В работе ставится вопрос об уместности и применимости некоторых моделей тьюторской деятельности, разработанных для традиционной среды, в цифровой образовательной среде (ЦОС. Тьюторская деятельность рассмотрена как процесс, состоящий из последовательности определенных этапов (диагностического, проектировочного, реализационного и рефлексивного). Предположено, что при переходе на ЦОС последовательность этапов не меняется, и тьютор может сопровождать своих подопечных (тьюторантов) в ЦОС с помощью доступных ему цифровых образовательных ресурсов. На базе опыта автора выявлены цифровые образовательные ресурсы, уместные и доступные в контексте тьюторской деятельности на каждом из этапов. Показано, что тьюторская деятельность как процесс в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами, делается вывод о том, что процессная модель тьюторской деятельности уместна и применима в ЦОС и может быть использована в профессиональной подготовке тьюторов.
Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).
В связи со становлением тьюторства в российском образовании, а также в связи с переходом к цифровой образовательной среде актуальным становится вопрос о возможности и уместности тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. По мере насыщения образовательной среды технологическими ресурсами все более актуальным становится также вопрос о том, какие концепции и модели проектирования и реализации педагогической деятельности, разработанные для традиционной среды, могут быть эффективны в среде цифровой?
Последний вопрос начал ставиться педагогическим сообществом совсем недавно, но, тем не менее, уже появились работы, где на него дается ответ [1].
Тьюторское сопровождение тьюторанта в общем виде представляет собой, независимо от возраста и этапа образования, последовательность из четырех взаимосвязанных этапов [2], которые могут быть охарактеризованы следующим образом:
- Этап диагностики внешней (по отношению к тьюторанту) образовательной среды и внутренней среды тьюторанта;
- Этап проектирования тьюторантом его индивидуальной образовательной программы (ИОП);
- Этап реализации тьюторантом разработанной им ИОП;
- Этап рефлексии процесса и/или результата осуществленной тьюторантом и сопровождаемой тьютором ИОП.
Каждый этап имеет свою специфику и требует определенных тьюторских навыков и инструментов. Но границы этапов не закреплены жестко, и некоторые технологии и приемы универсальны для всех этапов. Так, технология создания и пополнения Портфолио востребована на всех этапах тьюторской деятельности.
Раскроем содержание каждого из этапов тьюторской деятельности.
Диагностический этап тьюторского сопровождения
Диагностический этап призван в основном решить задачу создания у тьюторанта мотивации к последующей образовательной деятельности. Это достигается путем решения нескольких подзадач (перечень далеко не исчерпывающий):
- Создание во время общения с тьюторантом позитивной атмосферы, атмосферы психологического комфорта, предполагающей готовность к последующему сотрудничеству и желание его продолжать.
- Фиксация образовательного интереса тьюторанта. Именно здесь происходит первая встреча тьютора и тьюторанта, тьютор через правильно сформулированные вопросы выясняет и фиксирует познавательные интересы, склонности своего подопечного.
- Создание образа желаемого будущего. Здесь совместными усилиями тьютора и тьюторанта формируется образ желаемого будущего, специфичного относительно возраста/образовательного этапа, на котором находится тьюторант.
На этапе диагностики тьютор использует такие инструменты, как:
- Вопрошание. Правильно сформулированные вопросы – основной инструмент, которым работает тьютор.
- Картирование. Технологии образовательного картирования подробно описаны в сборнике «Альманах тьюторских практик и технологий» [3].
- Работа с портфолио (создание портфолио – «холодильника», предназначенного для длительного хранения информации, которая может пригодиться на следующих этапах тьюторского сопровождения).
- Анкетирование. Путем анкетирования тьютор получает информацию, например, об истории познавательного интереса тьюторанта, предпочтениях его родителей и/или других заинтересованных сторон и пр.
- Тестирование. Тесты — это популярные и иногда достаточно мощные инструменты тьютора для выявления индивидуальных особенностей личности тьюторанта, его близких, друзей (если они согласны пройти тестирование) и пр.
- Свободное интервью. Такое интервью проводится в формате беседы, иногда довольно длительной (2-3 часа). Отличительная черта такого интервью — отсутствие предварительно плана или заранее согласованных вопросов. Функция свободного интервью — подготовительная, здесь выясняется то, как тьюторант реагирует на те или иные вопросы, какова его наиболее характерная риторика, каковы культурные, образовательные и другие традиции семьи тьюторанта и т.д.
Что происходит с задачами и/или инструментами тьюторской деятельности на данном этапе при переходе к цифровой среде? Тьютор не только не теряет здесь возможности результативно провести первый этап тьюторского сопровождения, но дополнительно получает ряд цифровых ресурсов и инструментов, которые позволяют ему сократить расходы ресурсов на его проведение. Цифровые ресурсы, уместные в контексте тьюторской деятельности на этапе диагностики в ЦОС, приведены в Таблице 1.
Полный текст статьи приведен в журнале Интерактивное образование. 2018. №4. С. 19-26.