Модель института детско-юношеского наставничества по работе с детьми в системе дополнительного образования – Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Модель института детско-юношеского наставничества по работе с детьми в системе дополнительного образования

Статья раскрывает инновационный педагогический опыт Центра проектного творчества «Страт-ПРО» Московского городского педагогического университета по разработке и реализации модели института детско-юношеского наставничества по работе с детьми в условиях дополнительного образования. Авторы делают акцент на описании новой роли педагога дополнительного образования как наставника проектной, исследовательской, изобретательской деятельности обучающихся.

Е. В. Восторгова, В. В. Круглов, В. В. Михайлов

Актуальность научно-практического осмысления проблемы формирования нового педагогического мышления, новой роли современного педагога-наставника обусловлена потребностями модернизации системы российского образования как важного фактора демократического и цивилизационного развития государства, общества, человека ХХ1 века.

Дополнительное образование – инновационное пространство государственно-общественного, открытого, непрерывного образования и общественного воспитания детей и подростков.

Дополнительное образование – производство образовательного продукта, сфера образовательных платных услуг.

Специфика дополнительного образования заключается в его миссии –государственного  заказа на дополнительное образование детей; социально-общественного заказа региона, области, города, села; запроса современной семьи; запросов и потребностей детей (индивидуальных, возрастных, групп одаренных детей, с ограниченными возможностями и т.д.).

Взаимодействие структур дополнительного образования с государственными организациями основного образования, общественными, культурными, экономическими объектами окружающего социума – его важнейшая специфическая его характеристика.

Специфика дополнительного образования проявляется в особой демократичной и гуманистичной организации педагогического процесса как сотворчества педагога и воспитанника в общей деятельности (практико-профессионально, социально ориентированной, творческой, коллективной и индивидуальной); в новой позиции ребенка (отличной от позиции ученика) и взрослого-педагога (отличного от позиции педагога-учителя школы).

Современная система дополнительного образования – это сочетание отечественных традиций внешкольной работы с детьми (государственных внешкольных учреждений, общественных организаций – пионерской, скаутской) с образовательными инновациями.

Система дополнительного образования детей представлена многообразно: учреждениями дополнительного образования детей (разных типов, статусов, образовательных профилей); блоками дополнительного образования в структурах основного и специального образования, детскими оздоровительными лагерями.

Эта система требует качественно нового профессионала, прежде всего, педагога-наставника, а следовательно, и современной его подготовки на разных уровнях профессионального образования.

Накопленный положительный опыт образовательной деятельности учреждений дополнительного образования и данные педагогических исследований позволяют дать обобщенную характеристику педагогу дополнительного образования как профессионалу, отвечающему современным требованиям к российскому образованию.

Педагог дополнительного образования – это воспитатель и организатор среды жизнедеятельности ребенка, детской общности. Педагог-воспитатель нового типа, вооруженный современными знаниями о детской общности как особом объекте его педагогической деятельности, – важнейший фактор и гарант эффективной реализации гуманистических и демократических идей новой системы образования.

Специфика личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования как наставника заключается в том, что именно с создания особой благоприятной, привлекательной и позитивной для воспитанников среды ему приходится начинать работу с детьми и постепенно вводить их в цели и содержание образовательной программы.

Педагогическая модель института детско-юношеского наставничества по работе с детьми в системе дополнительного образования отражает существующие подходы к реализации дополнительного образования детей и опыт деятельности Центра проектного творчества «Старт-ПРО» по организации проектной, исследовательской, изобретательской деятельности на основе наставнических практик.

Модель представляет собой система условий, ресурсов и процессов, определяющая специфику совместной деятельности наставников и наставляемых в целях создания условий для развития проектных и исследовательских навыков обучающихся, их личностного развития.

Модель представляет собой совокупность трех взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного и организационного (рис. 1).

Целевой блок направлен на создание условий для эффективной реализации потенциала детско-юношеского наставничества в системе дополнительного образования, а именно в отношении развития личности ребенка, а методом исследования – описательная модель и иные методы исследования (эксперимент, включенное наблюдение и т.п.).

Главная цель совместной деятельности в рамках такого института – развитие личности всех участников образовательного процесса благодаря реализации воспитательного и образовательного потенциалов совместной деятельности, а также особых отношений, возникающих в процессе этой деятельности.

В качестве основного направления реализации детско-юношеского наставничества позиционируется специальная психолого-педагогическая деятельность по подготовке подростков к работе со сверстниками в роли наставников, в рамках которой они обучаются основам эффективной коммуникации, принципам построения эффективной коллективно-распределенной деятельности. Важным воспитательным фактором в данной ситуации оказывается взаимодействие субъектов разного возраста, то есть создаются условия для так называемого «межвозрастного взаимодействия».

Содержательный блок раскрывает особенности педагогического межвозрастного взаимодействия педагогов, наставников, учащихся.

Реализация содержания наставничества строится на основе трех принципов:

— принципа конечной ответственности;

— принципа максимальной открытости и информированности;

— принципа опоры на ценности наставничества.

Суть принципа конечной ответственности заключается в стремлении построить работу в ходе наставничества так, чтобы каждый ребенок был вынужден сам сталкиваться с последствиями собственных действий или бездействий, исключая, безусловно, вопросы, связанные с безопасностью для жизни и здоровья.

Принцип максимальной открытости и информированности означает, что каждый субъект взаимодействия имеет доступ ко всей учебной и проектной информации, в условиях которой происходит организация проектной и изобретательской деятельности, и имеет право работать с этой информацией, влиять на ее обсуждении и изменение. На основе этого принципа формируются доверительные взаимоотношения между всеми участниками группы, а также между каждой парой «наставник-наставляемый».

Принцип опоры на ценности направлен на формирование ценностей группы с опорой на гуманистические, педагогические ценности, которые достигаются путем регулярных публичных обсуждений, в которых та или иная ценность является результатом глубокой рефлексии и, как правило, результатом осмысления тех или иных практических ситуаций, в которых сообщество при помощи педагога-модератора сумело осознанно прийти к необходимости наличия той или иной ценности.

Особое внимание уделяется каналам взаимодействия и отсутствию коммуникативных преград между обучающимися и их наставниками. Система детско-юношеского наставничества предполагает стирание каких-либо межличностных барьеров в процессе совместной деятельности, будь то дети с ограниченными возможностями здоровья, из двуязычных (билингвы) или неблагополучных семей, различных конфессий и культурных традиций, одаренные дети.

Организационный блок модели предполагает организацию проектно-изобретательской деятельности в рамках программ, реализуемых в профильных лабораториях (как пример, лаборатории кибернетики и электроники, лаборатории естественных наук и биотехнологий, лаборатории цифровых медиа, лаборатории прикладных и инженерных наук и пр., отражающих направления дополнительного образования и соответствующее материально-техническое оснащение).

При этом организационно модель наставничества будет работать в условиях открытой проектной и изобретательской среды, которая представлена проектными творческими группами. Создание творческих проектных групп, развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, распределение полномочий являются обязательными условиями эффективной организации взаимодействия ребят в центре инженерно-технического творчества детей и молодёжи.

…..

Продолжение в журнале «Интерактивное образование». 2020. №5-6. С. 13-17.

Related Posts