Организационно-деятельностные аспекты взаимодействия учителя и учащихся в цифровой действительности

Поделиться:

Статья раскрывает организационно-деятельностей аспекты взаимодействия учителя и учащихся, возникающих в новой цифровой реальности. Уделяется внимание таким аспектам, как управление и дизайн, осмысление и оценку действий учителя и учащихся. Автор считает, что в сложившейся цифровой среде учащимся необходимо оказать помощь в моделировании образовательного продвижения, в выборе и оценке методов динамичного и мобильного получения значимого для них (онлайн и офлайн) образования, в реализации активных познавательных действий.

Анатолий Витальевич Баранников, д-р пед. наук, профессор, член-корр. РАО

Появление новых знаний в нейробиологии о характере обучения в сочетании с расширением возможностей электронного образования и информационно-мобильных технологий приводят к необходимости преобразования даже самой фундаментального компонента образования – взаимодействия учителя и ученика.

Более того, огромные социально-образовательные (экономические и культурные) изменения, такие как растущее разнообразие и мобильность населения, открывают перед школами (учителями) новые и постоянно меняющиеся обстоятельства. В результате характеристики, которые еще совсем недавно определяли успешные системы образования, вряд ли будут такими же успешными даже уже в близком будущем.

Сегодня важно дать рекомендации по учебно-организационной работе, которая обеспечивает:  

  • освоение процессов получения образования в разных формах и форматах;
  • понимание концепций и закономерностей окружающей действительности (и способности их интерпретировать);
  • освоение умений активно и с пониманием действовать в различных (жизненных и профессиональных) ситуациях в условиях цифровой действительности;
  • овладение мастерством применять приобретенные знания (умения), компетенции.

Современные образовательные тенденции с опорой на цифровые приоритеты,

на информационные мобильные технологии и беспроводные устройства предполагают в школе:

  1. распределенное и разноспособное обучение без границ как ресурс и средство многонаправленного устойчивого развития;
  2. распределенную и разнородную структуру научения для визуализации обучающего контента и наличие умений переносить знания из одной программной сферы в другую;
  3. организацию и применение формально-неформального школьного обучения в информационных (социально-образовательных) сетях;
  4. электронные (онлайн и офлайн) базы данных и их влияние на общеобразовательные организации;
  5. появление смешанного (офлайн и онлайн, школьного и внешкольного, организованного и спонтанного, персонального и коллективного, автономного и регулируемого учителем) обучения и управления самостоятельностью на основе построения социально-культурных и образовательных ориентиров для осуществления разнообразной школьной деятельности;
  6. вопросы введения мобильных информационно-образовательных технологий и беспроводных устройств в активную школьную практику;
  7. будущие тенденции формирования смешанных (гибридных) учебных планов и программ открытого (формального, неформального, информального) обучении и их реализация в структуре получения школьного образования в цифровой действительности;
  8. применение на основе разных форм взаимодействия в школьной практике учебной работы в классе и информационно-мобильных технологий, беспроводных устройств и интернет-инструментов; 
  9. опережающие (перспективные) рекомендации по осуществлению распределенного обучения и электронных (онлайн, офлайн) баз данных, образовательных и информационно-сетевых источников как ресурсов устойчивого (трансформационного) научения.

В настоящее время существует множество примеров использования стационарных и мобильных информационных технологии распределенного обучения в образовательной сфере.

Во-первых, обучающиеся разных уровней начали переходить на программы, которые опираются на цифровые инструменты (действительность), используют дистанционное обучение (включают разную степень его задействования). Больше нет необходимости, чтобы учащиеся имели географическую близость (привязанность) к учебной организации для получения разнообразного образования и комплексного оценивания с рекомендациями.

Эта тенденция к онлайн-классам и возможностям получения образования даже стала настолько распространенной, что есть образовательные организации, которые состоят только из онлайн-классов, что позволяет учителю организовать, а учащемуся пройти полный курс обучения посредством дистанционного обучения.

Во-вторых, использование дистанционного обучения не ограничивается условиями дополнительного образования, но также с появлением веб-конференций и семинаров, дискуссионных форумов встречается на школьном, районном и государственном уровнях как для профессионального развития учителей, так и в учебно-познавательной деятельности учащихся.

Кроме того, интернет-технологии позволяют учителям и школьникам формировать собственные учебные сообщества, которые не ограничиваются местным школьным или районным сайтом. Например, учителя и учащиеся как внутри своих сообществ, так и между собой могут использовать вики или систему доставки контента для общения и обмена информацией с учителями и учащимися в других школах, при чем не только в пределах своего местного школьного округа, но и за его пределами.

В-третьих, еще более увлекательным является выстраивание системы многостороннего смешанного социально-образовательного взаимодействия, в котором учителя и учащиеся могут не только получать информацию и обучающие рекомендации от центральных методических служб, (районных, региональных или федеральных).

Учителя и учащиеся могут совместно с другими школами, научно-образовательными и социально-культурными организациями создавать центры взаимодействия и сетевые образовательные (взаимообучающие) отношения, разрабатывать обучающий контент и выстраивать организационно-учебные процессы, делиться полезной информацией, мнениями, наработками и подходами к научению с коллегами.

Это приводит к ситуациям взаимного обучения и наставничества, которые являются частью более широкого неформального повышения квалификации учебного сообщества.

В-четвертых, при организации сообщества онлайнового (офлайнового) обучения, выстраивании его дизайна допускается множество дискуссий и социализаций, которые придерживаются принципа конструктивистского научения, при котором участники образовательных процессов эффективно встраивают (перерабатывают) информацию и сведения в способы и приемы организационно-учебной работы, испытывают и определяют практическую значимость предлагаемых (приобретенных) знаний (умений), компетенций в социально-культурных и экономических контекстах.

Основные пути задействования технологий в процесс научения можно разделить на три основные области:

  • интеграция современных цифровых (информационно-мобильных) технологий в существующие теории (формы и методы) обучения;
  • оценка эффективности применяемых информационных технологий в условиях открытого и распределенного образования без границ;
  • разработка рекомендаций успешной интеграции цифровых технологий в различные области обучающего контента, в организационную и учебную работу.

Например, мультимедийные проекты и исследования, моделирование и открытые технологические обучающие процессы могут применяться для преодоления существующих ограничений нагрузки учащегося в классе, которая может быть оптимизирована в рамках выстраивания смешанного распределенного и разноспособного обучения.

Эта модель состоит из четырех основных «прохождений» организационно-учебной работы: распознавание (ориентация что это и зачем это нужно), информационно-учебное взаимодействие и обучающее окружение, учебное поведение (учащегося и учителя) и планируемые (ожидаемые) результаты с позиции применения учащимся приобретаемых знаний и компетенций. 

Хорошо известно, что школьники в познавательном плане предпочитают интернет, телевидение и кино (в структуре онлайн), и все, что связано с современными информационно-мобильными технологиями, поэтому использование этих компонентов трансформирует характер и подходы, смысл и значение, методы и приемы обучения, делая акцент для учащихся на специфических для них социально-образовательных планах и ожиданиях ориентирах и перспективах.

Соответственно, встраивание в школьную учебную деятельность обучающих сайтов, ресурсов, веб уроков и толкования (интерпретации) сложных (комплексных) тем, понятий (концепций) специалистами и экспертами из разных областей знания помогает учащимся учиться и сохранять больше действенного образования и понимания как им пользоваться.

Это помогает реализовать имплицитное научение (введение обучения в жизненное пространство учащегося), изучение способов получения знаний и компетенций, смарт-обучение, мобильное образование и другие подходы.

Имплицитное образование (введение обучения в жизненное пространство учащегося). Учителю в структуре смешанного образования необходимо задействовать реальный мир в классном обучении, поскольку учащиеся не учатся жить и выстраивать продуктивную деятельность в классе. Они осваивают это в реальном мире, в каждодневной жизненной практике, поэтому концепция открытого образования без границ призывает в любой сфере школьной деятельности дать школьникам инструменты, с помощью которых они смогут выстраивать комфортное самостоятельное учение (индивидуально и в группе), с пользой для себя и окружающих людей в взаимосвязанном и взаимозависимом социуме.

Надо научить его думать о том, кто он, кем он может стать, какие для этого необходимы изменения и что ему нужно предпринять. В этой ситуации важен социальный статус, который играет большую роль в обучении, причем в качестве актива научения.

Он играет основополагающую роль в образовании небольшой или большой группы школьников, будь то образовательная деятельность для всех, определенной группы или отдельного учащегося. Другими словами, если это школьное (межшкольное) учебно-организационное сообщество придает значение образованию как социально-личностному приоритету, учителя и учащиеся в этом образовательном взаимодействии будут стремиться к его достижению (через социально-образовательную результативность), чтобы повысить свой статус в сообществе.

Изучение способов получения знаний и приобретение компетенций. По форме реализации урок можно отнести к стилю обучения. Чтобы сделать его оптимальным, надо изучать, как учащийся учится (приводит к пониманию значения, возможностей и ограничений различных подходов и методов научения). Это важно, потому что учителя «вынуждены» непрерывно изменять и адаптировать свой стиль обучающей деятельности, основываясь на успеваемости учащихся и их реакции, а также отталкиваясь от собственной реакции на учебные действия и поведение школьников. 

Соответственно, образовательное (социальное) сотрудничество между учителями и учащимися в условиях открытого и распределенного цифрового образования приобретает первостепенное значение, так как сочетание этих двух факторов с постоянными изменениями обучающего окружения означает, что учителя и учащиеся никогда не прекращают учить и учиться (сами, друг друга и друг у друга). 

То есть формируются комплексно-конструктивные формы работы, как еще одно процессуальное направление обучения, которое позволяет учащимся действовать одновременно и самостоятельно (автономно), и под руководством (в сопровождении) учителя. В такой ситуации, учащийся уже не боится (не смущается) по поводу учебных ошибок (неудач) ни в первый раз, ни даже во второй или третий раз, а учитель, используя это как элемент научения и развития, опираясь на процессы естественного познания, поддерживает (поощряет) учащихся учиться на совершенных образовательных ошибках (неудачах).

Такая концепция научения основана на идее, что учащимся для осознанного учения важно:

  • принимать активное участие в учебно-организационной работе и в формировании обучающего контента, знаний и компетенций;
  • выстроить приоритетные для них социально-образовательные взаимосвязи (персональные и командные), которые хотят установить и использовать в разных сферах жизнедеятельности;
  • создавать в образовательной деятельности свое собственное обучающее окружение (учебные контексты и пространство);
  • находится в соотнесенном с реальностью, интерактивном информационном и учебно-познавательном взаимодействии, которое они принимают и в котором могут и хотят участвовать.

Объединить разные ресурсы научения помогает смарт-обучение. Умное обучение предполагает учебно-организационную деятельность именно там, где учащиеся могут этим оптимально воспользоваться. В данном случае вместо того, чтобы капсулировать образовательные средства исключительно в стенах школы, учительскому сообществу, по мере необходимости, следует подключать информационно-мобильные технологии и «выводить» учащихся в условия естественного научения. 

Важно задействовать их в социально-учебных ситуациях, где они могут действенно помогать друг другу, делиться своими идеями и средствами с другими участниками и через это активизировать сложившиеся процессы научения, что естественным образом приводит к применению информационных технологий, учебно-методических средств и инструментов. Это обеспечивает актуальный образовательный отклик на постоянное появление нерегулируемых изменений, которые активно происходят и оказывают беспрецедентное влияние на всю образовательную систему.

Сегодня образование часто материализуется в форме электронных источников, курсов обучения и открытых сайтов, баз данных (в том числе Википедии), массовых онлайн-курсов и вебинаров, что является прямым агентом социально-образовательного воздействия и ориентирует учащихся учиться в интернет-пространстве. Но они не всегда располагают востребованными ресурсами для этого, причем независимо от того, высокий у них уровень знаний и понимания или они недостаточно компетентны для организации своего обучения в такой форме.

….

Продолжение в журнале «Интерактивное образование». 2000. №3-4. С. 11-26.

Поделиться:

Добавить комментарий