Coursera — тот ли это портал, за который себя выдаёт?

Поделиться:

Совсем недавно мы отмечали десятилетний юбилей движения массовых открытых онлайн курсов – МООС-движения. Как известно, это движение началось с того, что два молодых преподавателя Стэнфордского университета Дафне Коллер и Эндрю Энг разместили на платформе образовательного стартапа Coursera несколько учебных курсов по ИТ и сделали их общедоступными. Сейчас на портале Coursera зарегистрированы и обучаются 82 миллиона человек, в том числе миллион россиян.

Во многом привлекательность стартапа Coursera была обусловлена заявленной основателями благородной миссией портала.

Вот как она сформулирована  на сайте Coursera https://about.coursera.org/ (перевод мой собственный):

«Образование – источник прогресса человечества. Неважно кто мы и где мы, образование даёт нам возможность изменяться, расти и переопределять то, что возможно. Поэтому образование не есть привилегия-это-право.

И Coursera здесь именно поэтому. Мы партнёрствуем с лучшими учебными центрами чтобы принести лучшее образование в любой уголок мира. Чтобы каждый, кто он ни был, имел возможность изменить свою жизнь через образование».

То есть любой , кто бы он ни был и где бы ни жил, имеет право получить наилучшее образование, и Coursera призвана обеспечить реализацию этого права. Красиво, ничего не скажешь.

Но для граждан России этот ресурс стал сейчас недоступен – Coursera ограничила доступ к порталу для пользователей из России.

Почему же самый крупный ныне провайдер массовых открытых онлайн-курсов отказал в праве на лучшее в мире образование гражданам России? То есть,  предал свою миссию и проявил себя как ярый нацист? Ведь ограничения введены не по признаку участия в террористической или иной неприглядной деятельности, а по признаку принадлежности к определённой нации — российской?

Увы, но это явное расхождение между целью заявленной и целью реальной: очевидно, Coursera является не средством доставки самого лучшего в мире образования в любой уголок земного шара, а  средством давления на представителей самых разных народов с целью добиться от них желаемого поведения. Вместо того чтобы проявить так необходимые сейчас навыки критического мышления, которому они берутся обучать весь мир, руководители портала дают чисто эмоциональные оценки происходящему: они «отказываются зарабатывать в России, пока происходит эта трагедия». Не стану перечислять вопросы, которые порождает подобная формулировка, но наказание за «трагедию», которая, по мнению руководства Coursera, начала происходить только сейчас, должны понести именно представители российской нации.

Я долгие годы являюсь пропагандисткой МООС-движения в российском образовании. С помощью этого мощного ресурса, в том числе портала coursera.org, я смогла изменить свою жизнь. Но, как бы горько это ни звучало, за 10 лет развития МООС-движения бизнес-цели стали, видимо,  для руководства портала более важными, чем благородные цели, заявленные изначально. Повторюсь: Coursera предала сама себя, предпочла бизнес своей собственной миссии. Созданный когда-то с исключительно благородными целями портал в критической ситуации проявил себя как националистический, зависимый и предавший интересы миллионов обучающихся на нём россиян.

Поэтому лично я отказываюсь далее пользоваться этим порталом в качестве образовательного ресурса. Неважно, сколько продлится наложенное руководством Coursera эмбарго на обучение граждан России, я более не являюсь его пользователем и не стану им в будущем. Надеюсь, другие российские пользователи портала поймут меня и поступят так же. Спасибо.

Любовь Крашенинникова,

педагогический дизайнер онлайн-курсов и программ по педагогическому дизайну и тьюторскому сопровождению в цифровой среде, включая программы магистратуры и Специализацию для Coursera; 30+ онлайн-курсов и одна специализация изучены в основном на Coursera.

Поделиться:

Добавить комментарий