Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач

Поделиться:

В статье раскрывается понятие консорциума как одного из вида объединения между организациями разного уровня и типа. Делается акцент на специфику объединения научных, научно-образовательных и образовательных организаций в форме консорциума как одного из эффективных способов сетевого взаимодействия для достижения общих целей для всех участников. В статье указывается специфика и функциональное назначение научно-образовательного консорциума, приводится краткая характеристика его ключевых особенностей возможностей для решения масштабных задач и получения максимальной выгоды для всех участников независимо от вида и типа их экономической деятельности.

С.М. Лесин, Д.А. Махотин

Современная практика взаимодействия организаций высшего образования, научных организаций и организаций основного общего образования показывает, что одной из ее самых распространенных форм является объединение всех ресурсов для достижения общих целей и задач и максимальной академической прибыли [1]. Фактически, речь идет о различных формах сетевого взаимодействия, которое в отличие от классического варианта сетевой реализации образовательных и иных программ, решает более масштабные задачи и привлекает как свои внутренние, так и внешние ресурсы и партнеров.

Сегодня одной из такой форм организации сетевого взаимодействия разных юридических лиц становится консорциум.

Согласно определению Большого юридического словаря консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество) – это временное объединение (соглашение) самостоятельных предпринимательских структур для совместного размещения заказов, проведения производственных, кредитно-финансовых и маркетинговых операций крупного масштаба, осуществления глобальных проектов в промышленном строительстве, координации всей предпринимательской деятельности для получения выгодных заказов и их совместного исполнения. Оформляется консорциальным соглашением. Координация возлагается на лидера консорциума, обычно представляющего наиболее крупную или профильную по виду деятельности структуру. Лидер представляет интересы всех участников консорциума, действует в пределах предоставленных ему полномочий и получает за это соответствующие отчисления по результатам совместной деятельности [2].

Для лучшего понимания данного термина с точки зрения формы взаимодействия между образовательными и научными организациями необходимо уточнить, что консорциум – это временное или постоянное объединение без образования юридического лица, но весь процесс взаимодействия, роли и функции участников и другие регламенты устанавливаются посредством заключения соглашения. Консорциумы бывают разных видов, определяющих их специфику, например, если взаимодействие происходит между разными странами, то такой консорциум становиться международным.

Одной из ключевых особенностью консорциумов является то, что все участники взаимодействия не утрачивают своей финансово-хозяйственной самостоятельности, и где каждый участник осуществляет свою часть возложенных работ по совместному выполнению поставленных целей и задач в крупномасштабных проектах. По завершению выполнения общего проекта все полученные совместные результаты могут быть преобразованы в иную форму предпринимательской деятельности или просто прекратить свое существование.

Сам термин «консорциум» сформировался именно в зарубежной юридической практике. Например, Гражданский кодекс Франции 1804 года (так называемый «Кодекс Наполеона»), в титуле IХ «Об обществе» (в редакции по Закону от 4 января 1978 г. № 78-9 с изменениями по Закону от 5 января 1988 г.) в главе 3 «о простом товариществе» свидетельствует, что участники общества могут объединиться в некое общество без прав юридического лица и без его регистрации, которому присваивается название простого товарищества. Фактически, юридически определяется форма объединения, которая сегодня часто называется консорциумом [3].

Исторически сложилась общемировая практика создания подобных объединений и союзов. В частности, начало ХIХ — середина XX века в Англии и США существовала практика образования консорциумов банков и трестов (трастовых компаний). В то время выделялись постоянные консорциумы, специализирующиеся на определенных видах инвестиций (ценных бумаг одной страны), например группа «Ротшильд» (размещавшая займы австро-венгерского правительства), группа «Мендельсон» (размещавшая займы царского правительства). Наряду с консорциумами (договорными объединениями предприятий) в Англии и США активно образовывались концерны (холдинговые объединения). Примерами известных концернов с мировым именем служат: в США Концерн «Морган» с центральным органом – Банкирским домом «Дж. П. Морган и К»; в Англии Концерн «Ротшильд» с центральным органом – Банкирским домом «Ротшильд и сын»; в Бельгии Концерн «Сольве» во главе с Банкирским домом «Сольве и К» и другие [3].

В конце XIX — начале ХХ века консорциумы – это соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов, например, для строительства атомных реакторов. На этом этапе консорциумы приобретают еще одну особенность – совместное проведение научно-исследовательских работ. В качестве примера одного из современных консорциума, где сочетается разные отрасли промышленности и науки, может служить ИНТЕЛСАТ – Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него капитал и владеющие его акциями в количестве, пропорциональном их предполагаемому использованию системы [3].

Исторически мировой опыт и практика создания консорциумов показывает, что функции и особенности консорциумов сводятся к следующему [4].

  1. Выполнение всех договоренностей и обязательств в рамках единого соглашения, ради которого и организуется само объединение, то есть консорциум.
  2. В зависимости от целей соглашения определяется и вид самого консорциума (финансовый, промышленный, научно-образовательный и т.д.) в зависимости от ключевого вида деятельности.

Это позволяет понять сферу интересов взаимодействия участников объединения, их возможные преимущества и планируемые результаты, которые автоматически распространяются на всех членов консорциума [5].

Вид, тип и форма консорциума, определение четких целей формирует регламент особого взаимодействия внутри консорциума, что позволяет достичь поставленные цели и задачи. Данные регламенты могут служить спецификой конкретного консорциума и масштабироваться как опыт взаимодействия на другие сферы и области жизнедеятельности общества. По сути, это делает уникальным сам вид объединения в формате консорциума, равно как и позволяет развивать конкретную сферу промышленности, науки или образования.

Чаще всего консорциум создается для решения крупных целевых программ или проектов (научно-технических, строительных, научно-образовательных и др.), включая реализацию крупной государственной программы. Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу.

Внутри консорциума организуется четкое ролевое распределение и регламенты сетевого взаимодействия всех его участников. Следует учитывать, что участники консорциума представляют разные сферы деятельности, поэтому необходимо формировать четко и динамично работающую систему взаимодействия всех участников, построенную на принципах распределенной сети с определение уровня прав, ответственности и результативности. Задача, которая решается на этом этапе – это оптимальное сочетание всех наивысших уровней компетенций участников в своих областях при минимальном уровне издержек производства.

Чаще всего в консорциуме определяется лидер (это может быть человек, или, чаще всего, организация), который координирует всех участников, получая за эту функцию отчисления из общего дохода. Каждый участник должен четко понимать и представлять свою долю ответственности за общий результат или прибыль, так как в консорциуме ответственность носит консолидированный характер перед заказчиком.

В консорциуме нет ограничений на количество и размер вступившего в объединение участника. Степень самостоятельности не меняется у участника, который является членом консорциума, равно как и его воля по вступлению или выходу из него. Добровольность участия также не накладывает обязательство на участников находиться одновременно в одном или нескольких консорциумах.

Достаточно распространен опыт создания временных консорциумов не только для решения крупных задач, но и для возможности международного сотрудничества разных организаций особенно в рамках оказания различных услуг, в том числе научно-образовательных. Как только получен результат или выполнены все зачади, деятельность временного консорциума прекращается.

При длительном функционировании консорциум может быть преобразован в более сложную интегрированную макроструктуру, что позволит решать более сложные проектные задачи или сформировать некую точку роста для конкретной сферы деятельности.

Находясь в консорциуме, участники не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности. Форма интеграции компаний и организаций обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью, это позволяет эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Современной чертой формы интеграции различных организаций в виде консорциумов становится их интернационализация. Практически стало традиционным для современных консорциумов многонациональное представительство с четким распределением ролей и степени ответственности для получения максимальной прибыли или результата.

Для понимания существующей традиции формирования различных объединений особенно в образовательной и научной сферах в форме консорциумов необходимо учитывать исторически сложившейся подходы их формирования в мировой практике взаимодействия разных организаций. Главной особенностью такой практики может служить то, что универсальной модели консорциумов не существует, хотя многое является универсальным и повторяется, например, цель и задачи или назначение ресурсной интеграции организаций-участников.

Заслуживает особого внимания то, что, например, перспективной моделью городской практики научно-образовательного консорциума между образовательной организацией дополнительного образования и другими научными и научно-образовательными организациями города может быть модель проектной лаборатории. Она включает в себя содержание научно- и научно-образовательной деятельности, обладает необходимой материально-технической базой (оснащением в рамках конкретного направления), а также партнерские соглашения с крупными представителями промышленности, бизнеса и научной сферы, которые определяют свой запрос в виде практико-ориентированных задач, решаемых будущими потенциальными их сотрудниками. Взаимодействие становится взаимовыгодным, так как ресурсы распределены согласно возможностям участников консорциума, а результаты его деятельности четко обозначены в рамках общих задач.

В заключении можно выделить несколько характерных особенностей научно-образовательного консорциума, которые определяют его ключевое назначение по сравнению с другими видами объединений или формами сетевого взаимодействия.

Во-первых, это цель создания консорциума – объединение, интеграция и консолидация ресурсов для достижения результатов масштабных научно-образовательных или капиталоемких проектов (городских, национальных, международных), актуальных для всех его участников.

Во-вторых, само объединение организаций в форме консорциума должно быть подтверждено соглашением и при этом не требовать от его участников вступления в юридические отношения.

В-третьих, консорциум не обременяет его участников необходимостью создания дополнительных структур и ведения отдельного документооборота, а также содержания отдельного штата сотрудников.

В-четвертых, консорциум не влечет за собой потерю экономической (финансовой) и юридической самостоятельности его участников при интеграции всех необходимых ресурсов.

В-пятых, участники консорциума имеют равные права в рамках сетевого взаимодействия, включая возможность входить в другие объединения и ассоциации.

В-шестых, эффективной формой функционирования консорциума является избрание Совета и его председателя, который исполняет решения, принятые на общих собраниях Совета консорциума.

Ссылка на статью: Лесин С.М., Махотин Д.А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач // Интерактивное образование. 2020. №5-6. С. 31-34.

Поделиться: