Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Подходы к реализации персонализированных траекторий обучения в условиях цифровой экономики (на примере подготовки магистрантов)

В статье рассмотрены подходы, позволяющие на практике реализовать переход на использование индивидуальных траекторий в обучении студентов (магистрантов) по направлению «Педагогическое образование». Рассмотрены конкретные информационные и телекоммуникационные ресурсы, используемые в процессе обучения, ориентированные на выполнение заданий с учетом потребности и возможности обучаемого.

Ольга Юрьевна Заславская, д-р пед. наук, профессор, Московский городской педагогический университет

Персональные траектории необходимы для удовлетворения потребностей и целей в обучении каждого обучающегося. Использование в практике организации образовательного процесса персональных траекторий обучения способствует переориентации и новому пониманию обучения в течение всей жизни. Ориентиры перехода на персонализированные пути обучения обоснованы в российских стратегических документах.

Основной посыл организации обучения на основе персональной траектории заключается в проектировании такой образовательной среды, которая позволит в ходе получения знаний задействовать не только разнообразный контент, определенный как имеющимся, так и желаемым практическим и жизненным опытом, но еще и социальные, сетевые сообщества профессионалов, экспертов, других участников образовательного процесса, позволяющих связать обучение непосредственно с жизнью.

Традиционная система образования в большинстве своем основана на некотором дефиците знаний и практики. В результате чего обучающиеся должны собираться в одном месте, чтобы получить доступ к особым, уникальным знаниям преподавателя, ресурсам лабораторий, библиотек и пр. Значимость и конкурентоспособность образовательной организации таким образом определяется особыми программами, их качеством, используемыми ресурсами, которые ценны для окружающего сообщества и не могли быть доступными в другой организации.

Расширение доступа (неограниченно) к информации, большие данные знаний, возможности информационных и телекоммуникационных технологий, мобильность, разнообразие форм и неограниченность контента, создают новые потребности у обучаемых. Старые границы получения образования в замкнутом пространстве образовательной организации стираются, формируя новые организационные возможности получения образования, востребованного «здесь и сейчас».

Теория познания в сочетании с возможностями информационных и телекоммуникационных технологий позволяют создать такую среду обучения, в которой будут эффективно сочетаться потенциал образовательной организации, обусловленный традициями, опытом и возможностями, с персонализированной поддержкой и адаптацией к современным условиям, требованиям работодателей.

В результате анализа исторической направленности образовательного потенциала сети Интернет и направлений индивидуализации [2-14] можно отметить некоторые факторы, которые привели к возникновению первичных средств массовой персонализации в обучении. Начиная с 2010 года, наблюдаем массовое использование социальных сетей, анализа больших данных, проектирования программ, основанных на технологиях искусственного интеллекта, постоянно меняющихся сервисов сети Интернет, да и развитие самой сети Интернет, систем дистанционного обучения и пр.

Эти и другие информационные средства позволяют в процессе обучения учитывать и опираться на потребности ученика, создавать особые программы, ориентированные на возможности и требования самого обучающегося.

Рассмотрим подходы, которые позволяют реализовать персональные траектории обучения студентов (на примере магистрантов).

Во-первых, персонализированное обучение, хотя и уникальное для каждого, может иметь много общих элементов и составляться из традиционного набора заданий, но обладающие определенной избыточностью. Для каждого студента составляется индивидуальный план выполнения практических, лабораторных и контрольных работ, который связывает содержание заданий с определенными познавательными запросами обучаемых, например темой дипломной работы, исследования магистерской диссертации, тематикой научно-квалификационной работы и пр., что обеспечивает персонализированный, но при этом целенаправленный, подход. Структура учебного плана не является уникальной для каждого студента, но уникальным становится их деятельность по выполнению и реализации плана, который напрямую соответствует его потребностям и устремлениям.

Во-вторых, особенности личного развития, реализуемого и в традиционной системе обучения, могут быть специфическими, но не обязательно должны быть уникальными. Персонализированное обучение направлено на совмещение прошлого опыта, полученного студентами на других дисциплинах или в процессе профессиональной деятельности, и настоящего опыта с будущим профессиональным опытом, который необходим для качественного и эффективного выполнения своих педагогических задач.

В-третьих, способы организации поддержки такого индивидуализированного маршрута обучения заключаются в переходе обучаемого в статус управляющего своим обучением на основе единых требований к качеству знаний, формируемых умений, способного принимать собственные образовательные решения. ……

Полный текст статьи размещен в журнале «Интерактивное образование». 2019. №1. С. 13-16.

Related Posts