Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Переход от образования 1.0 и образования 2.0 к образованию 3.0.

J.Gerstein.

Moving From Education 1.0 Through Education 2.0 Towards Education 3.0

https://usergeneratededucation.wordpress.com/2014/12/01/experiences-in-self-determined-learning-moving-from-education-1-0-through-education-2-0-towards-education-3-0/

The evolution of the web from Web 1.0 to Web 2.0 and now to Web 3.0 can be used a metaphor of how education should also be moving, developing, and evolving from Education 1.0 towards that of an Education 3.0. The Internet has become an integral thread of the tapestries of most societies throughout the globe. The web influences people’s way of thinking, doing and being; and people influence the development and content of the web. The Internet of today has become a huge picture window and portal into human perceptions, thinking, and behavior. Logically, then, we would expect that schools would follow suit in matching what is happening via the Internet to assist children and youth to function, learn, work, and play in a healthy, interactive, and pro-social manner in their societies-at-large. This, sadly, is more often than not the case. Many educators are doing Education 1.0; talking about doing Education 2.0; when they should be planning and implementing Education 3.0.

Образование 1.0 : педагогическая, эссенциалистская основа

Образование 1.0 представляет собой эссенциалистский, бихевиористский тип образования, основанного на трех Rs – слушать учителя; отвечать на вопросы, изучая текст и делая рабочие записи; получать оценки, такие как все остальные обучающиеся. Обучающиеся рассматриваются как «сосуды» для знаний и к ним применяется единый, стандартизованный подход, не учитывающий их уникальные характеристики.

Учителя при этом являются главными носителями, хранителями информации. Образование 1.0 часто является лучшим выбором, учитывая ресурсы и технологии того времени в истории. Помимо библиотек и новостей, обучающиеся полностью зависели от педагогов, предоставляющих им информацию. Образование 1.0 можно сравнить с Web 1.0, где распространение информации происходит односторонне – от учителя к ученику.

В основе образования 1.0 лежит такие философские и педагогические концепции как эссенциализм или инструктивизм. Эссенциализм определяется следующим образом:

«Эссенциализм пытается привить всем обучающимся наиболее существенные или базовые академические знания и умения. В эссенциалистской системе обучающиеся должны освоить совокупность информации и методов их использования на уровне их класса, прежде чем они продвинутся к более высокому классу.  Классы в данном случае должны быть учителе-ориентированными. Учителя и администраторы решают, что является важным для обучающихся и практически не учитывают их интересов и склонностей. Для учителя важно сосредоточить свое внимание на достижение конкретных результатов образования как средство оценки их прогресса» (Essentialism, nd).

Инструктивизм может быть описан следующим образом:

«В теории обучения инструктивизма знание существует независимо от ученика и передается ему преподавателем. Учитель-центрированная модуль обучения проявляется в дозировании информации для обучающихся через лекцию. Эта теория требует, чтобы обучающиеся пассивно воспринимали информацию и знания, представленные учителем-инструктором» (Pogue, 2009).

Эта эссенциалистская, инструктивная педагогическая модель  обучения по-прежнему является наиболее преобладающей в современном образовании от детского сада до колледжа, даже в условиях информационного общества. Учитель в условиях такой образовательной среды с учетом технологий 21-го века может:

  • Обеспечить доступ к информации с помощью электронных книг и веб-сайтов, которые часто не имеют возможностей для интерактивного взаимодействия, для возможности учащихся комментировать тексты, делиться информацией, взаимодействовать друг с другом;
  • Обеспечить условия, при которых учащиеся могут работать с напрямую с текстовыми/видеоматериалами;
  • Использование технологий и мобильных приложений, где учащиеся получают инструкции через эти технологии и осуществляют обратную связь.

 

Образование 2.0: андрагогический, конструктивистский подходы к обучению

Образование 2.0, как и Web 2.0, основано на организации  интерактивного взаимодействия между контентом и пользователем, а также между самими пользователями. С помощью Web 2.0 пользователи перешли от простого доступа к информации к состоянию взаимодействия с контентом посредством комментариев, ремиксов и других возможностей социальных сетей. Web 2.0 также предполагает развитие социальных сетей, чтобы пользователи могли общаться как синхронно, так и асинхронно.

Образование 2.0 включает в себя более тесные взаимодействия между учителем и учениками, между студентами, между студентами и контентом. Образование 2.0 имеет прогрессивные, гуманистические корни, в которых обучающиеся имеют важное значение для обучения. Образование 2.0 фиксируется на трех Cs– общении, содействии и сотрудничестве.

«Образование 2.0 происходит тогда, когда технологии Web 2.0 используются для улучшения традиционных подходов к обучению. Образование Web 2.0 предполагает использование блогов, подкастов, социальных закладок и связанных с ними технологий участия (взаимодействия). При этом сам процесс образования (процесс его организации) практически не трансформируется, хотя основа для такой широкой трансформации уже проложена.» (Keats&Schmidt, 2007)

Некоторые школьные администраторы и педагоги приняли меры и перешли к более творческому образованию за счет использования обучения на основе проектов и исследовательского обучения, кооперативного обучения, реализации глобальных учебных проектов, использования скайпа, вики, блогов и других возможностей социальных сетей в классе. Но в образовании 2.0 учитель по-0прежнему является оркестратором обучения: развивает учебную деятельность и является посредником обучения.

Андрагогическая модель представляет собой процесс, связанный с обеспечением процедур и ресурсов для оказания помощи учащимся получать информацию и навыки. В этой модели преподаватель (координатор, агент изменений, консультант) готовит набор процедур для вовлечения учащихся процесс: (а) создание благоприятного климата для обучения, (б) создание механизма взаимного планирования, (в) диагностику потребностей обучения, (г) формулирование программных целей,  которые будут удовлетворять эти потребности, (д) конструирование модули обучения, (е) реализации этой модели обучения с подходящими методами и материалами, (ж) оценки результатов обучения и повторного обучения по результатам диагностики (Holmes&Abington-Cooper, 2000).

Все большее число педагогов начинают использовать PBL-подход (проблемно-ориентированное обучение), обучение с акцентом на решение подлинных, реальных проблем, сетевое обучение. Использование образовательного программного обеспечения и онлайн-инструментов для содействия обучению. Многие помнят время, когда обучающиеся пользовались образовательными интернет-сайтами и готовили отчеты в PowerPoint. Теперь преподаватели и студенты могут выбирать из постоянно расширяющегося разнообразия цифровых инструментов, которые позволяют поднять на новый качественный уровень формы сотрудничества, анализа информации и презентационные материалы (Schachter, 2013).

Конструктивистская среда обучения, как правило, имеет следующие характеристики:

  1. Конструктивистские среды обучения обеспечивают множественные представления реальности.
  2. Эти представления отражают сложность окружающего мира.
  3. Конструирование знаний преобладает над воспроизводством знаний.
  4. Обучающиеся участвуют в решении подлинных задач в значимых для них контекстах.
  5. Представляются реальные параметры мира.
  6. Вдумчивость и размышления приветствуются.
  7. Сотрудничество и переговоры между учащимися приветствуются.
  8. Интеграция знаний.
  9. Обучение через открытие, совместную деятельность и практическая (манипулятивная) деятельность часто интегрированы в учебную деятельность (Abdal-Haqq, 1998; Jonassen, 1994 ascitedinLearningTheories/PrintVersion, nd)

 

Образование 3.0 : Хьютагогический (самообучающийся), коннективистский подходы к обучению

Web 3.0 представляет нам актуальный, интерактивный и сетевой контент, который свободно и легко доступен и персонализирован на основе индивидуальных запросов пользователей.

Многие считают, Web 3.0 предоставит пользователю уникальный профиль на основе истории просмотра этого пользователя. Web 3.0 будет использовать этот профиль, чтобы адаптировать опыт просмотра для каждого человека, искать метки и возвращать наиболее релевантные результаты обратно пользователю (Strickland, 2008).

Образование 3.0 основано на таком понимании – персонализированного, самоопределяющегося образования. Самоопределение происходит на основе интересов обучающихся, где объединяются решение проблем, инновации и творчество.

Образование 3.0 характеризуется образовательными возможностями, где сами обучающиеся играют ключевую роль в качестве создателей артефактов знания, которые становятся общими. Социальные сети и социальные выгоды играют важную роль в таком обучении. Различия между артефактами, людьми и процессами становятся размытыми в пространстве и времени. Институциональные механизмы, включая политику и стратегии, меняются для решения поставленных задач. Существует акцент на обучение с разрушением границ (между педагогами и обучающимися, учреждениями и дисциплинами). (Keats&Schmidt, 2007)

Образование 3.0 также о трех Cs, на набор другой – это соединители, создатели, конструктивисты. Это качественно отличается от трех Cs образования 2.0. Теперь они становятся базовыми для учащегося, самоопределяющегося в обучении, а не учащегося «делать», как учит педагог. Учащиеся становятся авторами, драйверами и оценщиками своего опыта обучения вместе с педагогом. Учитель готов научить детей учиться, самообразованию.

При отсутствии соответствующей организации учебного процесса в школах, обучающиеся все чаще берут свою образовательную судьбу в свои руки и адаптируют различные инструменты для личной жизни, удовлетворения потребностей в обучении и подготовки к будущему, как показывает опрос более 300.000 обучающихся, проводимый с 2009 года по всей стране. Этот свободный профиль обучающегося (“free-agentlearner) отображает путь многих школьников сегодня. Для этих обучающихся, школа, учитель и учебник больше не имеют исключительной монополии на знания, содержание или даже процесс образования. Эти обучающиеся  используют широкий спектр учебных ресурсов, инструментов, приложений, внешних экспертов и общение друг с другом, чтобы создавать индивидуальный учебный опыт, который отличается от того, что происходит в классе (ProjectTomorrow, 2010, p. 1).

Обучающиеся уже обладают многими умениями, связанными с самоопределяющимся обучением из-за их неформального опыта, полученного в процессе взаимодействия в сети. Педагоги могут и должныпомочь учащимся в передаче этих умений и навыков в формальных условиях обучения, развивая у них критическое мышление. Поэтому роль педагога становится такой же, как роли гида, тренера, консультанта по образовательным ресурсам и болельщика, когда учащиеся создают свою собственные учебные путешествия. Педагог имеет более богатый жизненный опыт, в том числе надеюсь и о процессе обучения, а также больше процедурных знаний о том, как искать, идентифицировать и использовать информационные ресурсы и социальные сети для достижения целей обучения. Мало того, педагог оказывает помощь в повышении продуктивности обучения, он модулирует процесс самоопределяющегося обучения и повышает таким образом способности студентов. Обучающиеся при этом становятся сами себе наставниками, учителями и обмениваются между собой передовым опытом и стратегиями для эффективного обучения.

Новый ландшафт обучения создает возможности для более глубоких, широких и глобальных связей. GeorgeSiemens (2004) определил такие характеристики коннективизма в образовании:

  1. Обучение и знание лежит в многообразии мнений.
  2. Обучение представляет собой процесс подключения специализированных ресурсов и источников информации.
  3. Обучение может постоянно проходить в условиях электронного (цифрового) обучения.
  4. Способность познания является более важным, чем то, что известно учащимся сегодня.
  5. Поощрение и поддержка необходимы для облегчения процесса непрерывного обучения.
  6. Основным умением является умение видеть связи между областями знаний, идеями и понятиями.
  7. Достоверные, новейшие знания служат валютой и результатом учебной деятельности.
  8. Процесс обучения можно представить как процесс принятия решений. Выбор того, чему учиться и смысл поступающей информации рассматривается сквозь призму изменяющейся реальности. Если есть правильный ответ сейчас, то он может стать неправильным завтра из-за происходящих изменений.

Реализация этих принципов приводит к переходу к образованию 3.0.  Учащиеся в образовании 3.0 в условиях хьюгагогической, коннективистской среды обучения:

  • Сами определяют, что они хотят изучать и ставят цели собственного обучения на основе широкого спектра планируемых результатов обучения.
  • Учитывают свои предпочтения и технологии обучения, чтобы решить какие из них они будут использовать в обучении.
  • Формируют свои собственные учебные сообщества, возможно с помощью социальных сетей, предлагаемых и/или создаваемых педагогами. Здесь возможны существующие приложения: Facebook, Twitter, Instagram, Edmodo, блоггинг сайтов, Youtube и другие социальные сети.
  • Используют опыт и знания педагогов и других членов их сообществ для размещения контента, использования Web0 и других онлайн-инструментов, чтобы производить и демонстрировать образовательные продукты.
  • Демонстрируют свои знания с помощью методов и средств, которые работают лучше для них. Это могут быть блоги, фото-эссе, видеоролики, подкасты, рисунки, песни, танцы и т.д.
  • Берут на себя инициативу, чтобы искать обратную связь от педагогов и своих сверстников. Это их выбор – использовать эту обратную связь или нет.

Метальный сдвиг происходит, когда фиксированный образ мышления, который часто приводит к беспомощности меняется на развитие и позитивный настрой, полагая, что есть варианты развития, изменения и они могут быть существенными. Акцент делается на то, что может работать, а не на то, что не работает. Это не снимает проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Однако, там, где возможно, надо делать постепенные изменения в преподавании. Небольшие изменения часто приводят к более крупным и системным изменениям.

Суть, однако, не в том, что лучше для учителя, администрации или политиков. Суть в том, что находится в наилучших интересах обучающегося. Он должен занимать центральное место в образовании, а не содержание программ, не тесты, не образовательные стандарты, и не то, что должен знать и уметь учащийся (результаты обучения). Учителя не становятся учителями, чтобы готовить к испытаниям, разрабатывать тесты, чтобы работать по заранее разработанному сценарию урока в соответствии со стандартам. Учителя становятся педагогами в первую очередь для обучения учащихся и именно он должен быть в центре всех учебных усилий.

 

References

Blaschke, L. (2012). Heutagogy and lifelong learning: A review of heutagogical practice and self-determined learning. The International Review Of Research In Open And Distance Learning, 13 (1), 56-71. Retrieved from http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1076

Essentialism. (nd). Retrieved from http://www.siue.edu/~ptheodo/foundations/essentialism.html .

Gerstein, J. (2013). Schools are doing Education 1.0; talking about doing Education 2.0; when they should be planning Education 3.0. Retrieved from https://usergeneratededucation.wordpress.com/2013/03/22/schools-are-doing-education-1-0-talking-about-doing-education-2-0-when-they-should-be-planning-education-3-0/ .

Gerstein, J. (2013). E ducation 3.0: Altering round peg in round hole education. Retrieved from https://usergeneratededucation.wordpress.com/2013/06/09/education-3-0-altering-round-peg-in-round-hole-education/ .

Hiemstra, R., &Sisco, B. (1990). Individualizing instruction . San Francisco: Jossey-Bass.

Holmes, G., & Abington-Cooper, M. (2000). Pedagogy vs. andragogy: A false dichotomy? Journal of Technology Studies, 2 6(2). Retrieved from http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JOTS/Summer-Fall-2000/holmes.html .

Keats, D., & Schmidt, J. (2007). The genesis and emergence of Education 3.0 in higher education and its potential for Africa. First Monday, 12 (3). doi:10.5210/fm.v12i3.1625.

Learning Theories/Print version. (nd). Retrieved from http://en.wikibooks.org/wiki/Learning_Theories/Print_version

Pogue, LS (2009). Instructivism vs, constructivism. Ezine @rticles. Retrieved from http://EzineArticles.com/1857834 .

Project Tomorrow. (2010, March). As schools lose relevancy, students take charge of their own learning. Retrieved from http://www.tomorrow.org/speakup/pdfs/Speak_Up_09_March_Release_FINAL.pdf

Schachter, R. (2013, December). Schools embrace project-based learning 2.0. District Administrator. Retrieved from http://www.districtadministration.com/article/schools-embrace-project-based-learning-20 .

Siemens, G. (2004). Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. Retrieved from http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm .

Strickland, J. (2008, March 8). How web 3.0 will work. HowStuffWorks.com . Retrievedfrom http://computer.howstuffworks.com/web-30.htm

 

Читайте также