабочего ядра» (постоянного состава) группы.

При организации работы ТПГ имеет смысл совместное заполнение паспорта работы ТПГ над проектом для согласования целевых и содержательных моментов в работе.

Паспорт работы ТПГ, как правило, включает: название проекта; наставников проекта; состав проектной группы; направление проектной деятельности; тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой); цель проекта и задачи проекта, ключевые вопросы проекта, необходимые ресурсы (материалы, инструменты, оборудование, информация и пр.); предполагаемые продукты проекта; этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, выход этапа); предполагаемое распределение ролей в ТПГ.

Важным в работе проектной группы является распределение ролевых функций. Практика организации таких групп показывает, что при организации проектной работы учащихся имеет смысл опираться на известную типологию ролей в команде по Мередиту Белбину, который в процессе экспериментальных исследований выделил 9 основных ролевых функций — реализатора, координатора, творца, генератора идей, исследователя, эксперта, дипломата, исполнителя и специалиста.

Важно, чтобы учащиеся за время работы в ТПГ могли примерить на себя разные командные роли и в процессе этого развивать у себя навыки деловых коммуникаций и работы в команде. Для этого в процессе работы руководитель/координатор творческой проектной группы должен создавать соответствующие условия, передавая ролевые функции от учащегося к учащемуся либо задавая одну роль для всех участников проектной деятельности (например, в процессе генерирования идей, проведения эксперимента и пр.).

 

Технология подготовки обучающихся к участию в конкурсном и олимпиадном движениях

Технология подготовки обучающихся к участию в конкурсном и олимпиадном движениях представляет собой форму организации проектной деятельности учащихся, полностью сфокусированной на предмет и задачи тех или иных олимпиадных/конкурсных мероприятий. Специфика подготовки может меняться исходя из особенностей конкурса командного или индивидуального, предметного или метапредметного (интегрированного), исследовательского или изобретательского, жестко структурированного (правила проведения, требования к конкурсантам, модели проведения) или свободного, неструктурированного (когда закрепляются номинации и общие требования к конкурсным работам, проектам).

Технологию подготовки обучающихся к участию в конкурсном и олимпиадном движении в связи с этим можно представить в виде алгоритма, основанного на совокупности существующих требований и условий конкретного конкурса или олимпиады.

Логика организации проектной деятельности в этом случае следующая.

  1. Ознакомление с требованиями конкурса, конкурсными заданиями, проблематикой проектов и критериями их оценивания.
  2. Выбор направления (номинации) конкурса, по которому будет осуществляться подготовка учащихся.
  3. Выбор темы/проблемы проектной деятельности, соответствующей требованиям/рекомендациям конкурса.
  4. Организация работы по овладению технологическими умениями и навыками, решению типовых задач и заданий конкурса.
  5. Поиск необходимой информации, выбор адекватных методов исследования/проектирования, изучение возможности использования современного высокотехнологичного оборудования.
  6. Разработка и реализация проектной работы группой учащихся под руководством руководителя, наставников.
  7. Подготовка проектной работы к конкурсу, оформление конкурсной документации, подготовка презентации проекта.
  8. Пробная публичная защита проекта перед отправкой на конкурс (в своем образовательном учреждении, на локальном конкурсе проектных работ и пр.).
  9. Представление проекта на конкурс по соответствующей номинации.

Рассмотрение проектной деятельности с учетом специфики тех или иных организационных и технологических механизмов позволило в процессе исследования и апробации новой модели выделить три технологии, общие по структуре и содержанию проектной деятельности, но имеющие свои отличия в формах взаимодействия учащихся между собой и окружающей образовательной и высокотехнологичной средой технопарка:

  • технологию организации проектной деятельности учащихся в мастерских и лабораториях;
  • технологию организации проектных групп (по направлениям проектной деятельности);
  • технологию подготовки обучающихся к участию в конкурсном и олимпиадном движениях.

Литература

  1. Илалтдинова Е.Ю., Суханова М.Э. «Образовательный мини-технопарк» в современной педагогической практике // Социальная педагогика. 2015. №5-6. С. 89-94.
  2. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Зуева Ф.А., Ильина А.В., Кисляков А.В. Критерии сформированности образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 147-151.
  3. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2010. – 142 с.
  4. Концепция технопарка. Технопарк в условиях дополнительного образования — как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. URL: http://nenuda.ru/концепция-технопарка.html (Дата обращения 20.08.2017 года)
  5. Лаборатория проектных методов в образовании (всероссийский проект). URL: http://xn--e1ahcccmfdikz5d1bm.xn--p1ai/ (Дата обращения 20.08.2017 года)
  6. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
  7. Проектно-ориентированное обучение (Электронный ресурс Института образования BIE). URL: https://www.bie.org/ (Дата обращения 20.08.2017 года)
  8. Центр поддержки передового опыта в преподавании (CSET) Стэнфордского университета. URL: https://cset.stanford.edu/ (Дата обращения 20.08.2017 года)
  9. Центр проектного творчества «Старт-ПРО» (Электронный ресурс Московского городского педагогического университета). URL: https://www.mgpu.ru/content_sections/startpro  (Дата обращения 20.08.2017 года)
  10. Шалашова М. М., Войков В. В., Махотин Д. А. Интегративная модель практики реализации программ дополнительного образования детей в условиях образовательного детского технопарка // Интерактивное образование. 2017. №2. С. 2-9.
  11. Эпштейн М. М. Школа как технопарк. URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14678.html (Дата обращения 20.08.2017 года)

 

Читайте также