Одной из проблем в подготовке современного студента является обучение работе с профессионально-ориентированным текстом. В статье предлагается авторский подход для организации смыслового чтения электронных публикаций с применением инструментов комментирования программы Adobe Acrobat Reader DC.
Пуляевская Александра Михайловна, руководитель отдела информатизации образования ЧУ ДПО «Сибирский гуманитарно-технический институт», автор и координатор проекта «Новые информационные технологии для тебя».
Чтение является универсальным навыком – это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Чтение профессионально-ориентированного текста – это не просто способность студента воспринимать текстовую информацию, но и выполнять аналитические операции с текстом, например:
- сопоставлять различные точки зрения из разных источников информации по теме;
- создавать смысловое свёртывание текста в виде кратких записей.
Поэтому вопрос увеличения эффективности чтения информации и выработки методик, направленных на достижение этой цели, в современном образовательном процессе не утрачивает своей актуальности. В связи с этим представляется интересным развитие у студентов навыков смыслового чтения.
В ходе изучения публикаций, в том числе о закономерностях памяти [1-3, 9], были выделены следующие этапы смыслового чтения:
- предварительное ознакомление с материалом;
- раскрытие содержания и смысла уже изученного;
- осмысление нового знания;
- определение связи «старых» и «новых» знаний;
- применение знаний на практике;
- подготовка устного ответа;
- обратная связь и работа над ошибками.
Рассмотрим возможность организации смыслового чтения как самостоятельной работы студентов посредством информационных технологий. Важно помнить также и о когнитивной нагрузке, которую испытывает студент при чтении информации «с экрана».
Электронный образовательный ресурс – это файл в определенном формате. Следовательно, для организации деятельности в процессе чтения необходимо учитывать и функциональные возможности программ, обеспечивающих просмотр этих файлов. В ходе сравнительного анализа функциональных возможностей программ для чтения файлов текстовых форматов было отмечено явное преимущество учебных ресурсов, представленных в формате pdf. Поэтому использование программы для чтения Adobe Acrobat Reader DC (https://get.adobe.com) будет наиболее целесообразно.
В программе Adobe Acrobat Reader доступны следующие 16 инструментов комментирования (рис. 1):
- Добавить записку.
- Выделить текст.
- Подчеркнуть текст.
- Добавить записку к тексту.
- Вычеркнуть текст.
- Добавить примечание для замены текста.
- Вставить текст по месту курсора.
- Разрешить исправление текста с помощью комбинации клавиш.
- Добавить текстовый комментарий.
- Добавить текст.
- Нарисовать произвольную фигуру.
- Очистить рисунок.
- Инструмент и меню «Добавить штамп».
- Присоединить файл.
- Записать аудио.
- Инструменты рисования.
Рассмотрим технологию организации смыслового чтения электронных образовательных ресурсов в формате pdf (авторский подход).
Подготовительный этап. Предварительное ознакомительное чтение.
Цель: настроиться на сложность и содержание материала, выявить ключевые понятия. При просмотре материала студенты могут использовать собственную или предложенную педагогом систему пометок. Разметку можно проводить разным цветом, но у каждого цвета должен быть свой кодовый смысл.
В данном случае можно рекомендовать метод «костыли» [4]:
- материал читается быстро;
- материал упрощается, насколько это возможно;
- на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится «костыль»: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.
Вторичное чтение будет происходить без упрощений, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции материала.
Первый этап. Раскрытие содержания «старых» и «новых» понятий.
Исходя из анализа меток-костылей, необходимо «освежить» старые знания и изучить новые понятия по данной теме, чтобы максимально обеспечить понимание текста. Для этого необходимо использовать инструмент «Добавить записку» (рис. 2).
……
Полный вариант статьи. Интерактивное образование. 2018. №1-2. С. 44.
Успешная реализация в учебном процессе описанной выше технологии организации смыслового чтения электронных образовательных ресурсов в формате .pdf как самостоятельной работы студентов с электронными образовательными ресурсами предполагает:
- преподаватель, и студент обладают навыками работы с программой Adobe Acrobat Reader DC;
- знакомы с техникой смыслового чтения и приемами запоминания информации.
Для этого был разработан практикум (воркшоп) по организации смыслового чтения с использованием программы Adobe Acrobat Reader DC.
В заключение отметим, что такой подход к организации самостоятельной работы студентов позволяет более эффективно организовать выполнение семестровых заданий для дистанционного и смешанного обучения. Процесс подготовки к экзамену становится пролонгированным и начинается с первой самостоятельной работы.
Литература и электронные ресурсы
- Васильева Е. В. Суперпамять, или Как запомнить, чтобы вспомнить? Краснодар: «Сов. Кубань», 2003. 336 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 465-476.
- Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 626-652.
- Пугач Ю.К. Развитие памяти [Электронный ресурс]. URL: http://www.braintools.ru/article/2992 (Дата обращения 15.01.2018 года)
- Пуляевская А.М. РКМ: «тонкие» и «толстые» вопросы [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/tonkie-i-tolstie-voprosi (Дата обращения 15.01.2018 года)
- Пуляевская А.М. Прием «Ромашка Блума» [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/romashkabluma (Дата обращения 15.01.2018 года)
- Пуляевская А.М. «Кубик Блума»: описание и шаблоны [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/cubblum (Дата обращения 15.01.2018 года)
- Пуляевская А.М. Ментальные карты или интеллект-карты [Электронные ресурс]. URL: http://nitforyou.com/mindmap (Дата обращения 15.01.2018 года)
- Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С. 476-486.