Популярность такой формы дистанционного образования как массовые открытые онлайн-курсы (МООС) приводит к развитию рынка онлайн-образования и появлению всевозможных вариантов их использования для решения разнообразных педагогических и бизнес-задач. Авторы сделали обзор понятия и классификаций МООС, построенных на особенностях их разработки и реализации. Приводится наиболее общая структура массового открытого онлайн-курса и описание требований для их проектирования, что может стать основой качества подобного рода образовательных услуг на рынке онлайн-образования.
Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Московского городского педагогического университета.
Махотин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование».
Несмотря на то, что многие формы организации смешанного обучения являются частью неформального образования и не носят строгий институциональный характер, тем не менее такие формы как массовые открытые онлайн-курсы (далее МООК) получили большую популярность и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические концепции в своей основе.
Впервые, термин массовый открытый онлайн курс (МООК) или massive open online course (MOOC) появился у канадского преподавателя Дейва Кормьера (Dave Cormier) из Университета Острова Принца Эдварда (University of Prince Edward Island, Canada) в 2008 году. Он вел курс «Коннективизм и коннективисткое (связанное) знание» («Connectivism and Connective Knowledge»), также известный как CCK08, где использовал понятие массовый открытый онлайн курс (МООК). В данной ситуации понятие МООК было связано с тем, что на курсе официально и платно обучались 25 студентов, однако преподавателями была предоставлена возможность подключиться к курсу всем желающим на бесплатной основе. Таких обучающихся оказалось около 2200 человек [4].
На тот момент массовые открытые онлайн курсы были лишь чем-то экзотическим, так как существовал общий подход к формированию системы открытых образовательных ресурсов (open educational resources) в рамках образовательных организаций высшего образования. Наибольшую популярность и распространение массовые открытые онлайн курсы получили уже в 2012 году, когда в процесс их создания, наполнения, функционирования и развития включились крупные университеты со всего мира. Этот процесс стал систематическим и имел четкую модель финансирования и организации.
В этот период появляются и становятся довольно популярными такие платформы как Coursera (www.coursera.org), Udacity (www.udacity.com) и edX (http://www.edx.org). При этом также приобретали популярность и развивались массовые открытые онлайн курсы на базе Khan Academy (https://www.khanacademy.org/), Peer-to-Peer University (P2PU), Udemy (https://www.udemy.com/), Массачусетского технологического института (MIT) и ALISON.
Уже к 2015 году технология смешанного обучения в виде организации дистанционного обучения через массовые открытые онлайн курсы приобрела общемировую практику в области неформального образования и прочно вошла в список перспективных направлений развития образования по мнению многих экспертов, исследователей, педагогов и ученых.
Чтобы понять, что такое МООК, следует остановится на базовых принципах, которые лежат в их основе.
Эксперты Юнеско считают, что «… массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses)… открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения – коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс…
По своей форме MOOK – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой. Одной из важных характеристик MOOK является наличие у каждого студента персональной учебной среды. Количество студентов, зарегистрированных на различные MOOK, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата…» [1].
Точнее определение раскрывает постер, размещенный в интернете одним из экспертов педагогом-технологом в сфере организации МООК Мэтью Плурдом (Mathieu Plourde) из Делавэрского университета (США), который приводится ниже (см. рис. 1). Он очень точно иллюстрирует все ключевые моменты, связанные с особенностями организации МООК и принципов, на основе которых происходит их проектирование. Под постером автор разместил фразу, которую можно перевести так: «Каждая буква обсуждается (договорная)» («Every letter is negotiable»). Это подтверждает тот факт, что понятие еще не сформировалось полностью и постоянно развивается, а также свидетельствует о том, что существует большое количество видов и типов массовый открытых онлайн курсов в зависимости от выбранных педагогических концепций или образовательных технологий, формирующих их содержание.
Вначале надо расшифровать само сокращение МООК (MOOC).
Первая буква «М» описывает такой параметр как массовость, имея ввиду, в первую очередь, количество обучаемых на курсе. Причем автор постера показывает, что массовость начинается с цифры 100 человек, а максимальная планка – 100 000 и более. Здесь нет однозначности, так как понятно, что при дистанционном или онлайн обучении предполагается значительный охват аудитории обучаемых, поэтому и курс рассчитывается на массового пользователя, а точнее на то, что обучаемых будет много.
Вторя буква в аббревиатуре, это «О», что значит «открытый» («open»). Автор постера делает акцент на самом понимании этого термина и показывает ключевые стороны открытости: свободная (открытая) регистрация на курс, свободный (открытый) контент, который доступен всем зарегистрированным на курс без ограничений, бесплатность как один из параметров открытости, доступный как по средствам, так и по достижению образовательных результатов. Следует сказать, что слово «открытый» в аббревиатуре играет роль реализации принципов концепции свободного программного обеспечения или открытой лицензии на него, а также реализации соответствующей бизнес-модели. Такую бизнес-модель можно назвать «Freemium» (сочетание двух слов «Free», то есть «Свободный (бесплатный)» и «Premium», то есть «улучшенный (высшего качества)»), что означает реализацию принципа распространения условно-бесплатного программного обеспечения, когда пользователь получает совершенно бесплатную версию программного продукта, но для получения больших возможностей или услуг должен будет их оплатить дополнительно. Причем расчет здесь как раз на то, что, предлагаемая бесплатно, версия продукта пользуется большой популярностью или обладает устойчивым набором стандартных функций, а дополнения лишь ее усовершенствуют или повышают степень ее функциональности.
Третья буква, также «О», которую можно расшифровать как «онлайн» («online»). Это одна из важных особенностей реализации МООК, так как раскрывает техническую специфику его организации: трансляция курса ведется через сеть Интернет, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и распространять контент в любом удобном для пользователя месте и с учетом удобного для него времени. При этом также это позволяет технически отслеживать и администрировать МООК на локальном уровне, выстраивая удобную структуру самого курса и систему управления им.
Четвертая буква, отвечающая за содержательную сторону, это буква «C», что означает «курс» («course»). Это самое главное в аббревиатуре, так как раскрывает специфику педагогической методики или концепции, применяемой авторами того или иного курса. Автор постера привел лишь самые значимые параметры, на которые следует обратить внимание при формировании собственной содержательной структуры (сценария) курса или его логического построения в рамках изучаемой тематики.
Вот лишь некоторые параметры курса, которые следует учитывать:
- возможность использовать различные методы оценивания и системы обратной связи;
- создание образовательного (в рамках курса) сообщества;
- различные роли преподавателя и тьютора в курсе;
- возможность использовать различные элементы геймификации, направленные на формирование рейтинга обучающегося (бейджи, поощрения и т.п.);
- возможность встраивания в систему зачетных единиц и кредитов в рамках формального образования или в рамках конкретных образовательных организаций;
- возможность гибкой настройки или выбора времени и способа прохождения курса;
- возможность полного самостоятельного прохождения курса без участия преподавателя.
Также в постере автор отразил еще 2 важные особенности, которые связаны с типологией разных массовых открытых онлайн курсов, а точнее со спецификой наиболее распространенных из них. Часто при выстраивании классификации видов МООК по типу организации образовательного процесса встречаются курсы с дополнительным обозначением в своей аббревиатуре. Так можно встретить букву «c», что значит «connective», то есть коннективный или коммуникационный. Такой курс реализует концепцию коннективизма при реализации своего содержания, фактически делая акцент на учете различных форм взаимодействия и взаимосвязей в рамках процесса обучения. Это один из самых распространенных типов МООК.
Также можно встретить букву «x» перед аббревиатурой МООК, что означает «eXtended» – в данном случае масштабируемость или расширяемость курса. Эта специфика обуславливает ключевую особенность любого онлайн курса – учет аудитории и расширение за счет нее. По сути, за счет большего привлечения обучаемых и четкого построения структуры курса, он приобретает другой масштаб и даже может стать универсальным, а значит, более экономически выгодным и живучим. По этой причине такой тип курсов также довольно распространен среди других.
Если собрать все приведенные параметры и обозначения можно прийти к общему пониманию, что такое современный массовый открытый онлайн курс.
MOOК — это курс, построенный на основе современных педагогических концепций и технологий, имеющий массовый, легко масштабируемый характер, бесплатный в своей основе (но ведущий к возможной дополнительной платной функции или функциональности) и реализуемый посредством онлайн или с помощью современных сетевых информационных технологий. При этом он сам по себе становится современной технологией смешанного обучения, реализуя новые формы и методы неформального образования.
Чтобы охарактеризовать сферу применения МООК, приведем несколько подходов к самым распространенным на сегодняшний день их классификаций и типологий. Данные подходы достаточно четко раскрывают специфику того или иного курса, применяемых сегодня на практике.
Педагогическая таксономия Дональда Кларка (Donald Clark, Великобритания)
охватывает особенности непосредственно самой структуры массовых открытых онлайн курсов и решаемых ими педагогических задач. Автор выделяет восемь основных видов онлайн-курсов: трансформирующие (transferMOOCs), авторские (madeMOOCs), синхронные (synchMOOCs), асинхронные (asynchMOOCs), адаптивные (adaptiveMOOCs), групповые (groupMOOCs), коннективистские (connectivistMOOCs), мини (miniMOOCs) [5].
Согласно такой типологии, по мнению Дональда Кларка все виды не исключают друг друга, а даже наоборот, например, трансформирующий МООК может быть и синхронным, и асинхронным. Такая классификация носит дискуссионный характер.
Для примера, по мнению Дональда Кларка, коннективисткий МООК принципиально содержательно связан с тем, чтобы собирать и делиться знаниями, которые производят и транслируют участники образовательного процесса, а не видеть курс ради самого курса, состоящего из достоверных и фиксированных знаний. Коннективиские курсы (cMOOC), как правило, создают свою собственную траекторию, а не следуют линейному пути.
Инструментальная таксономия моделей МООКов Амита Чаухана (Amit Chauhan, Florida State University, USA).
Она основывается на передовых тенденциях как в области современных технологий, в том числе педагогических, так и в области системы оценки образовательных результатов при помощи реализации МООК: cMOOCs, xMOOCs, BOOCs, DOCCs, LOOC, MOORs, SPOCs, SMOCs [7].
Ученый кратко описывает назначение каждого типа МООК, причем учитывается ряд важных параметров, определяющих их инструментальное оснащение. В частности, в своем исследовании он приводит такой тип МООК как Маленький открытый онлайн курс (LOOC, «little open online course»). Специфика его в том, что помимо 15-20 студентов, оплачивающих обучение в кампусе, такой курс на платной основе могут изучать небольшое ограниченное число незарегистрированных студентов.
Также Амит Чаухан (Amit Chauhan) проанализировал несколько современных инструментов и технологий, которые повышают уровень образовательных результатов и их оценивание, получаемых при обучении посредством МООК.
Вот самые основные из них:
- аналитика обучения при помощи программных средств оценки образовательной организации;
- использование технологий сетевого взаимодействия в процессе обучения;
- построение и организация доставки контента через мобильные средства коммуникации, организация мобильного обучения;
- использование элементов геймификации в виде составления рейтинга и выдачи наград как способа стимулирования обучения;
- организация адаптивной системы оценивания на основе Современной теории тестирования (Item Response Theory);
- автоматизированная система оценки посредством двух программных решений, а именно, системы автоматизированной оценки эссе (Automated Essay Scoring) и настраиваемой экспертной оценки (Calibrated Peer Review);
- инструменты по выявлению приоритетных образовательных потребностей обучаемых.
Все эти, выявленные Амитом Чауханом (Amit Chauhan), инструменты и технологии позволяют судить о том, что массовые открытые онлайн курсы в основном применяются в высших учебных заведениях и в основном в гуманитарной сфере знаний.
На основе анализа можно сделать вывод о том, что применяемая система оценки, процесс ее автоматизации или проведения не является завершающей частью обучения в МООК, а лишь позволяет стать важным параметром степени удовлетворенности обучаемого от изучаемого курса, а также показателем качества самого курса.
…………………………….. полный текст статьи (С. 25).
Литература и электронные источники
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией Бадарча Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
- Михеева О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем / Сборник «Современные информационные технологии и ИТ-образование» под редакцией В.А. Сухомлина. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики, 2015. С. 58-65.
- Curt Bonk. Twenty Thoughts on the Types, Targets, and Intents of MOOCs, 2012. URL: http://travelinedman.blogspot.ru/2012/06/twenty-thoughts-on-types-targets-and.html (Дата обращения 20.12.2017 г.)
- Dave Cormier. The CCK08 MOOC – Connectivism course, 1/4 way, 2008. URL: http://davecormier.com/edblog/2008/10/02/the-cck08-mooc-connectivism-course-14-way/ (Дата обращения 20.12.2017 г.)
- Donald Clark. Plan B: MOOCs: taxonomy of 8 types of MOOC, 2013. URL:http://donaldclarkplanb.blogspot.co.uk/2013/04/moocs-taxonomy-of-8-types-of-mooc.html (Дата обращения 20.12.2017 г.)
- Tony Bates. A review of MOOCs and their assessment tools, 2014. URL: https://www.tonybates.ca/2014/11/08/a-review-of-moocs-and-their-assessment-tools/ (Дата обращения 20.12.2017 г.)
- Tony Bates. What is a MOOC? URL: http://www.tonybates.ca/2014/10/12/what-is-a-mooc/ (дата обращения 20.12.2017 г.)
- Virtual College, Lisa Lane. E-learning MOOCs ‘can have separate goals’. URL: https://www.virtual-college.co.uk/news/virtual-college/2012/08/elearning-moocs-can-have-separate-goals (Дата обращения 20.12.2017 г.)