Проект «Гуманитарный технопарк». Точка сборки лидеров образования 4.0

Поделиться:

В данной статье представлен опыт системы образования Новосибирской области в формировании эффективного ответа на вызовы, предъявляемые современному обществу четвертой индустриальной революцией. Ключевым является проект «Гуманитарный технопарк», формирующий на территории Новосибирской области среду для формирования самоорганизующегося сообщества педагогов — энтузиастов, принимающих технологические вызовы новых рынков для технологического образования школьников.

Береснева О.А., 

директор по развитию Фонда развития социальных проектов «Развитие», менеджер регионального проекта ГЧП «Инженерные компетенции – сила развития Родины» Фонда «Развитие»; заместитель по науке директора Новосибирского городского дома учителя, руководитель регионального проекта «Гуманитарный Технопарк».

Ёлгина К.А,

руководитель агентства стратегических проектов Новосибирского городского дома учителя, менеджер регионального проекта «Гуманитарный Технопарк», тьютор отдела образования 4.0 (Детский технопарк) ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества».

На протяжении более чем пяти столетий образование оставалось практически неизменным с репутацией одной из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Ситуация кардинально изменилась с вступлением человечества в цифровую эпоху, в основе которой лежат сетевые технологии, что привело к лавинообразным радикальным, динамичным, масштабным и сложным по своим последствиям переменам не только в науке и экономике, но и в социальной сфере, общественной и частной жизни. А также в образовании.

Основные особенности развития российского общества и экономики в условиях четвертой промышленной революции нашли отражение в Национальной технологической инициативе (НТИ)[3].

Можно утверждать, что с развитием цифровых технологий человечество вступило в новый период своего цивилизационного развития. Переориентация на новые технологии, смена технологического уклада – повышают требования к сфере образования в направлении подготовки человеческого капитала и кадрового потенциала для общества и экономики цифровой эпохи 4.0.  Выделим две главных характеристики этого процесса, непосредственно обуславливающие процесс развития образования.

Во-первых, это сетевое общество, формирующее новую сетевую культуру человека, сетевое самосознание, охватывающее сферы духовности, социального взаимодействия, технологий.

Во-вторых, знания становятся категорией, в первую очередь, экономической. Экономика знаний, обусловленная быстрой сменой технологий, повышает требования к уровню компетенций кадрового потенциала страны и темпу их обновления. Основой кадровой политики стран, претендующих на серьезное положение на глобальном рынке высоких технологий, становится поиск и развитие талантов. Глобально и локально на волне новой технологической революции повышается спрос на инженерные, творческие, исследовательские компетенции и специальности, в том числе междисциплинарные. В этой связи растет глобальная конкуренция за таланты как основной ресурс генерации добавленной стоимости.

Таким образом, для достижения цели научно-технологического развития Российской Федерации необходимо решить основную задачу — создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.

Вызовы повестки НТИ определяют приоритет постановки и решения основных задач: необходимо создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.

Это обуславливают необходимость появления тиражируемой интеграционной модели – пилотной площадки региональной экосистемы Образования 4.0, которая будет являться аттрактором, точкой притяжения для талантов НТИ.

Как ответ системы образования Новосибирской области на обозначенные выше вызовы четвертой промышленной революции был создан проект «EduTerra 4.0» (рис. 1).

Проект Новосибирской области «EduTerra 4.0»  –  это модель создания региональной экосистемы технологического и технического творчества педагогов, детей и молодежи.  Проект разработан для координации действий органов исполнительной власти, государственных и частных компаний, государственных и частных образовательных учреждений, общественных организаций и отдельных технологических энтузиастов по реализации инициатив, направленных на обеспечение успешности России в глобальной конкуренции за таланты.

Стратегической целью «EduTerra 4.0» является формирование инфраструктуры как главного условия как для самоорганизации кружков, так и для объединения их в сообщество на основе общей деятельности, опыта и ценностей. Стратегическая цель проекта «EduTerra 4.0»  призвана  обеспечить систему условий для развития самоорганизующегося разновозрастного сообщества энтузиастов, в первую очередь, педагогов и школьников, принимающих технологические вызовы новых рынков и успешно справляющихся с ними.

Стейкхолдерами Проекта «EduTerra 4.0» являются держатели ключевых инфраструктур развития Талантов НТИ в Новосибирской области: проект «Гуманитарный Технопарк» Агентства стратегических проектов Новосибирского Дома Учителя (далее Гуманитарный Технопарк) (рис. 2) и Детский Технопарк Областного центра развития творчества детей и юношества Новосибирской области (далее Детский Технопарк).

Гуманитарный Технопарк нацелен в своей работе на работу по снятию барьера кадровых ограничений для выращивания Талантов НТИ, обозначенных в Дорожной карте Кружкового движения НТИ:

  • неразвитость практики наставничества в технологических кружках;
  • слабость существующего корпуса преподавателей дополнительного образования;
  • неготовность «классических педагогов» к работе в рамках детско-взрослого сообщества.

Стратегическая цель проекта — создать в Новосибирской области к 2025 году самоорганизующееся сообщество энтузиастов – педагогов численностью не менее 2 тысяч человек, принимающих технологические вызовы новых рынков и успешно справляющихся с ними («кружковое движение»).

Целевые группы проекта «Гуманитарный технопарк»: это экстремумы Матрицы НТИ в сфере общего образования – руководители-пассионарии (руководители образовательных организаций), учителя технологии (учителя технологии, математики, информатики и естественно-научного спектра дисциплин), педагоги-тьюторы индивидуальных траектории (педагоги-психологи, организаторы, классные руководители) и энтузиасты — наставники в сфере дополнительного образования —  наставники НТИ (технологические предприниматели и инженеры), технологические энтузиасты (школьники, студенты, молодые инженеры).

Гуманитарный Технопарк это площадка для формирования принципиально новых, горизонтальных  неформальных технологических образовательных платформ и сетевых сообществ для подготовки педагогов и руководителей образования с навыками будущего.

Основной механизм Гуманитарного Технопарка – создание и сервисная поддержка проектных команд — стартапов Образования 4.0., объединяющих различные профили технологических и управленческих компетенций, в первую очередь, руководителей образования и педагогов-наставников.

Гуманитарный Технопарк выстраивает инфраструктуру по поддержке стартапов Образования 4.0, в которой участвуют школы, университеты и бизнес-школы, технопарки, грантовые программы, сообщества бизнес-ангелов и фонды, бизнес- инкубаторы и акселераторы, площадки для краудфандинга и акционерного краудфандинга, отраслевые конференции и конкурсы, профессиональное сообщество. Их совокупность создает «экосистему» Образования 4.0. как условия для создания и развития новых проектных команд педагогов-наставников и руководителей образовательных организаций.

Основные направления работы Гуманитарного Технопарка:

  • развитие гуманитарных технологий наставничества в интересах НТИ; разработка технологических решений для «внутреннего рынка» «кружкового движения»;
  • подготовка организаторов ресурсных центров и мероприятий «кружкового движения»;
  • создание «Школы наставника» — системы подготовки наставников и сообщества наставников «кружкового движения».

Деятельность проекта «Гуманитарный Технопарк» предполагает также применение современных социальных и управленческих технологий по дальнейшему сопровождению вышеобозначенных участников проекта   в качестве наставников в системе образования.

Проект «Гуманитарный технопарк» предполагает также разрабатывать и использовать технологии, которые обеспечат прорыв в образовании: масштабируемый, доступный, дистанционный, полноценный менторинг для каждого и моделирование и прогнозирование индивидуальной профессиональной  карьеры участников проекта — по сути моделирование судьбы.

Для успешной реализации проекта используются два формата сетевой самоорганизации участников проекта  —  «онлайн» и «офлайн».

Проект имеет модульную структуру.

Модуль 1.   Мотивирующая интерактивная среда (Среда)

Формирование в Доме Учителя мотивирующей интерактивной среды развития технологических компетентностей педагогов является важной приоритетной задачей, определяющей успешность создания в городе сообщества педагогов нового типа, ориентированных на реализацию в своей личной и профессиональной карьере основных положений Плана мероприятий («Дорожной карты») «Кружковое движение»  Национальной технологической инициативы.

Главное направление мотивационного импульса Средыактуализировать у молодых педагогов  потребность овладения ими новых компетенций педагога будущего – лидера образования 4.0, в число которых входят  ИКТ- компетенции; информационные технологии, технологическое предпринимательство, дизайн-мышление, социальный инжиниринг; устные коммуникации и другие.

Ценность предлагаемого средового подхода заключается в возможности реализации деятельностного формата, интеграции межотраслевой и межсекторной активности в деятельности педагогов, мощными межпредметными (междисциплинарными) связями для достижения целей и задач проекта.

Модуль 2: Сетевой Ресурсный Центр

По данному модулю проект «Гуманитарный Технопарк» направлен на создание модели регионального распределенного ресурсного центра подготовки по подготовке педагогов, тьюторов и наставников в работе кружков НТИ в удаленных сельских территориях Баганского, Карасукского и Купинского районов Новосибирской области, отвечающей на задачи:

  • интеграции ресурсных центров, руководителей образовательных организаций, педагогов-тьюторов, учителей технологии, наставников и мероприятий «кружкового движения» НТИ в систему общего и дополнительного образования;
  • подготовки организаторов и лидеров ресурсных центров и мероприятий «кружкового движения» НТИ.

Эмоциональная задача Ресурсного центра как центра инновационного сообщества  и организационно-заряженного пространства — размыть границы между классическими социальными и профессиональными ролями, такими как: управленец, педагог, наставник, инспектор, эксперт, обучающийся, учёный, студент, работодатель и т.д. через общение, совместное исследование и проектирование, обмен опытом и игру. Таким образом, хаб  превращается в кросс-дисциплинарный проект, активизирующий сетевое сообщество креативных индивидуумов, способствующий развитию образовательного  и социального капитала региона/муниципалитета.

Модуль 3:  Навыки будущего

Компетентностная модель педагога наставника, принимающего технологические вызовы новых рынков для технологического образования школьников Новосибирской области.

Данный модуль проекта “Гуманитарный Технопарк» нацелен на  разработку и сопровождение индивидуальных профессионально-образовательных траекторий педагогов — наставников будущего, работающих с талантами НТИ (Национальной технологической инициативы) и совместно с ними отвечающих на вызовы рынков будущего.

В данном модуле Проект формирует образ педагога — наставника, как лидера, компетентного в технологиях матрицы НТИ и способного транслировать технологии в сегменты рынков будущего, тем самым, совместно со школьниками, развивая технопредпринимательскую инициативу. В проекте “Гуманитарный Технопарк” работа с лидерами — наставниками, из числа педагогов — энтузиастов, ведется по 3 направлениям —

погружение в идеологию НТИ, овладение Soft Skills и овладение Hard Skills на 4-х уровня погружения: неосознанная некомпетентность; осознанная некомпетентность; осознанная компетентность; неосознанная компетентность.

При погружении в идеологию НТИ педагоги проходят образовательные курсы, направленные на понимание формирования рынков будущего, вплоть до изучения принципов их сегментации, а также технологического пакета НТИ, от фундаментальных областей знаний, формирующих основные научные направления, до уровня создания новых технологий и интеграции их в различные сферы.

Работа на развитие навыков Soft Skills проходит на базе Новосибирского дома учителя, и включает комплексный подход к формированию педагога, способного создавать комфортную мотивирующую среду для развития таланта НТИ в недирективной манере, а также учитывающего индивидуальные особенности ребенка для формирование его личной образовательной траектории.

Развитие  навыков Hard Skills, в векторе технологий и рынков НТИ осуществляется на базе Технопарка новосибирского Академгородка и лабораторий инженерных классов школ Новосибирской области, в том числе и школ из удаленных сельских территорий, при поддержке экспертов из образования, технопредпринимательства, науки и опыта успешных техноброкеров.

Таким образом, «Гуманитарный  Технопарк» – это школа инновационного развития педагога будущего, в которой будут выявляться и поддерживаться талантливые педагоги, владеющие компетенциями для выращивания Талантов НТИ — управленческих, инженерных и других кадров, необходимых стране для перехода к инновационной экономике.

Литература

  1. Манифест о цифровой образовательной среде некоммерческой инициативы проекта Edutainme.
  2. Перечень поручений президента Российской Федерации по реализации послания президента Федеральному собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346.
  3. Постановление правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы».
  4. Приказ Минобрнауки РФ №703 от 26 июля 2017г. «О введении Плана меропрятий (Дорожной Карты) Министерства образования и науки РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста».
  5. Проект профессионального стандарта педагога РФ (Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий).
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р (об утверждении прилагаемой программы «Цифровая экономика Российской Федерации»).
  7. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно — технологического развития Российской Федерации».
  8. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

 

Поделиться: