Мачехина Ольга Николаевна,кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Всероссийский конкурс медиапроектов «Страна Читалия».
Итоговое собеседование, которое предстоит проходить обучающимся 9 класса для того, чтобы получить допуск к государственной итоговой аттестации за курс основной школы, предполагает владение умениями монологической речи. В современной лингводидактике принято считать, что «монологическая речь – это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли, прежде всего, интонацией. [2]. Хорошо развитая монологическая речь представлена уверенным владением такими умениями как:
- умение пересказать текст;
- умение сделать описание;
- умение сделать сообщение на заданную тему;
- умение составить рассказ;
- умение логически последовательно раскрыть заданную тему;
- умение обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения речевых упражнений, которые, как правило, являются составляющими методик и технологий.
Для успешной подготовки к итоговому собеседованию педагоги могут использовать как традиционные методики, так и современные образовательные технологии, некоторые из которых связаны с достижениями цифровой дидактики. Следует остановиться подробно на рассмотрении этой науки об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Основными методами обучения в цифровой дидактике можно назвать программированный, который представляет особый вид самостоятельной работы над специально отобранным и построенным в определённом порядке учебным материалом. Модельный метод предполагает предоставление учащимся возможности самостоятельного творческого поиска с использованием компьютера и компьютерных гаджетов.
Ярким достижением современной дидактики именно в
условиях цифрового образования можно считать дидактическую инженерию.
Это серия шагов по анализу, разработке и конструированию обучающих продуктов и
их использованию в образовательном процессе в целях получения ожидаемых
результатов обучения [5]. Дидактическая инженерия, будучи довольно новым и не
очень хорошо известным педагогам явлением в педагогической науке и практике,
непосредственно связана с более известными и уже привычными компетенциями. Важными
цифровыми компетенциями современного учителя являются умение формировать
мотивацию учащихся к интеллектуально-творческой деятельности с использованием
цифровых технологий и реализацию воспитательных аспектов педагогической деятельности
с использованием электронных ресурсов, а также организация проектной
деятельности учащихся с использованием цифровых технологий [6].
К одной из технологий проектной деятельности относится технология медиапроектирования. Медиапроектом принято называть любой проект в сфере медиабизнеса, рекламы и информационных коммуникаций, медиаобразования, имеющий определенную цель и аудиторию для воздействия, ожидаемые создателями результаты, в том числе, доходы по итогам реализации. Технология создания медиапроектов имеет продукт, который называется буктрейлер (от англ. booktrailer – досл. «тянущий книгу»). Буктрейлер — видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов — пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств. Учитывая преобладающий экранный тип восприятия информации у современных детей и подростков, можно с известной долей уверенности сказать о том, что использование специально разработанных цифровых образовательных технологий способствует установлению позитивной межпоколенной коммуникации и достижению образовательных целей.
…..
Полный текст статьи опубликован в журнале «Интерактивное образование». 2019. №2. С. 2-4.
С Конкурсом «Страна Читалия» и его победителями в 2019 году можно познакомиться по ссылке.