Интерактивное образование и интерактивное обучения: в чем смысл понятий?

Поделиться:

Дмитрий Махотин, главный редактор журнала.

С 2017 года в журнале «Интерактивное образование» обсуждаются проблемы реализации интерактивного образования и обучения в педагогической практике. Были статьи, в которых авторы пытались раскрыть смысл этих понятий; статьи методического и практического характера, примеры использования форм и методов интерактивного обучения в учебном процессе школы и вуза; статьи, раскрывающие основы мобильного, дистанционного и смешанного обучения, в которых обязательно присутствует интерактивная связь между субъектами образовательного процесса и т.п.

При этом, несмотря на то, что большинство педагогов и исследователей могут назвать и даже очертить круг «интерактивных методик» (методов, форм, приемов) — единого понимания и однозначных понятий в научных и методических публикациях не сложилось.

Что же сегодня можно считать интерактивным образованием и интерактивным обучением?

«Интерактивное образование» как понятие появилось благодаря трендам образования, на рубеже 20-21 веков обсуждаемых в педагогической науке и образовательной практике. Фактически речь идет о неком образе нового типа образования, в основу которого положено одна из его характеристик — ИНТЕРАКТИВНОСТЬ.

Интерактивность как системное качество отражает свойство или принцип действия системы, обозначающее ее способность к взаимодействию субъектов/объектов этой системы между собой, а также со внешней средой. 

Именно поэтому в одной из первых публикаций нашего журнала мы попытались определить образ интерактивного образования через 3 ключевые характеристик:

  1. Распространение технологий, форм и методов обучения, основанных на идеях совместной деятельности обучающихся и диалоге, интерактивных связях между обучающимися и педагогом – групповая работа, коллективный способ обучения, командно-ориентированные технологии, дискуссия, дебаты, игровые интерактивные технологии. Интерактивность позволяет в данном случае повысить эффективность учебных коммуникаций, организовать взаимообучение и коллективную мыследеятельность, исключить педагога из прямого постоянного контакта с обучающимся.
  2. Использование интерактивного оборудования – интерактивных досок, интерактивных столов и стендов, интерактивных систем опроса и тестирования, интерактивных сред и программных оболочек, которые позволяют обучающимся в режиме реального времени организовать получение и преобразование необходимой информации, сконструировать свой ответ системе и отправить его обратно. Интерактивность оборудования и программных средств позволяет интенсифицировать образовательный процесс, повысить наглядность и скорость подачи информации, использовать специфические формы мотивации обучающихся.
  3. Массовое распространение систем дистанционного и смешанного обучения, открытых информационных ресурсов и онлайн-курсов, социальных сетей и прочих медийных ресурсов, которые позволяют организовать обучение и самообразование учащихся без прямого участия педагога и максимально персонализировано.

«Интерактивное обучение» в этом смысле является одним из средств реализации интерактивного образования, которое реализуется интерактивность в процессе взаимодействия педагога и обучающихся, обучающихся между собой, обучающихся и любой «компьютерной» (интерактивной) системе…

Сравнение этих понятий по целевому назначению, результатам, основным средствам реализации можно увидеть в таблице.

Интерактивное образованиеХарактеристикиИнтерактивное обучение
Персонализированное образование в течении всей жизни, личностная и профессиональная самореализация цельнаправленность на овладение основами (современной) культуры и соответствующим спектром технологий, навыков и компетенций
Образованность и компетентностьрезультатсовокупность Soft  и Hаrd skills, личностных качеств
формальное и неформальное образование; самообразованиесредства

интерактивные методы и приемы обучения, интерактивное оборудование

Ссылки на популярные публикации по интерактивному образования и обучению:

Шевченко Н.И. Интерактивное методы как условие интерактивного образования

Махотин Д.А. Интерактивное образование: понятийное поле междисциплинарного исследования. 

Ноздрякова Е.В. Интерактивное обучение – реальность или вымысел современного образовательного процесса?

Поделиться:

Добавить комментарий