Концепция электронных учебных материалов (видеоуроков) в условиях развития цифровой образовательной среды

Поделиться:

В статье рассмотрена концепция электронных учебных материалов (видеоуроков) для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды, раскрывающая разработку единых требований к содержательному наполнению и технической реализации электронных учебных материалов (видеоуроков) по общеобразовательным предметам.

Владимир Иванович Шулов, эксперт Союза «Профессионалы в сфере  образовательных инноваций»

Ускоренное внедрение цифровых технологий в социальную сферу, в том числе в образование, является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [1].

Неотъемлемым элементом цифровой образовательной среды являются электронные обучающие материалы (видеоуроки), создание которых – один из ожидаемых результатов реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования» [2].

На современном этапе содержание электронных обучающих материалов, в частности видеоуроков, является проблемной зоной. В сети Интернет содержится достаточно большая база видеоуроков, но единых требований к содержанию и обеспечению соответствия этих уроков требованиям ФГОС, ПООП, предметным концепциям, а также особенностям физического, психического и психологического развития ребенка сегодня не существует [3,4].

Необходимость разработки концепции учебных материалов (видеоуроков) обусловлена отсутствием единых требований к разработке и созданию видеоуроков, низким уровнем развития специальных компетентностей по отбору содержания, разработки дизайна, учета психолого-физиологических особенностей, обучающихся и педагогов, созданием некачественных видеоуроков (как педагогического продукта и средства обучения), которые могут являться причиной снижения качества обучения.
Изучив и проанализировав все аспекты современной образовательной среды, была разработана концепция учебных материалов (видеоуроков) для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования.
Основной целью создания концепции являлась выработка единых требований к содержательному наполнению и технической реализации учебных материалов (видеоуроков) по общеобразовательным предметам.

Концепция содержит: требования к содержательному наполнению учебных материалов, продолжительности занятий; структуру, форматы, алгоритм разработки; требования к техническим средствам; технологические решения.

Концепция включает комплекс подходов к созданию учебных материалов (видеоуроков), состоящий из таких подходов, как системный, компетентностный, герменевтический, технологический, личностно ориентированный, интерактивный (рис. 1).

При создании любого видеоурока определена необходимость придерживаться его основной структуры и этапов. Предлагается примерная структура видеоурока, содержащая:

  • вступительную часть (сообщение темы урока);
  • основную часть (подробное объяснение-изложение, сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией различных картинок, фотографий, таблиц и схем);
  • заключительную часть (подводится итог, обращается внимание на главные моменты видеоурока).

При создании учебных материалов важным аспектом является формат записи видеоурока, который зависит от целей, тематики, наличия навыков и необходимых ресурсов. Формат видеоурока определяется применяемыми компонентами [3,5], такими как:
• видеозапись людей (преподаватель, ученики, специалисты предметной области);
• графика (анимированные картинки, компьютерная графика, слайды); голос (закадровые голосовые комментарии);
• элементы интерактива (возможность выполнять действия во время просмотра видеоурока).

Целесообразно при создании учебных материалов (видеоуроков) использовать такие разновидности форматов записи видеоуроков, как:

  • видеозапись реального занятия с участниками,
  • видеозапись лекции на камеру без группы,
  • видеозапись с использованием методов хромакея,
  • «говорящая голова»,
  • анимационный видеокурс,
  • интерактивные слайды,
  • видеоуроки по работе в компьютерных программах,
  • интерактивные видеоуроки,
  • съемки с привлечением актеров.

В концепции представлен алгоритм разработки видеоурока, который состоит из 7 основных этапов: определение темы, составление сценария, определение методических приемов, подбор учебных материалов, подбор элементов визуализации учебных материалов, хронометраж видеоурока, запись.

Созданный в данной концепции алгоритм разработки видеоурока в значительной мере облегчит работу по разработке видеоуроков за счет четкой структурированности последовательных действий.

Для создания учебных материалов (видеоуроков) были выделены следующие технологические решения с применением личностно ориентированного, интерактивного и технологического подходов: использование мультимедийных технологий, технологии видеоскрайбинга, отечественного конструктора интерактивных уроков Сore, программного средства Camtasia Studio.
Также рекомендуется использование современных технологических решений и подходов к созданию учебных материалов нового поколения для образования, принципов конструирования их интерактивных версий.

Рассмотрим каждое технологическое решение более детально.
1. Использование мультимедийных технологий позволяет эффективно комбинировать различные виды информации в одном ресурсе: изображения, звук, видео, анимацию [3,5]. Технологическое решение, использующее мультимедийные технологии, имеет следующие достоинства: мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения; образовательные средства мультимедиа пробуждают у учащихся азарт к обучению и любопытство, а также помогают формировать образы и модели; наличие интерактивности мультимедийных приложений. Мультимедийные технологии находят своё применение в различных областях, включая искусство, образование, технику, медицину, математику, научные исследования и т. п.

2. Использование технологии видеоскрайбинга позволяет создавать анимационные видеоролики, имеющие очень характерную особенность: рисованное изображение появляется прямо на глазах зрителя. Видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее, сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей. Данная технология способствует привлечению внимания учащихся и удержанию его на протяжении длительного времени. Отличие видеоскрайбов от учебных фильмов прежде всего заключается в значительном уменьшении трудоемкости и сложности их создания. Широко используются специальные программы и сервисы, облегчающие создание и манипуляции с изображением. Основными сферами применения данного технологического решения являются обучение и создание презентаций любой тематики.

3. Отечественный конструктор интерактивных уроков Сore используется для конструирования образовательных материалов, проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. В данном конструкторе для работы доступны несколько типов контента: текст, инструкция, видео, изображение, упражнение (LearningApps), документ, опрос, тест, открытый вопрос, классификация, вопрос с автопроверкой, «заполни пробелы». При использовании данного конструктора учитель может получать оперативную статистику о работе учеников, а также может посмотреть результаты обучения как по всему классу, так и по каждому ученику в отдельности. Данное технологическое решение в большей степени применимо к сфере образования любых уровней (учителей всех предметов и областей преподавания).

4. Создание учебного видео с помощью программного средства Camtasia Studio позволяет осуществлять запись видеоизображения с экрана монитора, редактировать видео, создавать встроенные интерактивные опросы и викторины. При разработке видеоурока с применением интерактивной технологии используются три составляющие учебного видео: визуальная (визуальный образ лектора, взгляд лектора, наглядные презентации, анимация), аудиальная (звуковое сопровождение), невербальная (пантомимика, мимика, жесты) и вербальная (человеческая речь).

Использование современных технологических решений и подходов к созданию учебных материалов нового поколения для образования позволяет интегрировать учебную информацию, дидактические инновации, новые информационные технологии. Центральное место в структуре нового учебника занимают технологии обучения, представляемые в компьютерной интерактивной форме. Новая модель создана для решения проблем модернизации системы образования. В первой структурной части модели дается краткое изложение учебного материала (параграфы учебника), во второй – дидактические блоки, с помощью которых обучающиеся изучают теорию, выполняют эксперименты, повторяют, решают задачи и т. д.

Конструирование электронных учебных материалов нового поколения на основе технологий инновационной компьютерной дидактики базируется на следующих принципах:
• максимальной интерактивности,
• ведущей роли научных знаний,
• методической инверсии и итерации,
• коммуникативности,
• обратной связи с профессиональным сообществом,
• прозрачности гипертекстовой навигации,
• открытой образовательной системы,
• динамичного развития.

Таким образом, благодаря реализации указанных выше подходов, локальные технологии выполняют функции аккумуляторов содержания образования и организаторов процесса его активного освоения посредством традиционных и новых информационных технологий.

Данное технологическое решение может массово использоваться при создании циклов интерактивных материалов (видеоуроков) для преподавания учебных предметов (предметных областей), так как способствует глубокому изучению и проработке отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решению частных дидактических и воспитательных задач.

Использование представленной концепции электронных учебных материалов (видеоуроков) для общеобразовательных предметов в условиях развития современной цифровой образовательной среды будет способствовать повышению уровня создания видеоуроков за счет соответствия единым требованиям к содержанию и обеспечения соответствия этих уроков требованиям ФГОС, Примерным программам общего образования, предметным концепциям, а также особенностям физического, психического и психологического развития ребенка.

Литература и электронные источники
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (Дата обращения: 15.08.2019)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (Дата обращения: 15.08.2019)
3. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: http://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/ (Дата обращения: 15.08.2019)
4. Дидковская Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 29–36. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (Дата обращения: 15.08.2019)
5. Омуралиева М.Н., Кусеинова М.Д. Видеоурок — элемент технологии образования // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова. 2016. №3. С. 65-67.

Поделиться: