Зарубежные модели научно-образовательных консорциумов как эффективной формы сетевого взаимодействия организаций

Поделиться:

Лесин Сергей Михайлович

В статье дается описание зарубежных моделей сетевого взаимодействия научно-образовательных организаций и объединений в форме консорциума. Статья является продолжением статьи, опубликованной в журнале «Интерактивное образование» в 2020 году.

Рассматривается европейский опыт сетевого взаимодействия объединений в рамках решения как национальных, так и глобальных задач сферы науки и образования. Предлагается описание самых ярких примеров европейского опыта, раскрывающего традиции и специфику научно-образовательных консорциумов в рамках данного региона, где используются проектные технологии и учитывается максимальный эффект использования современных информационных технологий. Рассматривается опыт консорциумов США как один из уникальных, где сильно переплетены традиции объединения всех ресурсов высших учебных заведений, имеющих многовековой опыт, для достижения максимального общего эффекта на мировом уровне.

Лесин С. М., Махотин Д. А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач //Интерактивное образование. 2020. №5-6. С. 31-34.

Проектируя модель сетевого взаимодействия организаций разного уровня, юридического статуса и сферы деятельности, следует уделить внимание анализу современного международного опыта научно-образовательных консорциумов. Такой анализ позволяет увидеть ключевые особенности научно-образовательных консорциумов [1] как формы сетевого взаимодействия, способы и механизмы этого взаимодействия, преимущества и недостатки объединения на национальном и даже на глобальном уровнях.

Современный европейский опыт сетевого взаимодействия научно-образовательных организаций очень широк и в основном связан с решением масштабных региональных и национальных задач. Рассмотрим несколько ярких примеров [2, 3, 4].

Так, для всей Европы характерна практика организации и функционирования консорциумов, выстроенная в логике проектной технологии, так как это четко регламентирует деятельность таких объединений в рамках единых правил, которые понятны всем участникам, причем вне национальных особенностей, но с учетом политики Европейского Союза (далее – ЕС).

Программа Erasmus Mundus / Erasmus+

Следуя единой образовательной политики ЕС, консорциумы создают условия (в первую очередь, финансовые) для кооперации образовательных организаций. Самой распространенной практикой такого объединения можно считать реализацию программы Erasmus Mundus, которая сейчас трансформировалась в программу Erasmus+. Цель программы – повышение качества образования в Европе, диссеминация европейского опыта в других странах, налаживание общеевропейского культурного диалога, в том числе с другими странами, не входящими в ЕС. Строго говоря, сама программа не является консорциумом в чистом виде, однако, позволяет сформировать такое объединение, которое связывает всех общей проектной задачей [5].

Для решения поставленной задачи интегрируются все научно-образовательные организации, чтобы предоставить участникам реализацию программ обучения высокого качества. Участники объединения в рамках программы Erasmus+ получают прямой выход на широкий рынок потребителей образовательных услуг в Европе, а научные исследования участников этого условного консорциума приобретают высокий европейский статус, что дает преимущество на мировом уровне.

Европейская практика проектного объединения усилий для повышения качества высшего образования и получение высоких научных достижений, признанных на европейском уровне, демонстрирует гибкую модель научно-образовательного консорциума. Такая модель также имеет ряд экономических преимуществ и позволяет организационно объединить всех участников под эгидой общей для всех программы [6].

Национальные виртуальные университеты

В Европе есть и еще яркий подход к организации сетевого взаимодействия научно-образовательных организаций, получивший широкое распространение во всем мире. В конце 1990-х – начале 2000-х годов для мировой системы образования приобретает актуальность формирование и развитие системы открытого и дистанционного образования, что привело к появлению новой методологии, педагогических технологий и форм объединения [7].

Во всем мире, включая Европу, стали появляться так называемые национальные виртуальные университеты, финансируемые национальными правительствами. В 2010 году в мире функционировало более 115 виртуальных университетов (по данным ЮНЕСКО). Целью таких консорциумов является концентрация общих ресурсов и усилий для формирования национальной системы открытого и дистанционного образования, чтобы повысить уровень национальной системы образования в целом. Модели всех виртуальных университетов разнятся и имеют свою специфику, но в целом они позволяют получать качественное высшее образование с учетом возможностей современного электронного обучения. Например, Финский онлайн университет прикладных наук (англ. – Finnish Online University of Applied Sciences (FOUAS)) – это консорциум из 17 финских университетов прикладных наук, созданный в 2001 году с целью создать платформу виртуальной мобильности университетов-партнеров. Такая платформа также позволяет доставлять образовательные услуги потребителям во всем мире, что дает большое преимущество как с экономической, так и с научно-образовательной точки зрения. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий позволяет применять гибкие технологии управления и организации такого объединения и эффективно распределять, и использовать совместные ресурсы для достижения национальных проектных задач [7].

Образовательном консорциум Nettuno (Италия)

Характерным примером практики объединения в форме научно-образовательного консорциума является Образовательном консорциум Nettuno (Италия). Он был создан в 1992 году в Риме для реализации итальянской модели дистанционного образования – виртуального университет на базе реального. Сегодня в консорциум входит более сорока университетов Италии и Албании, к подготовке кадров привлекается профессорско-преподавательский состав традиционных университетов, которые транслируют и пропагандируют методологию открытого и дистанционного образования, тем самым решается проблема кадрового потенциала и его интеграции.

Интересным является то, что привлеченный кадровый состав вынужден решать двойную задачу: осуществляет обучение с помощью телевизионных программ и предоставляет обучающимся поддержку в изучении учебного курса с помощью современных информационных технологий и телекоммуникаций. Это также предполагает, что преподаватели обязаны создавать новые версии учебников, проектировать и производить учебные мультимедиа-продукты, создавать виртуальные лаборатории, дидактические веб-сайты, обучать посредством онлайн и оффлайн технологий, управлять обучающимися в учебном процессе, используя нетрадиционные средства и методы. Тем не менее, в Nettuno созданы комфортные условия для организации образовательного процесса, так, существует специально оборудованная лаборатория, где организуется запись и монтаж видеолекций, созданы комфортные условия для работы преподавателя и проведения видеозаписей.

В Nettuno прошли дополнительную подготовку и стали «видеопрофессорами», профессорами-экзаменаторами и тьюторами около 2000 преподавателей традиционных университетов. Уникальным и эффективным является опыт организации открытого доступа к учебным программам по телевидению, что позволяет консорциуму расширить круг своих потенциальных потребителей [8].

Такой пример консорциума показывает максимально эффективную модель объединения образовательных организаций для реализации гибкой системы управления открытым и дистанционным образованием. Все ресурсы особенно кадровый потенциал интегрируется для достижения максимально качественного образовательного эффекта и дает преимущество перед традиционными университетами.

Консорциум CLUSTER

Кроме европейского опыта образовательных и научно-образовательных консорциумов в виде национальных виртуальных университетов и консорциумов, организующих систему открытого и дистанционного образования, существует практика интеграции ресурсов и сетевого взаимодействия с точки зрения достижения высокого мирового уровня научных исследований и качества подготовки специалистов. Одним из примеров таких европейских консорциумов может быть CLUSTER [9].

CLUSTER (Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research), то есть дословно консорциум, объединяющий университеты естественнонаучной и технологической сферы, для образования и исследований. Он состоит из 13 элитных европейских университетов в области естественнонаучной и технологической (инжиниринга) с ассоциированными членами со всего мира. CLUSTER – это  многопрофильный Европейский университет науки и технологий, в котором работают около 3000 профессоров, 11 000 преподавателей, 14 000 аспирантов и обучаются более 140 000 студентов. Направленность деятельности консорциума определяется мировыми трендами и необходимостью решения глобальных мировых проблем и задач в области естественнонаучной, технологической, инженерной сферы научной и образовательной деятельности человека.

Консорциум решает задачу международного, многопрофильного сотрудничества в рамках научно-образовательного взаимодействия в рамках естественнонаучной, технологической, инженерной направленности, а также позволяет подготавливать новое поколение инженеров с лидерскими и предпринимательскими навыками. Консорциум также является активной платформой в продвижении и создании норм и правил, регламентов и нормативного обеспечения, направленных на решение описанных выше общемировых запросов и проблем. Нормативная рамка взаимодействия в CLUSTER – парадигма, включающая треугольник «образование – исследования – инновации».

За счет изменений в экономической ситуации в Европе в 2008 году CLUSTER получил большую финансовую поддержку. Это позволило создать Европейский институт инноваций и технологий (далее – ЕИИТ), который был организован, фактически, как кампус Массачусетского технологического института в США. В нем объединился весь европейский опыт в области технологий и инноваций. Вместе с партнерами из частного сектора и научно-исследовательских институтов, CLUSTER не имеет физического кампуса, а вместо этого стал зонтичной организацией, которая помогает финансировать и координировать сообщества знаний и инноваций. Консорциум обеспечивает тесное сотрудничество с промышленными партнерами в области инноваций для укрепления европейской экономики, а сетевое взаимодействие организовано в формате проектной технологии. Кроме исследовательского сотрудничества были созданы магистерские программы, в которых обучающиеся получают «интегрированное образование» с его сильными связями с промышленными партнерами для организации практической подготовки.

Хотя количество членов CLUSTER оставалось стабильным на протяжении многих лет, сеть создает новые связи с ведущими университетами за пределами Европы. В 2000-х годах это привело к созданию «ассоциированных партнеров» в Канаде (Политехнический Монреаль), Бразилии (Escola Politécnica São Paulo), Соединенных Штатах (Georgia Tech), Израиле (Technion), России (Томский политехнический университет) и Китай (Университет Цинхуа в Пекине).

Пример CLUSTER как практики научно-образовательного консорциума с мировым именем, решающего одновременно национальные и глобальные научные и образовательные задачи, позволяет увидеть преимущества сетевого взаимодействия распределенной сети партнеров, участников и ассоциированных членов, а также эффективного использования всех интегрированных ресурсов.

Помимо европейского опыта научно-образовательных консорциумов необходимо рассмотреть и проанализировать богатый опыт США в этом вопросе. Например, успешные объединения, имеющие многолетнюю историю и традицию, которая во многом повлияла на всю мировую практику и влияет до сих пор [10, 11].

Лига плюща (Ivy League Universities)

Чтобы понять традицию объединения вузов и научно-образовательных организаций в США, необходимо обратиться к истории такого сетевого взаимодействия как Лига плюща [12]. Это одно из старейших объединений 7 элитных университетов и 1 колледжа США, самых известных как в самом регионе, так и во всем мире. В состав Лиги плюща входят следующие колледжи и университеты: Гарвардский университет (Harvard University), Йельский университет (Yale University), Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania), Принстонский университет (Princeton University), Колумбийский университет (Columbia University), Брауновский университет (Brown University), Дартмутский колледж (Dartmouth College), Корнелльский университет (Cornell University).

Следует отметить, что большинство этих университетов на момент объединения уже имели свою многолетнюю историю и традицию, которая сформировалась еще до создания США. Само название «Лига плюща» официально закрепилось в 1954 году, хотя сетевое взаимодействие в образовательной и научной сфере существует намного дольше [13].

Такое научно-образовательное объединение изначально преследовало главную цель – занять нишу элитных высших образовательных и научных организаций и диктовать свои условия рынку образовательных услуг в данном секторе, а также формировать научные приоритеты, при этом постоянно держать самые высокие позиции в рейтингах как региональных, национальных, так и в последствии мировых. Для того, чтобы держать такую высокую планку все усилия и ресурсы были интегрированы в рамках единых договоренностей в виде клуба участников, что условно можно назвать консорциумом. Исторически так сложилась, что Лига плюща объединилась на волне желания получать высокие спортивные достижения своих университетских команд, но после это переросло в необходимость достижения такого же высокого уровня в академических успехах и научных проектах и исследованиях. Акцент был сделан на то, что все члены Лиги имеют качественную материально-техническую базу и образовательные программы, которые недоступны другим, а также все необходимые ресурсы для получения высоких академических результатов обучающихся. Лига плюща – это знак качества высшего образования, что и позволяет говорить о ее элитарности и престиже.

Университеты Лиги владеют громаднейшими территориями, которые они получили в пользование от государства. Каждый кампус представляет собой город в городе с собственными исследовательскими центрами, музеями, библиотеками, театрами, коммуникационной и транспортной инфраструктурой. Каждый вуз выпускает периодические издания, имеет телевидение и радио.

Такой же равнозначный подход был осуществлен к научным исследованиям и проектам, в основном это касается того, что каждый вуз имеет возможность самостоятельного финансирования собственных научных исследований. Например, по данным 2014 года, бюджет Гарварда на научно-исследовательскую детальность составил 36 миллионов долларов, 24 миллиона у Йельского и 22 у Стэндфордского [12]. При этом кроме высокого уровня финансирования к научным исследованиям и преподаванию привлекаются лучшие из лучших специалистов со всего света (ученые с международными именами, видные политические деятельности, успешные бизнесмены, выпускники Лиги). По сути, университеты Лиги плюща – являются национальной научно-образовательной и научно-исследовательской базой США. Известно, что среди выпускников Лиги большое количество знаменитостей и политиков (например, президенты США), при этом более 400 выпускников стали лауреатами Нобелевской премии. Конечно, получение образования в университетах Лиги достаточно высокое, а требования к поступлению высокий уровень сложности, что не позволяет говорить о его доступности для всех. Этот барьер предполагает проводить отбор качественного контингента абитуриентов, что также влияет на будущие общие академические достижения, а также потенциал и востребованность выпускников на рынке труда [14].

Конечно, пример Лиги плюща интересен с точки зрения исторически сложившейся практики научно-образовательного сетевого взаимодействия причем частных организаций высшего образования. За счет понятных цели и задач, связанных с необходимостью удержания самой высокой планки, Лига плюща может задавать политику в сфере образования и науки как на национальном, так и на мировом уровне. Преимущества такого объединения очевидны, а система организации и структура такого консорциума может служить примером для организации аналогичного в частном секторе экономики целой страны.

Еще один пример объединения с богатой исторической традицией и культурой сетевого взаимодействия, который характеризует практику научно-образовательных консорциумов в США как модель интеграции ресурсов элитарных организаций высшего образования, диктующих или влияющих на политику целого сектора национальной экономики. Такими примерами служат консорциум Колледжей Клермонта (Консорциум Университета Клермонта), консорциум Пять Колледжей и Комитет по Установленному Сотрудничеству [15].

Обобщая приведенный анализ можно четко выделить несколько значимых особенностей сетевого взаимодействия в форме научно-образовательного консорциума.

Приведенные примеры свидетельствуют об устоявшихся традициях и подходах при формировании сетевого взаимодействия организаций с разным юридическим статусом, уровнем управления и сферы деятельности.

Во-первых, это модели, использующие проектной технологии при формировании сетевого взаимодействия. Такой подход позволяет четко регламентировать деятельность объединений в рамках единых правил, которые понятны всем участникам, причем вне зависимости от их национальных особенностей.

Во-вторых, при организации научно-образовательных консорциумов особенно в рамках взаимодействия между вузами используются современные информационные и телекоммуникационные технологии. Это позволяет проектировать модель сетевого взаимодействия, где применяются гибкие технологии управления и организации, эффективно распределяются и используются совместные ресурсы для достижения в первую очередь национальных проектных задач. Модель таких консорциумов вузов предполагает, что все ресурсы интегрируются для достижения максимально качественного эффекта и результата, что является весомым преимуществом перед традиционными университетами.

В-третьих, используется модель научно-образовательного консорциума, имеющего международный вес и влияние, решающего одновременно национальные и глобальные научные и образовательные задачи. Такая модель консорциума реализует преимущества сетевого взаимодействия распределенной сети партнеров, участников и ассоциированных членов, а также эффективного использования всех интегрированных ресурсов этой сети. Предлагаемая система и механизм сетевого взаимодействия может задавать политику в сфере образования и науки, как на национальном, так и на мировом уровне. Одновременно реализация модели такого консорциума может служить примером для организации аналогичного в частном секторе экономики целой страны, причем как модель интеграции ресурсов элитарных организаций высшего образования в рамках целого сектора национальной экономики.

Литература и электронные источники

  1. Лесин С.М., Махотин Д.А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач // Интерактивное образование. 2021. № 5-6. С. 31-34.
  2. Сигова М.В., Банников С.А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования // Известия СПбГЭУ. 2014. №6 (90). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-konsortsiumy-kak-forma-realizatsii-sotrudnichestva-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya (дата обращения: 25.10.2019).
  3. Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-vuzy-v-konkurentsii-universitetov-mirovogo-klassa (дата обращения: 20.11.2019).
  4. Мизинцева М.Ф., Зверева Т.Ю. Современные тенденции развития высшего образования: Российский и мировой опыт // ЭНСР. 2008. №4 (43). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-rossiyskiy-i-mirovoy-opyt (дата обращения: 20.11.2019).
  5. Программа Erasmus+ [Электронный ресурс]. URL: http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/home-ru-ru (дата обращения: 25.10.2019).
  6. Искаков И. Ж. Научно-образовательный консорциум в подготовке кадров для евразийской интеграции // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-obrazovatelnyy-konsortsium-v-podgotovke-kadrov-dlya-evraziyskoy-integratsii (дата обращения: 25.10.2019).
  7. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 7-17.
  8. Можаева Г. В. Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии // Университетское управление: практика и анализ. 2000. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sistemy-podgotovki-spetsialistov-i-menedzherov-odo-v-italii-i-germanii (дата обращения: 25.10.2019).
  9. Сайт CLUSTER (Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research) [Электронный ресурс]. URL: https://cluster.org/about-us/general/ (дата обращения: 25.10.2019).
  10. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
  11. Ислакаева Г.Р. Опыт создания мировых научно-образовательных центров / Доклады Башкирского университета. 2018. Том 3. №5. С. 519-524.
  12. Лига плюща [Электронный ресурс]. URL: https://znaniye.ru/o-kompanii/stati/liga-plyuscha/ (дата обращения: 25.10.2019).
  13. Университеты Лиги плюща. Ivy League Universities. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unimira.ru/education_room/index.php?ELEMENT_ID=14490 (дата обращения: 25.10.2019).
  14. Wright, Richard & Koch, Natalie. (2009). Ivy League and Geography in the US. 10.1016/B978-008044910-4.00323-0.
  15. Клермонт колледжи – Claremont Colleges / Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/Claremont_Colleges (дата обращения: 25.10.2019).
Поделиться: