Цифровая педагогика: структура научения в условиях цифровых отношений (Часть 1)

Поделиться:

Выстраивание мультимедиа образования опирается на философию когнитивно-конструктивного обучения, и основное преимущество такого обучения заключается в том, что появляется возможность использовать разные каналы для получения знаний и научения. Это особенно значимо в условиях, когда опора только на один (традиционно сенсорный) канал ограничивает одновременное восприятие разнородной информации и ее обработку в нужных объемах. Именно проблема научения в условиях реализации цифрового обучения и рассматривается автором (в продолжении к статье «Цифровая педагогика: Организационно-деятельностные аспекты взаимодействия учителя и учащихся в цифровой действительности», опубликованной в №3-4 за 2020 год).

Анатолий Витальевич Баранников, д-р пед. наук, профессор, член-корр. РАО

Организационно-деятельностные аспекты взаимодействия учителя и учащихся в цифровой действительности

В школьной деятельности (как и в любой другой) учебная работа задается целями – это прогнозируемые образовательные (включая социальный аспект) достижения, которые выражаются в конкретных измеримых знаниях (умениях) и компетенциях, способах и приемах познания. Но чтобы определить учебные цели, сначала нужно выявить актуальную и значимую для учащихся социально-образовательную проблему и учебную задачу путем выявления и соотнесения учебно-организационных процессов и интересов, потребностей, приоритетов и ожиданий учащихся.  

Учащийся всегда уже перед началом изучения хочет определить, что ему нужно сделать, чтобы обеспечить себе эффективное научение в любом месте и в любое время. Поэтому учителю следует с учениками обсудить преимущества и ограничения обучения в разных форматах онлайн и офлайн деятельности, методах работы, учебных действиях и приемах, которые могут привести к результатам и в онлайн, и в офлайн условиях. Учащимся требуется реально определить для себя, какой уровень знаний (умений), мастерства они хотят и могут достичь.

Для сравнения, в реальной действительности ученики видят образцы, а затем их в различной форме рассматривают, изучают и тут же могут получить требуемый комментарий. В онлайн, виртуальном общении, учащиеся увидят полноцветные видео ряды и самые разнообразные экспертные интерпретации и позиции, которые они могут и позже изучать с различными целями.

Один из ключей к созданию успешного цифрового (онлайн-офлайн) обучения – это максимально приблизить виртуальное пространство к ученической реальности (учитывая ограничения времени и прямого контакта).

Стратегии обучения должны предусматривать учебные действия и поведение учащихся при возможном совершения ошибок. Содержание типичных ошибок и ситуаций обучении, в которых они могут быть получены требуют внимания учителей и учащихся. Если кто-то учит только тому, что правильно, ученик может никогда не узнать, что может пойти не так, а главное, как надо действовать в таком случае. Обучение тому, что нужно делать в условиях ошибки помогает научить учащихся получать знания в нестандартных ситуациях.

К тому же «работа над ошибками» становится отличным ресурсам для развития учащихся, что будет заключаться в создании способов и инструментов преодоления трудностей, необходимых жизненных смыслов и ценностей, будет формироваться реалистичное оценивание как истинный показатель эффективности.

Это особенно важно для практических умений и компетенций, поскольку показывают конструктивные знания и действия школьников на реальных уровнях сложности. Они касаются и навыков мышления, и фактических необходимых знаний (умений и компетенций), что дает возможность учащимся:

  • «перетаскивать» и перенастраивать знания (умения), компетенции и способы обучения элементы,
  • увеличивать и уменьшать параметры образовательной действительности, чтобы наблюдать (свои и других участников) учебные действия и результаты с разных позиций, принимать решения и видеть последствия,
  • а также отвечать на вопросы на основе комментариев и заключений (учителя, учащихся), обсуждающих правильные и некорректные действия или результаты.

Учителю не следует забывать всегда предоставлять учащимся подробные отзывы (комментарии), даже если ответы правильные.

Прежде чем выстраивать учебные цели, сначала нужно определить перечень реальных учебных задач и проблем. Для этого важно собрать информацию для понимания значимости проблем и учебных целей посредством оценки потребностей, ожиданий и приоритетов. Их анализ и оценка – это метод определения фактической составляющей образования.

После того как определены учебные цели, они уточняется с позиции их достижимости в условиях школьного обучения. Это должно быть обусловлено тем, что учащиеся будут в состоянии решать учебно-организационные задачи в образовательных процессах при освоении обучающего контента. Акцент делается на том, что школьники умеют делать, а не на том, что они информационно знают.

Далее цели конкретизируются и разбиваются на более мелкие компоненты в целостные (законченные) единицы (небольшие блоки) изучения. В этом случае обучающие действия гарантируют, что каждый компонент (единица научения) достаточно комфортен для обучения (понимания) и показывает, какие учебные сведения и действия необходимы учащемуся для освоения компонентов содержания образования.

При определении целей учащиеся надо дать высказаться, что они ожидают приобрести в изучаемой области знаний. В большинстве случаев ожидания школьников связываются с программными целями, но с другой направленностью, с иной сферой применения знаний и компетенций: для подготовки себя к предполагаемой деятельности, для создания уважаемого социально-образовательного имиджа, для презентации (демонстрации) их успехов и особых способностей.

Используя созданную учебную программу, предварительное обсуждение, запросы и пожелания учащихся, важно поощрять учащихся (с разными образовательными потребностями и позициями) рассказывать о том, какие стратегии, формы и методы работы они сочли бы полезными для их успеха в индивидуальном и групповом опыте онлайн-обучения. Возможно, у них уже есть свои предложения или даже решения, которые могут сэкономить силы и время в выборе и реализации путей получения образования.

В этом контексте следует привлечь учащихся к рассмотрению и согласованию различных стилей обучения (учения), образовательных потребностей и предпочтений в обучающем контенте и учебно-организационной работе. Учитель в данной ситуации должен помочь школьникам формировать самостоятельность и командные действия в познавательном разнообразии.

Сюда включаются следующие функционально-учебные компоненты:

  • Обучающие средства для учителей:
  • методы и инструменты разработки курсов, веб-платформа для загрузки ресурсов (текстовые, мультимедийные материалы, программы моделирования и т. д.). Сюда включаются:
  • календарь, объявления о курсах, глоссарий и инструменты индексации;
  • инструменты разработки учебного плана с возможностью структурирования учебных единиц;
  • инструмент для разработки опросов (тестов), для выработки критериев оценки действий, результатов и т. п.;
  • онлайн обучающий контент и рекомендации по изучению;
  • административные инструменты отслеживания активности учащихся, их образовательного продвижения как в отдельности, так и в группах;
  • учебно-организационные средства для учащихся:
  • защищенные паролем учетные записи для доступа к учебным материалам;
  • совместное формирование и использование обучающего контента, наличие аннотаций и комментариев;
  • публикация (презентация) социально-образовательной веб-страницы, ее соотнесение с другими для учебно-организационного взаимодействия;
  • определение групповых областей освоения образовательной действительности (учебного материала) для создания совместной веб-страницы;
  • учетные записи для доступа к интернет-инструментам необходимы в совместной работе (электронная почта, дискуссионные группы, групповые публикации веб-страниц и т.д.)
  • выработка критериев и форм совместной оценки (взаимооценки) и управляемой самооценки;
  • доступ к оценкам и отчетам о проделанной работе, к комментариям и рекомендациям как осуществлять учебную деятельность после промежуточного контроля;
  • средства и инструменты онлайн (офлайн)-управления обучающей деятельностью (управления самостоятельностью):
  • предварительное обсуждение и совместное управление учетными записями и сайтами учащихся и учителей;
  • рассмотрение и анализ средств и механизмов социальной и образовательной коммуникации, различных видов опроса (форм презентаций и обсуждения результатов);
  • выстраивание мониторинга и текущей отчетности по учебной (внешкольной познавательной) деятельности, высказывание мнений и предложений с целью ее коррекции;
  • формирование критериев и требований к электронному обучению для выработки актуальных, принимаемых учащимися, активных методов и приемов адресного научения;
  • при наличии организационно-образовательных возможностей также желательно дополнительно задействовать такие средства и инструменты, как:
  • выбор и управление ресурсами и источниками обучения (управление обучающим контентом и учебно-организационными действиями для итерационного, повторного использования);
  • оценивание и управление файлами, интернет инструментами и учебно-организационными процессами за пределами школы с целью введения обучения в жизненную реальность;
  • предложение различных форм электронных портфолио для самостоятельного отслеживания учащимся собственных изменений в учебной деятельности;
  • потоковое аудио и видео, с опорой на интернет-среду, сопровождение коллективной обучающей деятельности;
  • доступ к распределенным информационно-библиотечным электронным центрам.

Учителям в такой образовательной структуре для выстраивания актуальных методов научения и оказания помощи учащимся в организации учебно-познавательной деятельности потребуется:

  1. Предоставлять и организовывать онлайн и офлайн ресурсы, связанные с персональными целями обучения. Большинство образовательных решений учителя сводят к созданию простых текстовых страниц или веб-страницы. Их можно использовать для построения учебных программ и планов, социально-образовательных проектов, инструкций по выполнению внешкольных заданий, рекомендаций по оценке и многого другого. Система цифрового управления учением предполагает:
  • опираться на поддержку мультимедийных материалов, интернет видео и аудио, активных ресурсов и симуляций, встроенных в другие обучающие онлайн программы и инструменты;
  • учителям также требуется использовать их, чтобы поддерживать взаимодействие, сгенерированное этими продуктами, особенно для активизации мультимедийных средств, обеспечения интерактивности, комплексной оценки и применения результатов.
  1. Обсудить и выбрать инструменты образовательного взаимодействия (общения), которые могут использовать учащиеся:
  • цифровые компоненты научения дают учителям и учащимся возможность активно и быстро обмениваться друг с другом востребованной информацией и сразу реагировать на замечания и предложения через систему управления учением. Они также могут создавать групповые области познания, дискуссионные форумы, вики-сайты и другие инструменты, позволяющие учащимся практически общаться на общие и конкретные темы, только по мере необходимости обращаясь к помощи преподавателя;
  • учитель может использовать дискуссионный форум, чтобы учащиеся могли презентовать свои позиции (высказать предложения и комментарии), оказать друг другу методическую и техническую поддержку или предложить интересную дискуссию. Если не хватает времени в классе, то можно организовать асинхронный обмен мнениями;
  • система цифрового управления учением также предоставляет календарь, в который учащиеся, учителя, да и сама система могут добавлять социально-образовательные. Учащиеся могут планировать учебные группы, учителя напоминать школьникам о специализированных мероприятиях, например, таких как экскурсии и викторины, проектная и исследовательская деятельность, самостоятельная учебно-организационная работа. Сама система будет фиксировать такие события, даты и сроки выполнения заданий.
  1. Содействовать межличностной и межорганизационной интерактивности школьников, связанной с целями полинаправленного и разноспособного обучения, и обеспечить управление учебной самостоятельностью. Инструменты взаимообучающей коммуникации следует использовать для поддержки внешкольного учения, связанного с современным распределенным образованием.

Организуя индивидуально-групповое управление учением, можно использовать опросы, дискуссионные минифорумы, коллоквиумы (количество вопросов должно быть небольшим), чтобы:

  • определить отношение учащихся к предлагаемым методам обучения и активность текущих знания;
  • учащиеся проанализировали исследовательскую процедуру перед входом в нужную интернет среду (лабораторию, вики и т.д.);
  • совместно решали учебные задачи (проблемы), работали над проектом или организовывали дискуссионный чат и др.;
  • позволить небольшим группам обсудить необходимые учебно-познавательные работы (решения) в режиме реального времени;
  • оценивать успеваемость учащихся (знания и компетенции, установки и отношения). Система управления цифровым учением предоставляет:
  • школьникам возможности виртуального пространства для выполнения заданий, а учителям – видеть и оценивать различные стороны учебно-организационной деятельности учащихся (формальной, неформальной);
  • мониторить успешность образовательного воздействия учителей и действий и успеваемость учащихся на разных этапах обучения;
  • учащиеся, например, могут отправлять письменные эссе несколькими способами, включая, помимо прочего, цифровые выпадающие списки, ветки дискуссионных форумов, вложения в дискуссионные форумы, вики или формируя модули запросов и заданий для себя;
  • а учителя могут предложить (попросить) учащимся использовать разные пути получения информации и знаний (определить индивидуальные значимые цели и подмиссии) для достижения ожидаемых рубежей.

Затем следует попросить учащихся рассказать о том, что они узнали о себе, и определить подходы, способы работы и учебные действия, которые они хотели бы применить для улучшения своего обучения. Иногда результаты анкетирования не совпадают с тем, как себя видят учащиеся и это нормально. 

Просто дайте учащимся возможность увидеть и осмыслить различные обучающие траектории обучения, прокомментировать их и дать им практическую оценку с позиции применения учащимися. Им следует попробовать разные стратегии научения, учитывающие их сложившиеся (для них приоритетные) стили обучения, а также те, которые рекомендуются по результатам опроса и обсуждения разногласий.

Чтобы школьники были мотивированы на работу в цифровой обстановке,

им нужно персонализировать цели и учебные задачи, тематику, ресурсы, а действия должны стать значимыми в школьной и жизненной практике. При этом учебно-организационный подход может варьироваться:

  • от позиции «этот материал является обязательным условием для других областей школьной образовательной программы»;
  • до позиции «приобретаемые знания (умения) и компетенции, методы и приемы познания помогут учащимся в осуществлении жизненных планов в различных сферах и обстоятельствах социально-экономической действительности».

Подход, основанный на ученических запросах, может варьироваться от «вот так изучаемые знания могут применяться к тем или иным событиям и явлениям в условиях реального мира» до «для вас это окажется действительно необычным и может изменить ваше мнение о том, что вы делаете». Оба эти взгляда имеют свои достоинства, поэтому использовать их нужно вместе.

Чтобы определить (это работает и в предметной, и межпредметной деятельности), какие реальные события и процессы интересуют школьников и найти то, что, по их мнению, действительно вызывает интерес и трансформирует их, разным группам учащихся до того, как начинается освоение образовательной действительности (учебного материала), предлагается выносить на обсуждение (как познавательные фокус-центры) приоритетные для их понимания идеи.

Учащиеся начинают учиться, уже наблюдая за действиями учителя и одноклассников, за образовательными взаимодействиями и отношениями (это может быть реализовано с помощью стратегии обучение через обнаружение) или получая конкретную диагностическую обратную связь, особенно когда предоставляются подробные отзывы о правильных и некорректных ответах, необоснованном учебном поведении.

Это помогает облегчить переход полученных знаний в реальный мир и может сделать смешанное обучение особенно значимым для учащихся в понимании неоднозначных проблем.

…..

Полный текст статьи: Баранников А.В. Цифровая педагогика: структура научения в условиях цифровых отношений // Интерактивное образование. 2020. №5-6. С. 2-12. 

Поделиться: