Интерактивные образовательные формы как системообразующий фактор современного обучения

Поделиться:

В статье рассматривается проблема объединения разнородных способов деятельности в интерактивном режиме под единой формулировкой — «интерактивные образовательные формы», анализируются понятия «метода», «технологии» и «формы», приводится авторская классификация интерактивных форм, разделенных на три уровня педагогической деятельности.

Ноздрякова Е.В., преподаватель-исследователь, автор-разработчик интерактивных форм обучения (Академия социального управления, Московская область)

Разнообразие технологий, методов, средств и подходов в современном образовании актуализирует необходимость выстраивания некой системы, чтобы педагог-практик мог ориентироваться в существующем методическом арсенале и осознанно выбирать и выстраивать собственную педагогическую модель. В логике проблематики журнала автор придерживается концепции интерактивного образования, имеющего большой и, что самое главное, малоизученный, потенциал в области педагогической теории и практики.

Как уже упоминалось в предыдущей статье, существует три вектора понимания интерактивности в образовании [1]:

— как режима общения двух и более субъектов с помощью технических средств (в том числе и опосредованное общение в системе «человек — компьютер», когда пользователь взаимодействует с программой);

— как полилога в широком смысле, включающем в себя самые разные формы взаимодействия: фронтальные, групповые, парные, индивидуально-отсроченные (написание письма, доклада, эссе и пр., с целью поделиться своим мнением с кем-либо);

— как ресурса личностного развития через межличностное взаимодействие, совместное познание и решение проблем на условиях партнерства и взаимоответственности.

Автору наиболее близка третья трактовка, которая, коррелируя с одним из ведущих направлений современного образования — компетентностным подходом, позволяет дать следующее определение:

Интерактивное обучение — это способ организации учебной деятельности в условиях интенсивного целенаправленного полилогового продуктивно-рефлексивного взаимодействия всех участников педагогического процесса, создающего предпосылки для развития компетентностей каждого участника.

В данной формулировке присутствуют несколько базовых констант интерактивного обучения:

  • создание условий для интенсификации личностного роста каждого участника, проявления повышенной познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой, творческой, и даже физической активности личности;
  • коммуникация всех уровней и типов: вертикальные связи и горизонтальные; монолог, диалог, полилог; согласование, общение, коммуникация;
  • продуктивная деятельность в целенаправленном межличностном взаимодействии с получением и анализом результата (продукта) совместного труда, включающая взаимообучение, взаимоконтроль и взаимоответственность и создающая условия для развития самоорганизации личности (целеполагания, планирования, рефлексии).

Таким образом, можно утверждать, что интерактивное обучение имеет достаточно серьезный потенциал в современном образовании, создавая эффективные условия для развития личности [2; 3; 7].

Однако возникает методологическая проблема – отсутствие единой классификации интерактивных способов и форм деятельности. Ведь вышеназванным константам соответствуют и единичные методы (метод кейс-стади, метод дискуссий, метод проектов и пр.), и целые педагогические технологии (тренинговая технология, игровая технология и пр.), и даже отдельные области образовательного процесса (например, ученическое самоуправление). По мнению автора статьи, общим основанием, объединяющим столь разные категории и позволяющим создать единую классификацию, могло бы стать понятие «формы», которое по сравнению с «методом» или «технологией» имеет более универсальное значение.

Если «метод» обозначает «путь, способ наиболее рационального решения конкретной задачи» [1], а «технология» — это «целостная система проектирования учебного процесса, основанная на определенном алгоритме» [8], то форма «это философская категория, употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания, связанная с понятием структуры» [4], а также «система устойчивых связей,  определенный и определяющий порядок протекания процессов» [4; 9].

Доктор педагогических наук, академик РАО А.М. Новиков определял «формы учения как механизмы (системы) упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени» [5]. Синтетичный характер данного понятия подчеркивает факт его использования для обозначения целых областей: очная, заочная и дистанционная формы образования; фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы обучения; а также отдельных малых форм учебной работы – урок, экскурсия, игра, дискуссия и пр. Принципиальную важность имеет то, что, являясь универсальным понятием, форма может, как расширяться до целого направления в образовании, так и сужаться до единицы учебной деятельности, что позволяет объединить разные структуры на основе единого порядка «протекания процесса», т.е. единых целевых установок и принципов деятельности.

Поэтому данная категория наиболее целесообразна при рассмотрении полифункциональных и разноструктурных интерактивных методик и способов организации. Кстати, академик Новиков А.М. относил интерактивные способы обучения именно к «диалоговым, в том числе интерактивным формам» [5].

Таким образом, под интерактивными образовательными формами можно понимать способы организации интенсивного взаимодействия и коммуникации участников образовательного процесса с целью их взаимообогащения и взаиморегуляции.

В данном случае «специфическая организация содержания, определенный и определяющий порядок протекания процессов» базируется на взаимном обмене идеями, эмоциями; согласовании и координации действий, рождении в процессе взаимообучения и взаимоконтроля принципиально нового продукта коллективного мышления, общения и творчества, давая возможность развития каждому его участнику.

Данное умозаключение логически приводит к возможности объединения разнородных интерактивных структур в единую систему (см. табл. 1).

Данная классификация правомерна с точки зрения понятия формы и позволяет объединить разнородные интерактивные структуры в единую систему интерактивных образовательных форм с общими принципами организации деятельности, создавая, таким образом, основу для последующей разработки концепции интерактивного обучения и являясь системообразующим фактором этого процесса.

 Литература и электронные источники

  1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (Дата обращения 18.01.2018 года)
  2. Букатов В.М. Интерактивность учебного процесса: показатели, технология, результативность // Cоциализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сб. I-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 117 – 121.
  3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013. 224 с.
  4. Кикель П. В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. Минск : БГПУ, 2008. 266 с.
  5. Новиков А. М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
  6. Ноздрякова Е.В. Интерактивное обучение — реальность или вымысел современного образования? // Интерактивное образование. 2017. № С. 5-10.
  7. Ноздрякова, Е.В. Системно-функциональный анализ способов активизации обучения в контексте современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № Ч. 3. С. 375-378.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 1632 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  9. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2006. URL: http://terme.ru/termin/forma.html (Дата обращения 18.01.2018 года)

[1] Ноздрякова Е.В. Интерактивное обучение — реальность или вымысел современного образования? // Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 5-10.

Поделиться: