Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Методологические аспекты интерактивной образовательной деятельности

Существующие образцы образовательной и обучающей деятельности создают немалые трудности для учащихся в реализации самого себя, в получении необходимого и значимого для них образования, в освоении современных образцов активного поведения, в выстраивании своих жизненных траекторий в условиях постоянной изменчивости и непредсказуемости социально-культурных и экономических норм. С начала XXI века приходит понимание, что человеческая, профессиональная ошибка может стать, а иногда даже и становится причиной крупных техногенных катастроф. Причем количество таких профессий, а следовательно и людей, связанных с такими ситуациями, неумолимо растет.

А раз расширяется зона риска для проживания людей, то одна из основных причин опасности – это неготовность многих людей принимать адекватные решения в неожиданно меняющихся и критических ситуациях. Это в свою очередь обусловлено отсутствием сформированных компетенций (деятельностных умений). Важно, чтобы в них содержались социальная установка, жизненно значимые потребности и мотивы для постоянного повышения своего образования, переучивания (освоение новых способов разносторонней деятельности), образовательной самоорганизации.

К сожалению, в настоящих подходах к организации образования слабо учитывается в формируемых знаниях (умениях), компетенциях такой важный компонент, как качественно новый уровень ответственности человека в различных сферах социально-экономической деятельности.

Анатолий Витальевич Баранников, д-р педагогических наук, проф., член-корр. Российской академии образования

Самостоятельная организация образования, причем в любых жизненных условиях, необходима всем, кто стремится к активному достижению той или иной поставленной для себя цели. У учащихся в такой ситуации обычно не хватает ориентировочно-деятельностных умений в таких важных компонентах своих учебных организационных действий, как целевое, ресурсное и инструментальное реагирование на возникающие в образовательной (социальной) деятельности учебные (жизненные) проблемы.

Для этого необходимо изменить структуру образовательного процесса, преодолеть господствующий в современной школе объяснительно-репродуктивный тип обучения, который не дает возможности учащемуся в процессе восприятия и осмысления преодолеть изолированность и оторванность «предлагаемых в разрозненном виде» знаний. Образовательная деятельность школьников не может быть организована только исходя из того, что сообщается им, а затем выстраивать на этой основе свои объяснения. Полноценное понимание и усвоение образовательной действительности и способов учебной познавательной деятельности не могут быть достигнуты учащимися, если они не являются вместе с учителем соавторами собственного учения.

В связи с этим будем рассматривать интерактивное учение (на концептуальном уровне) как ценностное и смысловое образование (с активным участием самого учащегося на всех уровнях организации и реализации образовательной деятельности). Оно не только включает, но и конструирует социальные и образовательные связи и действия, формирует у учащегося понимание обучающих процессов, его учебно-познавательное поведение и самообразовательные модели освоения окружающей действительности. Это требуется еще и потому, что образование носит вероятностный характер, и, исходя из этого, трудно предвидеть и предсказать:

• какие образовательные ассоциации будут формироваться?

• какие знания (умения), компетенции начнут актуализироваться?

• какие интенции, намерения, смыслы станут активизироваться в качестве наиболее значимых?

Организация интерактивной, с опорой на учащегося, обучающей работы в системе современного общего образования – это важный шаг в том, чтобы сделать учебную деятельность учащихся более эффективной и гуманной, соотнесенной с их жизненными интересами. Такая работа обеспечивает сущностные (базовые) компоненты человеческой жизни – безопасность и благополучие, понимание чувств и эмоций, способность к эмпатии, ясное мышление, креативную и плодотворную деятельность, совместную, с уважением друг к другу, социальную и культурную деятельность, принятие на себя ответственности за свои личностные и социальные выборы.

Этому должно предшествовать уяснение структурирующей идеи, которая создает широкую ориентировку относительно открытой, персонально-значимой, разнонаправленной организационно-образовательной деятельности.

При этом на начальном этапе идея выступает лишь как предварительная ориентация, обозначение пути и конечной цели, проблем, задач, а затем обеспечивает самоорганизационную и самообразовательную деятельность, направленную на отбор и анализ изучаемого материала, учебных действий, освоение обучающего окружения.

Далее учащимся задействуется социально-образовательная деятельность, направленная на соотнесение фактов и явлений, знаний и учебно-организационных действий между собой и тем, что у них уже имеется в познавательном опыте. В результате учащиеся приходят к переводу полученных и имеющихся знаний в деятельностные компоненты учебного поведения.

И наконец, организуется самообразование, направленное на достижение цели и на решение проблем, соотнесенных с реальными интересами и потребностями. Это оказывается возможным, так как управление собственным образовательным процессом обусловлено значимостью получаемых знаний (умений), компетенций, что имплицитно оказывает воздействие на умственное развитие, сформированность личностных качеств, социально-образовательную активность.

Деятельность учителя в связи с этим перестает быть только предмето-центрированной, его действия расширяются в системе отношений человек-человек, акцентируются на педагогической поддержке и сопровождении школьников в их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, на формировании у них персональных форм учения в образовательном учреждении и за его стенами. Для этого необходимо, чтобы учащиеся активно участвовали в организации и получении своего образования.

Разумно полагать, что интеграция активного учения и методов научения в обучающее окружение, при совместной (учителя и ученика) организации учебно-познавательных процессов, займет больше времени при подготовке. Однако после включения активного обучения, воспользоваться им и приводить в соответствие методы обучения будет относительно легко. Соответственно, преобразование (переход) материала курса из неясного, непонятного, словесно трудно воспринимаемого, сущностно и идейно отстраненного в знания (умения), компетенции учащегося осуществляется более качественно, они интегрируются им в долгосрочную память и банк активных действий, которыми он инициативно начинает применять в своей последующей жизни.

И поскольку учащиеся будут с большей самостоятельностью разбираться с учебными материалами, то их активное участие будет формировать долговременное восприятие. А это значит, они смогут продуктивнее применять усвоенные концепции и теории, содержание курса, освоенные методы и модели работы, соответственно, меньше тратить времени на рассмотрение материала и ответов на вопросы в процессе решения учебных задач.

Выбор и опробование активных методов обучения должны опираться на то, что любые активные организационно-образовательные методы призваны помочь учащимся делать значимые, актуальные, относящиеся к их настоящей и будущей жизнедеятельности связи между разнородными и разнонаправленными явлениями и предметами социально-образовательной действительности.

Однако необходимо сказать об образовательных явлениях, которые ослабляют реализацию интерактивного обучения:

• пренебрежение атмосферой доверия среди участников (в том числе и организаторов) в социально-образовательной деятельности, слабая заинтересованность в успехах друг друга, недоверие учителя к учащемуся приводит его к отсутствию веры в собственные силы;

• образовательное принуждение, за которым скрываются неумение и профессиональная некомпетентность организатора в выстраивании учебно-познавательной деятельности с позиции учащегося;

• поощрение на уроках диалога и коммуникации исключительно между учащимся и учителем и не поддерживать значимого для учащихся образовательного общения друг с другом и с информационным внешкольным пространством;

• отсутствие систематической обратной связи и четкой структуры внесения изменений в образовательную деятельность и ее коррекции;

• придание увеличенного значения оценками и переводам в следующий класс, учащиеся постоянно стрессуются важностью материала для получения ими итоговой оценки, которая будет определять их будущее.

Сегодня понятие интерактивного образования в большей степени понимается и реализуется на интуитивном уровне, и естественно многие учителя говорят о том, что любое обучение активно (интерактивно). Но при этом необходимо понимать – обучающая деятельность будет продуктивной и эффективной только в том случае, если в процессе образования:

• активизируются интересы и потребности учащегося;

• повышается личная значимость и значение изучаемого материала (включается в ценностное и смысловое окружение);

• учебные процессы созвучны социально-образовательным ожиданиям;

• проходят в эмоционально (психологически) комфортных условиях.

Таким образом, становиться важным, чтобы складывалась необходимая образовательная система отношений: «я – мое учение», «я – обучающее окружение» (в том числе интернет-ресурсы), «я – учитель», «я – партнеры по обучению». Учение в этих условиях включает формирование активных образовательных конструкций и познавательных связей, которые преобразуют имеющиеся знания в новые идеи и понятийные отношения, развивая собственные смыслы и понимание, выстраивая учебные (познавательные) направления. Именно в этой системе взаимоотношений учащийся начинает организовывать свою образовательную деятельность с опорой на то, что он в учебной работе постоянно соотносит взгляд в себя с взглядом на обучающее окружение.

Естественно, учащийся берет на себя осмысленную роль значимого участника в получении образования. Это в результате приводит к формированию новых мыслительных моделей, развитию критического мышления, повышает способность к восприятию, обработке и хранению вновь приобретаемой информации и знаний.

В этой системе отношений учащемуся важно фокусироваться и формировать умения и компетенции взаимодействия с обучающим окружением. Следует сосредоточиться на конструировании и применении доступных моделей решения учебных и познавательных задач, на усвоении новых знаний и компетенций в самых разных учебных ситуациях. Для этого необходимо выстроить продуктивные социальные и образовательные отношения с учителями, партнерами по обучению, причем как в самом образовательном учреждении, так и за его стенами (во внешней среде).

Учащийся начинает соотносить свои цели и ожидания, которые формируются в совместной образовательной работе и, исходя из них, выстраивать персональную учебно-познавательную деятельность и общеклассную учебную работу. Эта работа помогает учащемуся устанавливать социально-образовательные связи между тем, что они делают и почему они это делают. Такие связи важны, потому что учащиеся и сознательно, и подсознательно стремятся к повышению качества понимания выполняемой работы. Это происходит, когда учащиеся:

• осуществляют образовательную деятельность в разнообразных форматах, участвуют в выполнении проекта, при этом рефлексируют свои взгляды и подходы, действия партнеров по учебной работе;

• обсуждают и осмысливают деятельность и результаты в межличностных контактах, соотнося с учительской позицией и взаимодействуя с обучающим окружением;

• могут объяснить, чем обусловлена их деятельность, что они ожидают получить в результате своей учебно-познавательной работы и как этим воспользоваться в дальнейшей деятельности (в учебе и повседневной жизни);

• принимают участие в обучающих тренингах, конференциях, круглых столах и дискуссиях, выступают в роли ведущего в групповых формах работы, делятся своими взглядами и подходами в социально-образовательных взаимоотношениях, выступают в качестве наставников;

• в своем мышлении и в видимых образовательных действиях в различных учебных контекстах и процессах показывают (на уровне понимании) преодоление стереотипов, заблуждений и ошибочных представлений, а их мыслительная деятельность и учебное поведение становятся более гибкими, и они готовы реагировать на современные социально-образовательные вызовы;

• в своей организационно-образовательной работе соотносят и уравновешивают учебную свободу и ответственность, соблюдают паритет прав и обязанностей в межличностных образовательных взаимодействиях как в стенах школьной организации, так и за ее пределами;

• задействуют формальное, неформальное и информальное учение в общем образовательном пространстве, тем самым расширяя обучающее окружение и делая его реально соотнесенным и значимым для него;

• включаются в процесс подготовки планов и проектов, их критического обсуждения, способны адекватно реагировать на замечания и предложения, готовы к пересмотру и исправлению своей учебной работы;

• при оценивании и самооценивании использует разные подходы (их соотносят с ожиданиями и пониманием целей): формальных и неформальных, запланированных и спонтанных, количественных и качественных, устных и письменных.

Введение интерактивного обучения (как ключевого компонента реализации активного учения) требует создание определенной организационной и образовательной структуры и атмосферы, в которой:

• преобладает межличностное сотрудничество и взаимодействие, а не конкурентность и соперничество, непротивопоставление учащихся друг другу по тем или иным показателям;

• предпочтение (в обучающем окружении) отдается высказыванию собственных точек зрения, отстаиванию и аргументации своих позиций, при этом для обсуждения отбираются учебные задачи и вопросы, значимые для учащихся;

• обучение в используемом социально-образовательном пространстве выстраивается по принципу «учась делай и делая учись», и то, что создается в одном учебно-познавательном контексте может быть применено в других;

• объединяются формальные, неформальные и информальные источники, экспертные оценки и образовательные ресурсы, информационно-сетевые взаимодействия.

Интерактивное обучение (активное учение) помогает направить образование в значимое для личности и общества русло. Поскольку школьное образование рассматривается, как микрокосм реальной жизни, будущей и сегодняшней. Социально-образовательная деятельность, в данном случае, выстраивается с позиции человека, который в самое ближайшее время должен будет обеспечивать полноценное и комфортное существование себя и окружающих людей. Для чего школьникам нужно научиться ориентироваться в разных социально-образовательных контекстах и в собственных возможностях, быть способными к самоорганизации и самообразованию, уметь выстраивать самые разнообразные информационно-образовательные взаимодействия в открытом социокультурном и образовательном пространстве, чтобы обеспечить учение на протяжении всей жизни.

Таким образом реализуется то, на чем активное учение базируется – выстраивание образовательной деятельности на основе доминантных способностей, учебной предрасположенности, показателях работоспособности и социально-образовательных связей, которыми обладает каждый учащийся и что свойственно именно его личности. Для того, чтобы образовательная деятельность была активной, а значит качественной, важно создать определенную интерактивную структуру учебно-познавательного продвижения учащегося в процессе получения им образования:

  1. в учении, при освоении нового материала учащийся должен иметь возможность получать информацию, знания из разнообразных ресурсов и источников, выходить за пределы отношений «учитель-ученик», «ученик-учебник»;
  2. процесс восприятия, осмысления и понимания актуализируется и вступает в активную фазу, если учащийся учебных партнеров (учителей, учеников) и обучающее окружение включает в систему своих социально-образовательных приоритетов;
  3. уровень учения и активность учащегося имеет прямую зависимость от качества понимания того, что он изучает и осознанности применения тех или иных методов и приемов в своей организационно-образовательной работе, поэтому так важно для учащегося постоянно обращаться к рефлексивной деятельности на всех этапах получения образования (обучения, учения и самообразования);
  4. следует создавать и поддерживать условия, в которых учащийся получает возможность конструировать свои оригинальные (свойственные его персонально-образовательным особенностям) знания (умения), компетенции, что в результате и формирует его учебное поведение, стиль учения и предрасположение к самообразованию;
  5. учащиеся в своей социально-образовательной деятельности должны иметь возможность в любой момент обмениваться (с партнерами по учению) своими знаниями и пониманием учебных задач и образовательных действий;
  6. важно поддерживать многостилье и различные взгляды на факты и явления, что делает образовательную позицию учащегося и познание более насыщенными, обоснованными и корректными.

И здесь необходимо отметить, что осуществление обучения – это искусство и педагогическое мастерство создавать обучающее окружение, социально-образовательный климат (положение дел), учебно-познавательные условия и коммуникативную обстановку, которые дают учащемуся возможность организовывать и получать желаемое (ожидаемое) образование с опорой на свои силы, интересы и склонности, в открытой доверительной атмосфере, без страха наказания за ошибки и промахи, и не ощущая границ образовательного учреждения.

В системе отношения знания и учения необходимость социально-образовательной активизации учебной деятельности учащегося обусловлена самой структурой освоения (получения) знаний (умений), компетенций. В учебно-познавательной перспективе обучение – это процесс построения знания. Учащиеся активно конструируют свои знания путем подключения новых идей к существующему опыту (идеям, представлениям, понятиям) на основе привлеченных им материалов, мероприятий и обучающих действий.

Существующий социально-культурный аспект в процессе образовательно-жизненного взаимодействия важен в том смысле, что знания (умения), компетенции, необходимы для решения сложных задач, которые находятся во внешкольной реальности, в различных групповых ситуации и взаимоотношениях. Современные образовательные организации в но- условиях распределенного образования без границ уже не могут пренебрегать знаниями и размышлений учащихся, полученных за стенами школы, персональными запросами, социальной и образовательной ориентацией на то, как может быть устроено учение в их жизни и предоставлять им возможности для привнесения своего мира образования.

Если социальный (и любой другой) опыт учащихся будет присутствовать в школьной деятельности – это, неизбежно, поможет узнать о других явлениях, событиях и человеческих факторах, которые не могут быть напрямую частью социальной реальности, воспроизводимой в школьной действительности. В результате, это позволяет учащимся в большей степени понимать происходящие процессы вместо того, чтобы находиться в неведении и испытывать необоснованное недоверие к ним и чувствовать их неприятие.

Обучающий контент обычно (в большинстве случаев) рассматривается как «нечто», что учащимся необходимо сознательно освоить, чтобы обучаться в структуре установленных целей (на основе стандартов). Но социальная и образовательная деятельность – это «открытие двери, а не заполнение контейнера». Поэтому образовательный (учебный познавательный) контент может формироваться только в процессе (и через него) организационной и учебной деятельности, согласованной учителем и учащимся, а до обучения задаются его (содержания) параметры. И в современной ситуации все чаще совместное создание контента и использование материала, созданного учащимися, становится все более востребованным в организуемом обучающем окружении.

Исследования показывают, что эффективное образование значительно зависит от предоставления качественных педагогических возможностей и поддерживаемых свобод (сопровождение и консультирование) учащимся в организации ими своего учения, при этом важно отметить, что при таком выстраивании учебной деятельности нет существенной разницы в организованном образовании и самостоятельном (автономном) учении.

С середины XX века продолжают развиваться теории обучения, направленные на разработку учебных мероприятий и подходов к активному и эффективному вовлечению учащихся в совместную и автономную организацию образовательной (познавательной) деятельности, ее содержании в учебном учреждении и за его стенами.

Учение включает в себя теоретические осмысления, практические действия, участие в организационной и учебной деятельности на всех этапах получения образования, активное конструирование совместной и собственной образовательной деятельности, учебную и поведенческую рефлексию, прогнозирование и моделирование применения полученных знаний (умений), компетенций.

Учение и познание в современном мире происходит в самых разнообразных ситуациях и контекстах, что повышает важность именно той образовательной деятельности, которая отражает, а точнее сказать опирается на использование фактических реальных ситуаций. Это важно, потому что знания (умения), компетенции, усвоенные в такой системе отношений, формируют практические ориентиры учащегося, расширяют возможности размышлять, защищать и делиться тем, что они узнали при взаимодействии с образовательной действительностью и с партнерами по учению. Они становятся частью и создателями общего обучающего окружения.

Социальные, культурные и образовательные, многоресурсные и разнонаправленные, контекстуальные (ситуационные), рефлексивные (вдумчивое и осмысленное отношение) аспекты научения выражаются через различные подходы к учебно-познавательной деятельности:

  1. Самостоятельный – находит воплощение в обучающих моделях индивидуального учения, основанного на персональном учебном плане и формирование у учащихся самообразовательной компетенции, что предполагает:
    • выяснить уровень сформированности у учащихся мотиваций и умений, как учебных, так и самообразовательных;
    • определить цели, в том числе по формированию у учащихся самообразовательных умений и навыков;
    • обозначить методы и возможные организационные формы учения, способы взаимодействия с учащимися (воздействия на них), помочь выделить информационные и технические (онлайн и офлайн) средства и ресурсы учения;
    • обратить внимание в рамках учебного материала на ключевые содержательные компоненты (понятия, правила, законы, теории) и базовые знания и компетенции (учебные, исследовательские и самообразовательные);
    • помочь учащемуся сориентироваться в интересующем его материале и в выборе направленности и видов учебно-познавательной деятельности, в которой он будет осуществлять учение, исследование и при необходимости самообразование;
    • вместе с учащимся подготовить проект самообразования (исследования) в виде плана и набора программ действий;
    • опираясь на возможности и приоритеты учащегося выстроить образовательную траекторию реализации данного плана и программы и обеспечить консультационную поддержку;
    • организовать сопровождающий мониторинг и оценивание (в том числе самооценку) процесса учения (самообразования и исследования), достижения поставленных целей;
    • по мере образовательного продвижения корректировать план и программу действий в рамках самообразования (исследования) в зависимости от его промежуточных и конечных результатов;

2.Направляемый и поддерживаемый учителем – помощь и сопровождение предоставляются учащимся по двум направлениям: учитель помогает (делает вместе с учеником) освоить все инструменты получения образования и на протяжении всей работы постоянно оказывает ему помощь и корректирует его учебные действия. Учащийся при этом может какие-то виды деятельности выполнять самостоятельно (в данном случае фиксируется дата начала, окончания, подбираются необходимые способы и приемы работы);

3.Совместный – групповая, коллективная (принимают участие школьники разного возраста) проектная, исследовательская деятельность (в рамках одной образовательной организации или межорганизационная) – пошаговая и ведомая с социально-образовательным результатом.

Эти подходы расширяют понимание того, как учащиеся при взаимодействии с образовательной действительностью координируют и корректируют собственную учебную и познавательную деятельность, помогают это делать другим. К тому же учитель и учащийся видят из чего и как складываются образовательные смыслы.

В результате чего затрагиваются индивидуальные процессы восприятия, эмоции, могут создаваться новые области социального и образовательного осмысления действительности, которые не были бы доступны отдельному учащемуся при учении, ограниченном только образовательной организации. И это является особой ценностью образовательного пространства в условиях «учения без границ».

Подробнее читайте в работах автора и на страницах журнала:

1.        Баранников А.В. Современная школа в новых условиях распределенного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2016. 412 с.

2.        Баранников А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. М.: УЦ «Перспектива», 2018. 316 с.

3.        Баранников А.В. Эффективное учение: научи себя сам. М.: УЦ «Перспектива», 2017. 148 с.

Related Posts