Татьяна Олеговна Пучковская, канд. пед. наук, Минский городской институт развития образования
В статье приводятся результаты анкетирования педагогов по изучению их отношения педагогов к цифровой трансформации образования, самооценке уровня развития цифровой компетентности педагогов и выявление их потребностей в методической поддержке в области профессионально-ориентированного применения ИКТ и цифровых технологий. Обозначены основные направления повышения квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации образования.
В настоящее время цифровая трансформация носит глобальный, всеохватывающий характер, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Образование в данном случае не исключение.
Все увеличивающееся использование информационных технологий в процессе обучения, внедрение дистанционного и открытого образования требуют от преподавателей новых компетенций. Европейской комиссией разработаны критерии цифровой компетентности педагогов (DigCompEdu) [1], объединенные в шесть тематических областей: «Профессионализм», «Цифровые ресурсы», «Обучение», «Оценка», «Расширение прав и возможностей обучающихся», «Развитие цифровой компетенции обучающихся».
В ГУО «Минский городской институт развития образования» проводилось анкетирование педагогических работников учреждений образования г. Минска, направленное на изучение отношения педагогов к цифровой трансформации образования, самооценку уровня развития цифровой компетентности педагогов и выявление их потребностей в методической поддержке в области профессионально-ориентированного применения ИКТ и цифровых технологий.
По данным анкетирования 64% педагогических работников видят положительную перспективу в цифровой трансформации образования, но при этом указывают на возможные затруднения, связанные с отсутствием необходимых материально-технических условий, неразработанностью нормативной базы, отношением родителей и законных представителей учащихся к данному процессу.
На основе самооценки было выявлено, что в области «Профессионализм» 55% педагогов считают свой уровень цифровых компетенций достаточным, 36% – низким, 9% – высоким. Более половины (51%) респондентов указали, что активно используют модифицированные цифровые ресурсы в образовательном процессе, осуществляют оценку и отбор имеющихся цифровых ресурсов для обучения и иногда разрабатывают собственные. При этом многие отметили недостаточное качество отечественных цифровых ресурсов для их непосредственного использования и сложность в освоении инструментальных сред для разработки собственных ресурсов.
В отношении компетенции по кластеру «Обучение» около 34% педагогов отметили у себя достаточный уровень, 17% – высокий, 49% – низкий. Указывали на трудности планирования использования информационных ресурсов для улучшения процесса обучения в рамках классно-урочной системы, сложность в организации проектного обучения для улучшения индивидуального и коллективного взаимодействия, для поддержки процесса самообразования. В области «Оценка» педагоги оценивают свои цифровые компетенции более позитивно. Более 60% респондентов используют тестовые технологии для осуществления оценочной деятельности.
Четверть респондентов (25%) имеют высокий уровень цифровой компетентности в области «Расширение прав и возможностей обучающихся», при этом считают наиболее эффективной формой обеспечения активного и творческого взаимодействия использование облачных технологий (облачных хранилищ типа OneDrive, Google Диск, Яндекс Диск, Облако Mail.ru и др.).
Наименее развитой, с точки зрения самих опрошенных, у них является компетенция в области «Развитие цифровой компетенции обучающихся» (67% – низкий уровень). По мнению педагогов, развитие информационной и сетевой грамотности учащихся для поиска информации и ее интерпретации, цифровых коммуникаций и взаимодействия, создания цифрового контента в различных форматах, ответственного использования, не входит в их функциональные обязанности. Они понимают важность данного направления, однако в сложившейся образовательной практике не представляется полноценной возможности для реализации цифровой компетенции этого кластера.
Анкетирование показало, что педагогические работники наиболее заинтересованы в получении консультаций и организации повышения квалификации по следующим направлениям:
- использование современных технических средств в учебной деятельности, применение учебной техники нового поколения;
- изучение инструментальных сред и цифровых образовательных ресурсов;
- разработка собственных средств обучения на основе цифровых технологий;
- овладение технологией сетевого взаимодействия;
- использование инновационных технологий обучения¸ основанных на интеграции информационных и модернизированных педагогических технологий.
С учетом запросов педагогических работников г. Минска в МГИРО был сформирован план повышения квалификации педагогов в области ИКТ на 2021 год, включающий все указанные направления.
Формирование готовности к использованию учебной техники нового поколения.
Для непрерывного повышения квалификации педагогов в сфере использования современных технических средств обучения, использования интерактивного оборудования в образовательном процессе, освоения оборудования новых цифровых лабораторий и знакомства с основами образовательной робототехники на базе МГИРО функционируют Лаборатория Интеллектуальных Систем и Технологий «ЛИСТ» [4], интерактивная лаборатория [2] и лаборатория робототехники «STEAM-академия» [5].
Изучение возможностей существующих инструментальных сред и образовательных ресурсов.
Предусмотрены различные варианты повышения квалификации, в зависимости от запросов слушателей. Это может быть освоение инструментальных сред, подходящих для преподавания любого предмета (например, «Использование интерактивных приложений и тестовых сред в профессиональной деятельности педагога», «Технологии мобильного обучения, дополненной реальности, 3D-технологии в образовательном процессе»), или специализированное для педагогов-предметников (например, «Использование среды «Математический конструктор» в работе учителей математики» или «Использование программы КОМПАС-3D для организации исследовательской деятельности учащихся по трудовому обучению и черчению»).
Освоение технологий разработки цифровых образовательных ресурсов.
В рамках данного направления проводится повышение квалификации по темам: «Использование технологии интерактивной веб-анимации для разработки учебных материалов», «Создание информационно-образовательных продуктов на основе редактора трехмерной графики и анимации 3D MAX», «Использование онлайн-инструментария в образовательном процессе», «Создание и использование в образовательном процессе web-приложений и интерактивных обучающих квестов», «Использование игровых технологий (геймификация) в образовательном процессе» и проч.
Овладение технологией сетевого взаимодействия.
Педагоги знакомятся с технологическими аспектами проведения учебных занятий на базе интернет-технологий, с сервисами Web 2.0, ведется подготовка IT-тьюторов. Проводится повышение квалификации по теме «Использование облачных технологий в профессиональной деятельности педагога», «Создание виртуальной образовательной среды средствами веб-инструментов».
С целью развития безбарьерной образовательной среды города на базе МГИРО открыта лаборатория инновационных дистанционных технологий «Образование без границ» [3]. Деятельность лаборатории направлена на дальнейшее развитие информационной среды института и ее интеграции в республиканское и международное информационное пространство.
Освоение инновационных технологий обучения.
На освоение инновационных технологий обучения¸ основанных на интеграции информационных и модернизированных педагогических технологий, направлены повышения квалификации по теме «Разработка информационных образовательных ресурсов как дидактических средств организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке: теория и практика» и «Основы педагогической техники и эргономики в условиях информатизации образования».
Таким образом, создаются все условия для удовлетворения образовательных запросов педагогов в области профессионально-ориентированного применения ИКТ и цифровых технологий через повышение квалификации. Тем не менее, повышение квалификации не может носить только единовременный и краткосрочный характер, нужна система регулярной методической поддержки педагогов в области профессионально-ориентированного применения ИКТ и цифровых технологий. Важную роль здесь должно сыграть повышение квалификации с помощью дистанционного обучения и сетевое взаимодействие педагогических работников, а также образование в так называемый «межкурсовой период» (семинары, тренинги, выставки, конкурсы и т.п.) и самообразование.
С другими материалами номера можно познакомиться в Архиве: Интерактивное образование. 2021. №4.