Статья рассматривает понятие «интерактивность». Предложен качественный и количественный анализ употребления признака «интерактивное(ый)» в научных публикациях и исследованиях на основе данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Показана значительная популярность понятия, особенно в сфере педагогических наук.
Практика устойчивых словосочетаний с признаком «интерактивное(ый)» свидетельствует, что понятие «интерактивное образование» не является устоявшимся, но обобщает большинство часто применяемых терминов, что обеспечивает актуальность детального рассмотрения понятия.
Международные интегративные процессы и компетентностный подход в значительной степени изменили систему образования. Среди ведущих вех модернизации российского образования можно назвать интерактивный подход к организации обучения и воспитания. Понятие «интерактивное образование» закрепилась в научном обороте, однако нельзя утверждать, что в оно имеет устоявшееся смысловое и функциональное наполнение.
Интерактивность как качественная характеристика многих научных понятий стала широко использоваться в научных исследованиях и публикациях. Среди наиболее устойчивых словосочетаний встречаются «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивные технологии», «интерактивные методы», предполагающие особый, интерактивный подход к устоявшимся научным понятиям, в первую очередь, в сфере педагогики. Этот подход связан, прежде всего, с проникновением во все сферы жизни и деятельности человека информационных и мультимедийных технологий, создающих интерактивность во взаимодействии между человеком и информационными системами, во взаимодействии людей друг с другом с помощью разнообразных средств коммуникации.
Поисковые запросы признака «интерактивное(ый)» в Научной электронной библиотеке (НЭБ) eLIBRARY.RU показывают наличие 22.840 публикаций с использованием в названии публикации, аннотациях и ключевых словах словосочетаний с данным признаком. Большая часть из них встречается в научных статьях – 14.023 (61,4 %), в книгах и монографиях – 1718 (7,5%), в диссертациях – 447 (2%), остальные в материалах конференций, рукописях, отчетах и прочих публикациях (29,1%) [5]. Соотношение показано на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение научных публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)» по видам
Интересным и подтверждающим первоначальную гипотезу о главенстве педагогических наук в исследуемой области является распределение результатов поиска признака «интерактивное(ый)» по научным областям. Оно осуществлялось на основе используемого в НЭБ классификатора Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ). Результаты поискового запроса представлены в таблице 1 [5].
Таблица 1.
Распределение публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)»,
по научным отраслям
Научная область | Число публикаций |
14.00.00 Народное образование. Педагогика | 10 978 |
15.00.00 Психология | 2 876 |
06.00.00 Экономика. Экономические науки | 2 463 |
16.00.00 Языкознание | 1 964 |
20.00.00 Информатика | 1 391 |
04.00.00 Социология | 1 321 |
02.00.00 Философия | 1 076 |
13.00.00 Культура. Культурология | 650 |
03.00.00 История. Исторические науки | 532 |
19.00.00 Массовые коммуникации. Журналистика. СМИ | 463 |
18.00.00 Искусство. Искусствоведение |
422 |
Другие области | менее 200 |
Без строгих математических расчетов видно, что общее количество публикаций в представленной таблице превышает 22.840 публикаций, указанных выше. Проблема поиска в НЭБ заключается в том, что одни и те же публикации повторяются при формировании запросов по разным научным областям (примерно 10-15% от общего объема запроса). При этом устойчивое применение признака «интерактивное(ый)» наблюдается в педагогических, психологических и экономических исследованиях.
Распределение публикаций по годам показывает устойчивый рост использования признака «интерактивное(ый)» в научных публикациях: на 86,4% за последние 3 года, на 261% за последние 5 лет [5]. На рис. 2 показана экспоненциальная закономерность роста таких публикаций в течение последних десяти лет. Из этой зависимости выбивается 2016 год, что, скорее всего, связано с задержкой размещения научных статей из журналов и сборников материалов конференций в НЭБ.
Рисунок 2. Распределение публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)» по году издания
Нужно обратить внимание сочетания признака «интерактивное(ый)» с терминами и понятиями, которые он характеризует. В этом выборе приоритетными являются научные категории — среда, подход, метод, форма, средства, модели. В педагогических исследованиях акцент сделан на дидактический вариант их использования наравне с понятиями интерактивного обучения и интерактивные технологии.
Отдельно в публикациях рассматривают понятие интерактивности, которое встречается в поисковых запросах 1641 раз, из которых около 140 являются релевантными. Под интерактивностью в обучении Ю. Гавронская понимает «характеристику непосредственного или опосредованного средствами обучения взаимодействия субъекта процесса обучения с образовательной средой» [1].
В исследованиях по интернет-СМИ интерактивность рассматривают как принцип двухстороннего взаимодействия, изначально присущий интернет-технологиям, который обеспечивает связь между редакцией сетевых изданий и их потенциальной аудиторией [2; 3]. При этом особой формой интерактивного взаимодействия становятся возможности оставлять свои комментарии к статьям, создавать свои блоги, участвовать в обсуждениях на форумах.
При разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР), И.П. Сухов определяет интерактивность как «режим взаимодействия процесса обработки информации с человеком, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса (по ГОСТ 15971-90)» [4]. Изучая разные виды интерактивности, автор делает вывод, что самым простым (и поэтому наиболее популярным) способом при разработке ЭОР является уход от деятельностных, явных, недетерминированных и онтологических форм интерактивности в пользу только ознакомительных. Отмечая, что такой подход лишает обучающегося свободы выбора и возможности получить «уникальный опыт».
Поиск производился по названиям научных публикаций, в том числе по аннотациям и ключевым словам, с учетом морфологии и с помощью сортировки по степени релевантности. Релевантность публикаций окончательно определялась ручным способом по соответствию искомого признака (словосочетания) с названием научных публикаций, т.к. поиск позволяет находить и близкие по написанию понятия (с меньшей степенью релевантности).
Рисунок 3. Количественное соотношение употребленных понятий, содержащих признак «интерактивное(ый)»
Полный перечень искомых понятий с используемым признаком «интерактивное(ый)» представлен на рисунке 3 с указанием полного перечня публикацией по запросу в НЭБ и выделением релевантной составляющей по совпадению наименований в названии научных публикаций.
Рассмотренные сочетания восходят к обобщающему понятию «интерактивное образование». Однако как видно из проведенного анализа, понятие «интерактивное образование» не находит пока адекватного применения в науке и исследовательской практике. Нужно отметить, что в настоящий момент оно (понятие) не имеет жестко закрепленного значения и ни в научном обороте в целом, ни в области педагогической науки и практики. Таким образом, можно заключить, что педагогика и образовательная практика сегодня нуждаются в уточнении как самого понятия, так и осуществляемых интерактивным образованием функций. Можно спрогнозировать, что становление понятия будет осуществляться, опираясь на существующие взгляды ученых и практиков в рамках дедуктивной логики, характерной для научной методологии. В связи с этим анализ существующего положения и практики применения понятия «интерактивное образование» представляется одним из важных дискуссионных направлений журнала.
Литература
- Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104.
- Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. 124 с.
- Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. №1. С. 159-166.
- Сухов И.П. Интерактивность электронного образовательного ресурса // Среднее профессиональное образование. 2012. №9. С. 56-57.
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 21.02.2017)