Е- learning : новые ценности и риски образования

Поделиться:

E-learning — не событие, а процесс формирования новых эффективных моделей организации обучения, поведения и  путей получения новых знаний и навыков.

Самая большая опасность — строить e-learning именно как набор отдельных событий для управления временем, коллективом, коммуникацией. Во главе процесса электронного обучения оказывается действие, которое надо освоить, а не информация от педагога.

Петрушкевич Марина Александровна, руководитель региональных образовательных проектов ООО «Мобильное электронное образование», методолог ООО «Тандем Информационные системы».

Итак, система образования перешла в онлайн. Ситуация  безотлагательности. Все решения о поддержании учебного процесса сводятся к e-learning (электронному, дистанционному, удаленному обучению). Оказалось, что именно e-learning –  это лекарство от всех болезней, во всех сферах, для любого уровня. Мы вводим новые регламенты?

А как было раньше?

Мы рассматривали e-learning как баловство, модную идею, трату времени, опциональный инструмент. А самое главное –  относились лишь как к очередной  тактической задаче.

Стратегически мы не думали, зачем нам e-learning. Никто не проверял его эффективность. Поменялось ли что-то в школе? Каковы результаты обученности? Какой вообще измеримый результат мы ставим? Как проверяем его КПД?

Сама цель, которая ставили ранее –  “внедрение новых технологий электронного обучения в образовательный процесс  –  привела в никуда.

А как тогда понять, что внедрение новых технологий прошло успешно?

«При переходе на дистанционное обучение  мы  столкнулись с рядом сложностей: обучение технологиям  дистанционной работы носило больше формальный характер, те образовательные платформы, которые содержат всю информацию для работы, оказались перегружены и фактически «зависли» (РЭШ, МЭШ). Платформа Учи.ру содержит разнообразный для работы контент только для 1-7 классов (преимущественно по математике), практически ни на одной платформе не разработана система заданий по литературе, чтобы система могла проверить их, тем самым облегчив труд педагогов. Следующее с чем мы столкнулись, это непонимание детей и родителей, как работать на той или иной платформе (посыпался шквал?). Кроме того, не все педагоги оказались готовы к работе с различными файлообменниками, так как это требует определенного уровня владения ИКТ компетенциями”[1].

Стоит посмотреть как лихорадит педагогов: быстрое освоение ресурсов удобных и простых для онлайн-обучения. Увеличение работы многократно. Усложнение ее в разы. Особенно в острой начальной фазе форсированного перехода в цифру. Форумы и чаты, рекомендации платформ, сервисов, сайтов. Технические сбои и эмоциональное выгорание….

 Оказалось, что внедрение технологий электронного обучения —  это не цель, а средство для организации онлайн-обучения.

 Однако даже при ювелирно выверенной цели, как сказал Питер Друкер, известный своими исследованиями в области менеджмента, “культура съедает стратегию на завтрак” [2]. В культуру школы e-learning вошло с запасного выхода. Убеждения и опыт оставались традиционными. Как оказалось, разница между “знаю” и “использую” — колоссальная. Форсированный переход на e-learning привел к пересмотру ценностей, приобретению нового опыта и получению качественно новый действий.

Риски и пути их преодоления:

 Дефицит и неустойчивость внимания.

 Поколение Z, поколение большого пальца, дети-процессоры, дети-планшетники, дети-чипы, цифровые аборигены — эти и многие другие метафоры характеризуют современных детей.

Но именно за счет своих преимуществ — мультимодальности и мозаичности мышления у них развивается рассеянность внимания. Удержать внимание на одном объекте современный ученик может в среднем не более 8 секунд. В результате внимание не успевает за информацией и превращается в ограниченный ресурс. Учителю нужно суметь “разжечь костер внимания в три этапа — высечь искру,  раздуть пламя, поддерживать костер” [2]. Соответственно, привлечь непроизвольное внимание, кратковременное внимание и продолжительное внимание.

Кроме того, прокрастинация может быть еще одной проблемой в достижении успеха при онлайн-обучении. Электронному ресурсу мы уделяем меньше внимания: легко прервать или бросить, отложить на потом или на завтра.

Уровень самомотивации.

Это и есть самое главное отличие между традиционным и онлайн-обучением. Ребенок ведет себя как взрослый, главный и ответственный. Он сам контролирует чтение, решение задач, работу с проектом, подготовку к экзаменам и прочее. Это его зона ответственности, его достижения. Принципиально важной компетенцией становится умение учиться. В школе же чаще мы наблюдаем синдром “выученной беспомощности” — главный на уроке учитель, он и отвечает за образовательные результаты ученика.

Ученика, напротив, следует научить принципу конструктивной неудачи: убедить в том, что не всегда задачу можно выполнить с первого раза и получить результат. Это помогает снять стресс и беспокойство, формирует чувство уверенности в своих силах.

Теряется феномен харизмы педагога.

 Традиционные педагогические трюки, которыми владеют учителя слабо применимы  в условиях оналйна. Учитель уже не в центре внимания. Эффект личного обаяния не передается техническими средствами связи.

Педагоги начинают работать публично,  публикуют уроки и учебные материалы, развивают личные страницы в сети. Это изменяет персональный бренд учителя — его позицию, ритуалы, самовосприятие. Менее важна визуализация облика (стиль одежды, кинестетика, фейсбилдинг). Малоэффективны также  привычки диктаторского  и менторского поведения.

На их место приходит коммуникативная механика:

  1. Педагог фиксирует свой облик с применением коммуникативного, перцептивного и интерактивного методов общения.
  2. Педагог создает «следы памяти» у ученика за счет умственных и эмоциональных впечатлений, качественного контента и сенсорной памяти.
  3. Педагог «не загоняет» коммуникативность «в угол», то есть использует различные стили речевого общения в зависимости от задачи и ситуации для того, чтобы сформировать положительную установку на себя.

 Дело техники.

Технические проблемы, сбои серверов и сайтов, снижение скорости интернета  — это те побочные эффекты, которые  мы сейчас видим при массовом незапланированном переходе на e-learning. Негативный опыт формирует недоверие и опасение педагогов в использовании новых подходов. Учитель сейчас получает более техническую позицию, становится педагогическим дизайнером (instructional designer) [4]. Он подбирает технологии поставки знаний под конкретную цель. Главное — справиться с негативными эмоциями (страх, гнев, раздражение) и стараться работать регулярно: проводить профилактические процедуры, обновлять и контролировать инструменты, расширять практический опыт.

Можно точно утверждать, что технологический бум в e-learning еще не закончен. Каждый год появляются программы, которые до этого казались просто фантастикой. Поэтому необходимо взять курс на непрерывное освоение и внедрение технологических ресурсов в образовании.

Контент — это король.

Билл Гейс в 1996 году сказал знаковую фразу: “Контент — это король!”.

Плохо оформленные, неструктурированные материалы, ошибки, длинные тексты и отсутствие в контенте элементов геймификации вряд ли будут катализаторами успеха в e-learning.

Однако, в России нет учебных заведений, которые бы готовили специалистов по e-learning или современному обучению. Есть отдельные дисциплины в ВУЗах, отдельные компании, структуры, отдельные специалисты, знающие теории обучения и работающие с новыми технологиями. Они понимают, как отличить хороший курс от плохого.

Основной стандарт e-learning  — это  «scorm».

Стандарт SCORM (Shareable Content Object Reference Model)  дает возможность использовать одни и те же курсы в разных СДО без дополнительной доработки[2]. Такой контент высокого качества, достоверный, актуальный с широким спектром тем и дидактических единиц разных типов и форматов (текст, видео, аудио разной длительности и уровня сложности).

SCORM — как хороший учитель, у которого есть план урока, он может адаптироваться под достижения ученика, фиксирует результаты обучения, цифровой след и анализ прогресса. С хорошим контентом ученик может работать автономно, а учитель применять множество современных форм урока, технологий и методов обучения.

Это расширяет базу знаний ученика  и  доступность   24/7 — в любое время, в любом месте.

Желание научить и не дать возможности научиться.

Физиологически чтобы создать новые знания в мозгу, нужны определенные условия:

  • интерес (возбуждение рецепторов),
  • связь с имеющимися знаниями (возможность наращивать нейронную сеть),
  • полезность (фокус внимания на данном процессе).

Внутреннее желание — главное условие. Ненужная информация сознательно блокируется. В e-learning ученику нужно напоминать каждые 5-7 мин работы, что материал для него важен. Решать простые практические задачи. Давать ему материал через истории. Истории предлагают знания вместо информации, формируют связь с событиями из жизни и наталкивают учеников на самостоятельное размышление.  Они повысят эмоциональный отклик, а это  поможет “приклеить” знания.

Именно из-за отсутствия эмоций онлайн-обучение так часто проигрывает очному.

Один размер не подходит всем.

Для каждой образовательной ситуации нужно выбирать оптимальный педагогический инструмент.

Смешанное обучение.

Технология смешанного обучения позволяет взять лучшее от очного и онлайн-обучения. Выстроить логистику, когда в центре очное, а когда сделать акцент на e-learning – функциональная задача педагога. С его помощью мы может обойти ограничения этих двух форматов и использовать только сильные стороны каждого. А мобильное обучение (m-learning) только увеличит здесь скорость реакции и обмен данными.

Микрообучение.

Это одна из моделей для работы в e-learning системе.

Это как читать книгу частями: короткие, с четким фокусом и  выводами учебные модули помогают получать одномоментные результаты обучения. 

Восприятие коротких модулей всегда лучше. Мозг хорошо перерабатывает небольшие объемы информации.

Педагогическая ценность в возвратно-поступательном механизме обучения. Приступая к новому, ученик вспоминает забытый материал. А чтобы запомнить новое, мозгу нужно несколько раз забывать и снова вспоминать. Новая информация будет ложиться на недавно сформированную базу гораздо более эффективно. 

Ценен также эффект погружения. Ученик не один раз сталкивается с нужной темой за время обучения, а переосмысливает и применяет изученное на практике. Он  все время видит прогресс, в e-learning это всегда и визуально. Самое главное, у него формируется компетенция и привычка учиться!

Адаптивное обучение.

Это модель подстройки процесса обучения под уровень знаний и потребности ученика. Методика простая: сначала проводится тестирование, определяется уровень знаний и после этого формируется индивидуальная  траектория развития ученика. После изучения повторяем контроль знаний и определяем прогресс.

Тему или курс можно декомпозировать на небольшие блоки и формировать тест на определение уже знакомой области знаний.

Далее формируется структура микромодулей. Каждый модуль –  емкий и короткий, из атомарных дидактических единиц. Траектория ученика может изменяться адаптироваться под результаты тестирования.

Минус в сложности проектирования микромодулей. Сложно декомпозировать область знаний и протестировать на реальное владение вопросом, а не простое знание теории. Если педагог добавит сюда отложенную проверку знаний в конце года, то можно понять как информация запомнилась и насколько активно используется. А если совместить с регулярным контролем знаний, то получится эффективная система.

 *  *  *

Какую бы e-learning технологию, модель или инструмент мы не выбирали, важно помнить о значимости гуманитарного знания в условиях цифровой трансформации образования.

Мы уже не знаем, где граница между реальным и виртуальным мирами и технологиями.  Однако говорят, что образование будущего — дистанционное. Сможем ли мы передать ценности, красоту языка и научить мыслить через камеру компьютера? Время покажет…

[1] Из переписки с педагогами г. Новосибирска

[2] Аллен, Майкл E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 200 c.

Литература и электронные источники

  1. Аллен М. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. М.: Альпина Паблишер, 2016. 200 c.
  2. Ловушка для внимания. Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукте. М.: ООО «Альпина Паблишер», 2015. 280 с.
  3. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.:ООО «Издательство «Эксмо», 2020. 210 с.
  4. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии М.: Кудиц-Образ, 2005. 638 с.
Поделиться:

Добавить комментарий