От теории – к практике: применение активных методов в общем образовании Польши

Поделиться:

Ордон Уршула,
Шевченко Наталья

Развитие ребенка школьного возраста возможно только в условиях его активной деятельности. Пассивным методикам и объяснительно-иллюстративным методам в общем образовании приходят на смену активные методы, требующие личного участия от каждого участника образовательного процесса, совместного поиска нового знания и опыта.

Все чаще критика школьной системы запускает новые реформы, а необходимым условием на пути модернизации системы образования стали смена цели образования и роли учителя. Исходя из того, что ученик лучше приобретает знания, обучаясь самостоятельно, действия учителя в этой ситуации сводятся к ролям помощника и организатора [2]. Существенным сегодня признается обучение с применением активных методов, способствующих стимулированию ученика к самостоятельному приобретению знаний [4].

В настоящее время происходит смена стиля отношений учителя с учеником – с традиционного, заключающегося в передаче знаний и контроле результатов, достигаемых учениками — к более открытому и доброжелательному для обучающегося, при котором учитель относится к нему, как к субъекту обучения, помогает в индивидуальном и гармоничном развитии. В этих целях учитель организует дидактические ситуации, обеспечивающие разнонаправленное развитие ребенка, следит за формированием у него ключевых умений и действий, адекватных его возрасту. В такой ситуации учитель перестает быть единственным источником информации. Когда поток информации ускоряется и преумножается, задача учителя — интеграция ученического восприятия мира через использование различных источников информации. При этом учитель играет роли руководителя и консультанта учащегося в процессе ознакомления, освоения им всех источников информации. Все чаще говорится о востребованности в метапредметной подготовке учащегося, отражающей его интегрированные умения, действия, знания.

Роль педагога

сводится также к поддержке и организации процесса образования и воспитания таким образом, чтобы сделать его не только эффективным, но и побуждающим ребенка к активным действиям, соучастию, чтобы образование не было скукой, рутиной и однообразием, чтобы учиться было по силам и ребенок мог как можно лучше использовать на уроке свой потенциал и способности [3]. Необходимыми являются использование естественной потребности в движении, игры, опыт, проектирование, экспериментирование и эмпатия. Все перечисленное может быть с большим успехом решено в процессе использования активных методов, благодаря которым возрастает интеллектуальная напряженность и творчество детей, развиваются умения выявлять и решать проблемы, осуществлять сотрудничество и соучастие, проявлять открытость и находчивость, способность к творческим решениям.

Использование любого метода в школе предполагает  развитие у ребенка умений и способностей работать с большим количеством информации и усвоенных  знаний, умелое их применение в повседневной (вне)школьной действительности [9]. Методы образования являются важным фактором в процессе освоения знаний, развития способностей и интересов учащихся, всего развития. Ирена Адамэк [1] отмечает, что они являются показателями эффективности обучения и его привлекательности для ребят и их родителей.

А. Maршалэк определяет активные методы как группу методов образования, обеспечивающих пробуждение разносторонней активности учащихся в дидактическом процессе и способствующих их продвижению на более высокий активный уровень.

Автор выделяет разные виды активных методов, оценивая их полезность, он перечисляет следующие: проблемный доклад, метод работы с текстом SQV3T, научная дискуссия, дискуссия круглого стола, многократная дискуссия, мозговой штурм, дискуссия «за»-»против», лабораторный метод, моделирование, метод «635», дельфийский метод, мета-план, метод «черного ящика», диагностика, дерево решений, симулятивные игры, биографический метод, метод проектов [8].

Потребность активизации ребенка с раннего возраста подчеркивают Леокадия Вятровска и Галина Дмоховска. Авторы отмечают, например, что «во всех образовательных ситуациях, в том числе и в детском саду, педагог должен учитывать потребности ребенка в активности, непрерывном поиске, познании и открытии, приобретении опыта окружающей среды». Божена Кубичек [6] выделяет черты, отличающие активные методы от пассивных.

Среди этих черт: субъективность, удовлетворение потребностей, согласование между учителем и учащимися цели, содержания и формы образовательного процесса, ответственность, коммуникация, опыт, исполнение учителем роли координатора и организатора ученической активности, сотрудничество с группой. Определений и классификаций активных методов в польской дидактике достаточно много, как и много различных взглядов на эту проблему. Достаточно четкую терминологию представила Ядвига Кржижевска, определяя их как группу методов обучения, отличающихся тем, что в процессе образования активность учащихся значительно выше, чем активность лица, передающего им знания [5]. Автор отмечает методы: интеграционные, структурирования, творческие, проблемные, дискуссионные, эволюционные, группового применения решений, планирования, диагностики, дидактических игр, методы ускоренного обучения [4].

В свою очередь, К. Рау и Е. Зенткевич [11] отличают такие активные методы, как: мозговой штурм, карта понятий, пирамида приоритетов, метод случаев, линия времени, дидактическая дискуссия, мета-план, «за» и «против», метод проекта, симуляции, покер-критерии, планшетные игры, сессии «бери и давай», станция задач, драма, группы задач.

Стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее  развития, что определяет приоритет в работе педагога приемов опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от  прямых методов, от лозунгов, излишнего дидактизма, назидательности.  В новой ситуации актуализируются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание социализирующихх ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Активные методы расширяют потенциал деятельного участия обучающихся в разных формах уроков, чему способствуют постоянно возникающие новые потребности, удовлетворяемые путем активности определяемой как творческая, новаторская, креативная. Выше перечисленные формы активности учащийся воспринимает позитивно, если благодаря им,  он достигает значимой для него цели [7].

Поэтому главной задачей педагога является найти верные решения о выборе  действий, дидактических процедур,  форм и дидактических средств для достижения спрогнозированных и спроектированных эффектов общего образования.

Современный образовательный процесс,

как в Польше, так и в России, основывается на приоритет групповой работы учащихся. С учетом этого в  процессе использования активных методов, учителю следует учитывать следующие условия: умение  учащихся договариваться с различными группами; изучение эволюционных потребностей группы;  формирование норм и принципов действий группы; формирование принципов коммуникации в группе учащихся; формирование принципов выбора тематического содержания; процесс согласования; процесс формирования / развития опыта (упражнения);  реализация опыта (упражнения);  формулирование идеи опыта;  вероятные риски;  обратная связь [6].

Реформа образования в Польше повлекла развитие новой тенденции в обучении детей и молодежи — обучение в направлении активности ученика, его субъективности. Учителя все чаще проектируют процесс образования и способы организации уроков таким образом, чтобы развить у учащихся творчество и созидательность (конструктивность). Сегодня учитель меняет свои функции и роли с контролера и главного источника, носителя знаний в пользу организатора образовательного процесса, деятельности учащихся и модератора группы. Он исполняет роль педагога, поддерживающего процесс образования: исследует потребности, интересы, возможности и способности учащихся; откликается на эти потребности и склонности; обеспечивает возможность исследовать, искать, находить, переживать; создает условия для работы в группе и необходимой коммуникации в классе; раскрывает находчивость и творчество учащихся [9]. Активизация учащихся, понимаемая как совокупность действий учителя, обеспечивающих учащимся возможность деятельной роли в достижении целей собственного образования [5], предполагает развитие / совершенствование качества и уровня их деятельности на основе применения различных интеллектуальных и эмоциональных стимулов [4]. Общий анализ действий учителя должен способствовать росту активности учащихся во время решения задач в ходе обучения, научения и воспитания [10].

К наиболее популярным активным методам для польского учителя можно отнести следующие: метод проекта, развития творческого мышления, интегративные методы и техники, проблемные методы.

Метод проекта, по мнению К. Рау и Е. Зенткевич [11], предполагает решение учениками больших, трудоемких задач, опираясь на использование различных источников, умение группировать, классифицировать информацию, то есть работать с информацией. Выполнение задания учащимися преимущественно основано на самостоятельном поиске информации под косвенным контролем учителя [12]. Например, исследовательский проект начинается с обсуждения группой проблем, предполагаемого результата, его восприятия другими группами учащихся, что весьма важно. Результатами работы учащихся над исследовательским проектом  выступают  плакаты, альбомы, очерки, книги, брошюры, модели, сценарии, инсценировки, костюмы, реквизиты, выставки и т. п.

В свою очередь, методы и техники развития творческого мышления, по мнению Я. Кржижевской, напротив, развивают умение не только работать с информацией, но и реализуют детское стремление найти новую сторону известного, оригинальный взгляд на реальную ситуацию [5]. У каждого ребенка есть задатки и потребности в творчестве, способности импровизировать, мечтать, яркое воображение. Творчество – определенный вид активности человека, которая должна формироваться в процессе познания, развития воображения, творческого мышления и опыта.

Интегративные методы.     Система интегративных методов служит созданию доброжелательного, позитивного воспитательного климата в группе и служит созданию ценностных, гармоничных межличностных отношений. Сущность интегративных методов заключается в создании различных ситуаций, в которых учащийся имеет возможность проявить и развить качества своей личности в условиях безопасности, без рисков и угроз. Данная система методов способствует формированию открытости ребенка для  других участников образовательного процесса, преодолению им страха перед соперничеством, выбором и оценкой, способствует укреплению и углублению взаимных позитивных отношений в группе, возникновению симпатий, дружбы, доверия.

Проблемные методы позволяют переходить от самостоятельности на высший уровень активности – творчество. Педагогическая сущность проблемных методов состоит в необходимости решить учеником специфическую форму трудности, называемой проблемой. В процессе решения проблемных задач и заданий происходит развитие интереса у учащихся, как к предмету, так и к решению учебных проблем [12], вдохновляет их на анализ любых ситуаций, включая жизненные, развивает умения предвидеть решение  проблемы, проверять и корректировать его по необходимости. Применяя проблемные методы, учитель должен отличаться большой открытостью по отношении к ученикам, совершенным знанием материала и также знанием особенностей возраста детей. К проблемным методам причисляем: метод казусов, ситуационный метод, мозговой штурм и микрообучение.

Практика показывает, что использование активных методов ослабляет пассивность детей в достижении ими образовательных целей. Это утверждение указывает направление обучения, востребованное в наши дни, которое должно быть значимым  для современного учителя. Важно отметить, что обучение приобретает все больше сложные формы, поскольку изменяются требования к учащемуся, выпускнику школы. Безусловно, это намного осложняет работу учителя, все более «своеобразными» становятся их ученики, которые характеризуются как «поколение Интернета» (где, в определенной мере, они и обучаются и воспитываются). Нередко учитель сталкивается с естественной формой проявления, с одной стороны, пассивности, а с другой – претензиями и стремлением немедленно освоить информацию «на востребование».

Таким образом, чтобы сформировать личность, необходимо организовать условия для ее деятельных проб и поступков на уроке. Поэтому методической сущностью современного образования становятся активные методы и формы, которые постепенно вытесняют пассивные методы, лишающие ребенка активного участия как в игре, в учебе, так и в реальной жизни. Активные методы обеспечивают не только достижение образовательного результата, но и его эффекты, что в настоящее наиболее значимо для всех. Активизируя процесс обучения, учитель – вместе с субъектом своих проявлений – сам становится активным участником педагогики сосуществования [8].

Литература

  1. Adamek I. Podstawy edukacji wczesnoszkolnej, Краков 1997, с. 64.
  2. Banaś-Chłopecka J., Nowa rola nauczyciela we współczesnej szkole, „Kwartalnik Pedagogiczny” 1998 № 3 (13), с. 49.
  3. Brudnik E., Moszyńska A., Owczarska B., Ja i mój uczeń pracujemy aktywnie. Przewodnik po metodach aktywizujących, Kielce, 2010.
  4. Hydzik B. Dydaktyczna zasada aktywizacji podchorążych oraz sposoby jej stosowania w procesie nauczania – uczenia się, „Zeszyty Naukowe WSMW”, Гдыня 1985, № 4, с. 6.
  5. Krzyżewska J. Aktywizujące metody i techniki w edukacji wczesnoszkolnej, Suwałki, 1998, с. 10.
  6. Kubiczek B. Metody aktywizujące. Jak nauczyć uczniów uczenia się?, Oполе, 2007, с. 80–81.
  7. Kujawiński J. (ред.), Rozwijanie aktywności twórczej uczniów klas początkowych. Zarys metodyki, Варшава 1990, с. 41.
  8. Marszałek A. Metody aktywizujące w kształceniu, [в:]Encyklopedia Pedagogiczna XXI wieku, том III, изд. Akademickie Żak, Варшава 2004, с. 210.
  9. Oelszlaeger B., Jak uczyć uczenia się? Środki i metody kształcenia samokontroli i samooceny w edukacji wczesnoszkolnej, Краков, 2007.
  10. Okoń W. Nowy słownik pedagogiczny, Варшава, 2010, с. 16.
  11. Rau K., Ziętkiewicz E., Jak aktywizować uczniów. Burza mózgów i inne techniki w edukacji, Познань, 2000.
  12. Шевченко Н.И., Стымковский В.И. Учебное проектирование как способ стимулирования социализации обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2014. — №11 (139), С. 69-72.
Поделиться: