Организация творческих проектных групп в системе детско-юношеского наставничества

Поделиться:

Аксана Васильева, Дмитрий Махотин, Владислав Михайлов, Дарья Комарова, Московский городской педагогический университет

Одной из форм детско-юношеского наставничества, по мнению авторов статьи, могут стать творческие проектные группы, интегрирующие ресурсы и возможности обучающихся, педагогов дополнительного образования, студентов, наставников, внешних экспертов. Поэтому в статье сделана попытка раскрыть потенциал и организационные основы создания таких творческих проектных групп в условиях деятельности организации дополнительного образования.

Основной формой в рассматриваемой модели института детско-юношеского наставничества стали, как показывает опыт реализации проекта, творческие проектные группы (далее – ТПГ).

Создание творческих проектных групп, в рамках совместной деятельности которых акцент делается на развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, распределение полномочий, становится основой для эффективной организации взаимодействия обучающихся в центре инженерно-технического творчества детей и молодёжи.

Такая форма организации деятельности обучающихся во многом способствует поддержке и развитию одаренности в детско-юношеском возрасте, когда одаренные учащиеся могут участвовать одновременно в нескольких группах, осуществлять поиск собственных идей и проектов, выбирать сферу своих интересов и реализовываться в разных направлениях проектной и исследовательской деятельности, творческих конкурсах и соревнованиях.

         Совместная деятельность участников творческих проектных групп является обязательным условием их создания и развития.

Отличительными особенностями такой совместной деятельности является:

  • пространственное и временное взаимодействие участников группы в процессе решения практических задач;
  • наличие единой цели – проектной, исследовательской, изобретательской, инженерно-конструкторской и иной деятельности, которая объединяет участников группы в процессе обсуждения, планирования, реализации проектного замысла в той или иной тематической и деятельностной логике;
  • общее видение конечного результата совместной деятельности – проекта и формы его представления;
  • распределение полномочий и ответственности – распределение ролей в группе, выделяя главные роли – наставников и наставляемых, и второстепенные роли – командные, которые проявляются на разных стадиях развития группы как команды и в процессе решения командных задач;
  • технологичность процесса деятельности, когда реализация проектов строится в логике поэтапной реализации всевозможных процессов, распределения ролевых функций, совместно-распределенных процессах проектирования;
  • формирование доверительных межличностных отношений между наставниками и наставляемыми, а также между всеми участниками творческой проектной группы; позитивный фон взаимодействия и сотрудничества влияют на процесс и результат совместной деятельности;
  • формирование общей мотивации участников группы, взаимомотивация и поддержка участников, формирование общих ценностей группы.

В состав творческой проектной группы входят обучающиеся разного возраста, студенты, педагоги дополнительного образования, наставники (в роли которых могут выступать педагоги, студенты и более опытные учащиеся), внешние эксперты-наставники или научные консультанты. Проектная группа формируется под тему (идею) проекта, может быть смешанной по возрастному составу.

Каждая ТПГ объединена одним творческим, проектным, изобретательским направлением, над решением которого работают в той или иной степени все ее участники. Участники не имеют жесткой привязанности к одной проектной группе и на ранних стадиях реализации проекта могут переходить из одной ТПГ в другую. Все группы, кроме внутреннего обсуждения идей и совместного решения задач, включены в общую коллаборацию – совместное обсуждение и представление идей и замысла проекта, предварительной презентации результатов работы, участия в тематических дискуссиях, круглых столах, консультациях с внешними экспертами-наставниками и научными консультантами, предзащиты своих проектов и пр.

Творческая проектная группа направлена на реализацию конкретного тематического направления (проблемного поля) в рамках имеющихся в центре дополнительного образования – это могут быть направления по реализуемым программам дополнительного образования технической направленности (по робототехнике, электронике, инженерному или графическому дизайну, программированию и пр.)  либо межпредметным, интегративным темам. 

При этом ТПГ не привязана к работе в одной мастерской/лаборатории – участники используют все имеющееся технологическое оборудование, привлекают консультантов, наставников по мере необходимости решения тех или иных задач проектной и иной деятельности («принцип свободного использования ресурсов»).

При этом творческая проектная группа может время от времени объединяться или обмениваться опытом с другими ТПГ или заявлять дискуссионную проблему, дилемму на обсуждение; менять научных консультантов; привлекать других наставников; в крайнем случае – завершить свою работу в этом составе и стать участниками других творческих проектных групп.

Важным в работе проектной группы является распределение ролевых функций. Практика организации таких групп показывает, что при организации проектной работы учащихся имеет смысл опираться на известную типологию ролей в команде по Мередиту Белбину, который в процессе экспериментальных исследований выделил 9 основных ролевых функций — реализатора, координатора, творца, генератора идей, исследователя, эксперта, дипломата, исполнителя и специалиста.

Важным условием работы в творческой проектной группе (группах) является возможность примерить на себя разные командные роли и в процессе этого развивать у себя навыки деловых коммуникаций и работы в команде.

Для этого в процессе работы наставник и/или координатор творческой проектной группы должен создавать соответствующие условия, передавая ролевые функции от учащегося к учащемуся либо задавая одну роль для всех участников проектной деятельности (например, в процессе генерирования идей, проведения эксперимента и пр.).

Приведем краткую характеристику командных ролей.

Реализаторам присущи практический здравый смысл и хорошее чувство самоконтроля и дисциплины. Они любят тяжелую работу и преодоление проблем в системном режиме. В большей степени реализаторы являются типичными личностями, чья верность и интерес совпадают с ценностями Компании. Они менее сконцентрированы на преследовании собственных интересов. Тем не менее, им может не хватать спонтанности, и они могут проявлять жесткость и непреклонность.

Отличительной чертой Координаторов является способность  заставлять других работать над распределенными целями. Зрелый, опытный, уверенный Координатор охотно раздает поручения. В межличностных отношениях они быстро раскрывают индивидуальные наклонности и таланты и мудро их используют для достижения целей команды. Они не обязательно самые умные члены команды, это люди с большим кругозором и опытом, пользующиеся общим уважением команды.

Творцы – люди с высоким уровнем мотивации, неисчерпаемой энергией и великой жаждой достижений. Обычно это ярко выраженные экстраверты, обладающие сильной напористостью. Им нравится вести других и подталкивать к действиям. Если возникают препятствия, они быстро находят обходные пути. Своевольные и упрямые, уверенные и напористые, они имеют склонность эмоционально отвечать на любую форму разочарования или крушения планов. Целеустремленные, любящие поспорить. Но им часто не хватает простого человеческого понимания. Их роль самая конкурентная в команде.

Генераторы идей являются инноваторами и изобретателями, могут быть очень креативными. Они сеют зерно и идеи, из которых прорастают большинство разработок и проектов. Обычно они предпочитают работать самостоятельно, отделившись от других членов команды, используя свое воображение и часто следуя нетрадиционным путем. Имеют склонность быть интравертами, сильно реагируют как на критику, так и на похвалу. Часто их идеи имеют радикальный характер, и им не хватает практических усилий.

Они независимы, умны и оригинальны, но могут быть слабыми в общении с людьми другого уровня или направления.

Исследователи – часто энтузиасты и яркие экстраверты. Они умеют общаться с людьми в компании и за ее пределами. Они рождены для ведения переговоров, исследования новых возможностей и налаживания контактов. Хотя и не являясь генераторами гениальных идей, они очень легко подхватывают идеи других и развивают их. Они очень легко распознают, что есть в наличии и что еще можно сделать. Их обычно очень тепло принимают в команде благодаря их открытой натуре. Они всегда открыты и любознательны, готовы найти возможности во всем новом. Но если они не стимулируются другими, их энтузиазм быстро снижается.

Эксперты очень серьезные и предусмотрительные люди с врожденным иммунитетом против чрезмерного энтузиазма. Медлительны в принятии решения, предпочитают хорошо все обдумать. Они способны критически мыслить. Они умеют быть проницательными в суждениях, принимая во внимание все факторы. Экспертизе необходимо учиться также, как и другим видам деятельности.

Дипломаты — это люди, пользующиеся наибольшей поддержкой команды. Они очень вежливы, обходительны и общительны. Они умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям. Дипломаты очень тактичны и восприимчивы. Они умеют слушать других и сопереживать, очень популярны в команде. В работе они полагаются на чувствительность, но могут столкнуться с трудностью при принятии решений в срочных и неотложных ситуациях.

Исполнители обладают огромной способностью доводить дело до завершения и обращать внимание на детали. Они никогда не начинают то, что не могут довести до конца. Они мотивируются внутренним беспокойством, хотя часто внешне выглядят спокойными и невозмутимыми.

Представители этого типа часто являются интравертами. Им обычно не требуется стимулирование извне или побуждения. Они не терпят случайностей. Не склонны к делегированию, предпочитают выполнять задания самостоятельно.

Специалисты всегда гордятся приобретенными техническими навыками и умениями в узкой области. Проявляя профессионализм в одной области, они редко интересуются другими. Возможно, они станут экспертами, следуя своим стандартам и работая над узким кругом специфических проблем.

Все инструменты наставничества можно разделить на три основные группы:

  1. Универсальные методы и инструменты наставничества, которые могут применяться в разных формах взаимодействия наставника с наставляемыми и решать разнообразные задачи наставнической практики. К ним относятся беседы, консультации, советы, обсуждение проблем и решений, рекомендации, совместная деятельность по решению каких-либо практических задач (например, составления плана работы, выбор темы или программы обучения, совместные тренинги и пр.).
  2. Групповые методы наставничества, которые применяются исключительно в процессе взаимодействия с постоянными или временными группами обучающихся. К групповым можно отнести организацию и проведение совместных мероприятий, подготовка к конкурсам или соревнованиям, ролевые или организационно-деятельностные игры, групповая работа над проектом, экскурсия на предприятие или в специализированную лабораторию, презентация результатов работы в группе с последующей рефлексией и пр.
  3. Индивидуальные методы и инструменты наставничества, направленные на поддержку и развитие обучающегося (наставляемого), его личностных и профессиональных качеств, поддержку интереса и мотивации, создание условий для выбора программ обучения, конкурсов и соревнований, профессионального самоопределения. В данном случае используется спектр индивидуальных методов работы: обсуждение, советы, личный пример, организация внешних консультаций, составление планов, обсуждение карт развития, использование разных каналов коммуникаций и межличностных форм взаимодействия.

Отдельной группой инструментов наставничества являются цифровые инструменты и технологии, которые в современных условиях позволяют использовать разнообразные цифровые инструменты и сервисы для организации и поддержки наставнической практики, организации проектной деятельности, использования разных каналов коммуникации, планирования и мониторинга сроков выполнения поставленных задач и пр. Для этого используются совместные документы и доски, календари, таблицы, чаты и другие инструменты индивидуальной и групповой работы, позволяющие синхронизировать онлайн и оффлайн формы взаимодействия, совмещать решение учебных и наставнических задач, поддерживать общие цели и задачи.

         Выбор конкретных методов, технологий и инструментов наставничества осуществляется в зависимости от:

а) форм взаимодействия (описанных ниже);

б) особенностей обучающихся и их потребностей (образовательных, развивающих, профессионально ориентированных и пр.);

в) согласованных результатов и средств их достижения между наставником и наставляемыми.

В процессе наставничества выделяются несколько форм взаимодействия наставника с наставляемыми, которые определяют выбор технологий, методов и инструментов взаимодействия:

«Наставник – группа обучающихся» – когда педагог-наставник работает с группой обучающихся в условиях реализации программы дополнительного образования – соответственно основные методы и технологии связаны с учебным процессом и реализацией группового (командного) взаимодействия (упражнения, тренинги, работа в команде, конкретные и ролевые ситуации, решение проектных и практических задач и пр.);

«Наставник – творческая проектная группа» – когда наставник начинает работать с учащимися, свободно объединяющимися творческими проектными группами, деятельность которых сразу направлена на реализацию конкретной идеи, проекта. Соответственно выбираются методы и технологии, позволяющие организовать активную проектную  и исследовательскую деятельность обучающихся, учитывающую разновозрастной состав и интересы детей (обсуждение идей, разные формы коммуникации, методы инициации творческого и проектного мышления, работы в микрогруппах, презентацию и защиту идей, консультации с другими наставниками и научными руководителями проектов и пр.).

«Наставник – обучающийся (наставляемый)» – когда наставник тесно взаимодействует с конкретным обучающимся для достижения разных образовательных задач при подготовке к конкретному конкурсу или соревнованию, при руководстве индивидуальным проектом или исследовательской работой, с целью развития определенных качеств личности, достижения конкретных образовательных результатов (выходящих за рамки программы) и пр. – в таких случаях используется традиционный набор наставнических методов и практик (консультации, беседы, методы поддержания мотивации, планирование программы наставничества, обсуждение достигнутых результатов и возникающих проблем, личный пример и пр.)

«Студент (старший обучающийся) – обучающийся» – когда более опытный в тех или иных вопросах учебного процесса, организации проектной деятельности, участия в конкурсах ученик становится наставником для менее опытного, и как правило, более младшего обучающегося. В этом случае происходит помощь при коммуникации, поиске и использовании ресурсов, передаче более развитых компетенций метапредметного и личностного характера – соответственно в этом случае используются методы поддержки и мотивации, а также коммуникативные приемы взаимодействия, совместная деятельность, демонстрация опыта, самопрезентация и пр.

     Наставнические практики реализуются в процессе совместной деятельности в творческих проектных группах при следующих условиях:

  • в работе каждой ТПГ группе участвуют два или более наставника, в роли которых могут выступать педагоги организации дополнительного образования, студенты, более старшие (опытные) обучающиеся, внешние эксперты-наставники;
  • один из наставников должен выполнять роль Координатора (модератора) творческой проектной группы для фиксации результатов работы, планирования и реализации процессов работы, включения ТПГ в общий план деятельности образовательной организации;
  • кроме групповой работы наставников с наставляемыми в рамках решения общих проектных задач, в каждой ТПГ должны формироваться индивидуальные планы (программы) наставничества для решения задач общего развития личности обучающихся;
  • каждый наставляемый самостоятельно (совместно с наставником) определяет зоны своего личностного развития на определённый период времени (желательно чтобы этот период времени совпадал с временем реализации текущего проекта) и закрепляет их в плане (программе) наставничества;
  • в работе ТПГ и в работе «наставник-наставляемый» должны быть выделены время и «точки отсчета» для фиксации результатов совместного взаимодействия.

Итогом совместной деятельности творческой проектной группы является разработанный и реализованный проект, представленный к публичной защите командой исполнителей.

Творческие проектные группы в системе детско-юношеского наставничества могут стать одной из эффективных форм организации воспитания, передачи опыта проектной, исследовательской и инженерно-технологической деятельностей, формирования системы ценностей труда и профессий настоящего и будущего…

Литература.

  1. Базарнова Н.Д., Игнатьева Е.В. Наставничество в современной школе: миф или реальность // Вестник Минского университета. 2018. №6. С. 93-101.
  2. Восторгова Е.В., Васильева А.Е., Махотин Д.А., Михайлов В.В., Смирнова Д.С., Черников В.В. Модель и технологии организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка // Интерактивное образование. 2017. № 3. С. 18-25.
  3. Комарова Д.С., Восторгова Е.В., Комаров Р.В. Неформальные ресурсы формального образования / В сборнике: UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2019. С. 69-76.
  4. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2 (115). С. 301-305.
  5. Махотин Д.А. Методологические проблемы предметной области «Технология» // Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 2-7.
  6. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 23 января 2020 г. №МР-42/02).
  7. Осипенко Л.Е., Кожевникова В.В., Лесин С.М., Махотин Д.А. Пропедевтическое обучение одаренных детей практикам будущего // Вестник РМАТ. 2020. № 1. С. 72-78.
  8. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: методические рекомендации. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 60 с. 
Поделиться:

Добавить комментарий