Подходы к организации занятий в гибридном и смешанных форматах на основе выбора организационных форм и результатов обучающихся

Поделиться:

Кныш Александр, Лесин Сергей

Цитирование:

Кныш А.А., Лесин С.М. Подходы к организации занятий в гибридном и смешанных форматах на основе выбора организационных форм и образовательных результатов // Интерактивное образование. 2023. №1. С. 16-22.

Высокий уровень цифровизации экономики и производства ведет за собой необходимость цифровой трансформации системы образования. Это в том числе выражается в выборе новых форм организации занятий в образовательном процессе. Данная статья описывает подходы к организации занятий в гибридном и смешанных форматах в зависимости от выбора их организационных форм, а также результатов обучающихся. В статье приводится анализ эффективности гибридного и смешанного обучения по сравнению с традиционным очным. На основе анализа определяются разные факторы, которые определяют гибкость в выборе форм занятий, что в свою очередь влияет на качество гибридного и смешанного обучения.

Введение

Выбор организационной формы занятия оказывает непосредственное влияние на концентрацию учащихся и их успеваемость. От выбора формы занятия зависят не только личные интересы обучающихся, но их мотивация на нем, а также вне его. Мотивация учиться не будет падать, если обучающийся старается изучить тот предмет, который ему нравится. Выбирая форму организации занятия необходимо брать во внимание следующие аспекты, непосредственно влияющие на успеваемость обучающихся.

  • Базовые знания: в зависимости от имеющихся знаний у обучающихся, необходимо разработать такую спецификацию курса, которая будет, учитывать имеющиеся их знания и опыт, стимулировать их к познанию более сложных и интересных вещей.
  • Формат проведения: обучающиеся могут захотеть рассмотреть различные форматы изучаемого предмета, например онлайн или гибридное присутствие, очное или смешанное. Выбор формата программы, который соответствует личным предпочтениям и стилям обучения, может помочь обеспечить наилучшие впечатления от обучения.
  • Ясность целей обучения: четко поставленные цели обучения позволят обучающимся понять, какие критерии оценивания для них предусмотрены и какой материал они обязаны освоить. Когда цели логичны и доведены до сведения, они с большей вероятностью будут оставаться сосредоточенными и вовлеченными в образовательный процесс, что приведет к их лучшей успеваемости.
  • Использование учебных материалов: использование качественно разработанных учебных материалов может помочь обучающимся не отставать от образовательного процесса и оставаться постоянно сосредоточенными. Некачественные учебные материалы могут сбивать с толку, отвлекать, а также мешать обучающимся концентрироваться на занятиях и приводить к снижению успеваемости.
  • Отведенное время на занятие: эффективная организация занятия требует тщательного управления временем. Если занятие не логично и плохо организовано, обучающиеся могут с трудом поспевать за темпом обучения и в дальнейшем отстать. И наоборот, если занятие имеет четкую структуру, обучающиеся с большей вероятностью будут оставаться сосредоточенными и вовлеченными, что приведет к повышению успеваемости.
  • Оценка и обратная связь: четкая и своевременная обратная связь необходима для качественного обучения и является неотъемлемой частью академической успеваемости обучающихся. Хорошо организованные занятия, включающие эффективные механизмы оценки и обратной связи, могут помочь обучающимся понять свой прогресс и определить свои слабые места для их дальнейшего своевременного устранения, что приведет к более высокой успеваемости.

Каждая из существующих форм организации образовательного процесса: гибридный, смешанный или традиционный обладает своими сильными и слабыми чертами. Поэтому основная задача преподавателя правильно согласовать между собой структурные элементы занятия для достижения наиболее эффективной рабочей среды, располагающей и мотивирующей обучающихся на продолжительную работу.

Концепция гибридного и смешанного обучения

Последнее время смешанное обучение стало активным предметом обсуждения в научных кругах [5]. Смешанное обучение и гибридное обучение часто используются взаимозаменяемо, но им присущ ряд различий, заключающийся в методике преподавания.

Под классическим определением смешанного обучения подразумевают метод обучения, сочетающий в себе классический (очный) подход с онлайн-обучением и включающий в себя использование компьютерных технологий и различных цифровых материалов [9]. Схожее определение было представлено в работе [17], где под смешанным методом обучения считают возможность эффективной интеграции материалов, усваиваемых при помощи дистанционных технологий, в формат очного занятия. Такой подход позволяет реализовать обучение, ориентированное на обучающегося, при котором каждый будет активно вовлечён в образовательном процесс, даёт расширенные возможности для взаимодействия не только между преподавателем и обучающимся, но и обучающихся друг с другом [11]. При этом дополнительные учебные материалы в данном случае находятся в свободном доступе.

Поэтому можно заключить, что смешанное обучение является одним из подходов к преподаванию и обучению, который сочетает в себе традиционное очное обучение в классе с онлайн-обучением. В смешанной учебной среде обучающиеся посещают занятия, которые проходят в учебных аудиториях (классах) с возможностью участия в различного рода онлайн-мероприятиях, таких как просмотр предварительно записанных лекций, участие в дискуссионных форумах, обмен опытом с коллегами из других городов в формате онлайн-конференции или выполнение интерактивных викторин. Как обсуждалось в одном из исследовании [14], смешанная форма обучения предлагает повышенную гибкость для обучающихся с учётом наличия онлайн-компоненты занятия, сохраняя при этом личную связь с учителями и учениками в классе.

Модель смешанного обучения, включающая в себя виртуальную образовательную среду вместе с всевозможной информационной и цифровой поддержкой, а также классическую образовательную среду, помогает решить основные проблемы, с которыми обучающимися сталкиваются во время учебы. Такая модель старается учесть основные проблемы с точки зрения обучающихся и преподавателей, где социальные сети являются одной из центральных точек обучения [4].

Гибридное обучение позволяет реализовывать обучение не только в очном формате, но ещё и в режиме онлайн. Онлайн-обучение как неотъемлемая часть гибридного обучения — это процесс обучения, базирующийся на различных программах, использующих интернет, позволяющий обучающимся при помощи различных устройств доступа в интернет (например, мобильного телефона, ноутбука и др.) учиться где угодно (автономно) и взаимодействовать с преподавателем и другими обучающимися [18]. При таком формате обучения обучающиеся могут использовать учебные материалы в различных форматах, таких как видео, аудио, документы и др. Онлайн-обучение состоит из разнообразных программ, использующих интернет внутри и вне учебной аудитории (класса). Его можно использовать для обеспечения доступа к учебным материалам и облегчения взаимодействия между учителями и учениками. Обучение может проводиться полностью онлайн или в сочетании с личным общением [20].

Гибридное обучение является более гибким подходом, который позволяет сочетать онлайн-обучение и очное обучение таким образом, что позволяет учащимся выбирать, как они будут участвовать в курсе. В гибридной среде обучения у студентов есть возможность посещать занятия лично, но они также могут участвовать в курсе дистанционно через различные онлайн-платформы. Реализация такого решения требует высокой степени синхронизации различных технологических решений, которые реализуются только в рамках специально организованной аудитории – гибридной аудитории [3].

Таким образом, основное различие между смешанным обучением и гибридным обучением заключается в том, что смешанное обучение сочетает очное обучение в классе с онлайн-обучением, в то время как гибридное обучение позволяет учащимся выбирать между посещением занятий лично или дистанционно.

Исследование эффективности гибридного и смешанного обучения над традиционным очным

Dziuban [7] в своей работе исследует эффективность успешной сдачи промежуточных экзаменов среди студентов Университета центральной Флориды по курсам, проводимых в трёх различных форматах: смешанном, гибридном с акцентом на онлайн-форматы, а также в традиционном очном. В проведённом анализе результатов студентов было выявлено, что результаты успешной сдачи аттестации обучающимися был выше при смешанном обучении – 91%, по сравнению с гибридным (онлайн) и очной формами обучения – 89% и 87% соответственно. Спустя год наблюдений за студентами было выявлено, что успех сдачи студентов был 91%, 90% и 87% при смешанном, гибридном и очном формах обучения соответственно. Кроме того, согласно опросу, проведённому среди студентов, смешанная форма обучения является наиболее предпочтительной с точки зрения эффективности обучающей среды.

Oweis изучил [13] успеваемость группы студентов из Германо-Иорданского университета, обучающихся английскому языку. Результаты показали, что студенты, обучающиеся по системе смешанного формата уроков имели более высокую производительность (успеваемость), по сравнению со студентами, обучающимися по традиционной очной системе организации занятий. Результативность тестов по результатам смешанного обучения возросла на 30%, в то время как при традиционной форме обучения всего на 19%. При этом мотивация изучать иностранный язык по результатам смешанного обучения увеличилась на 5,4%, а при традиционной форме обучения уменьшилась на 1,6%. Интерактивный материал, который можно изучать c использованием компьютера является привлекательным, интересным и доставляющим удовольствие обучающимся, и намного превосходит обычные и сухие рисунки в книгах, что делает обучение более увлекательным и интерактивным.

Burrola-Mendez проанализировал [6] знания обучающихся из Индии и Мексики об инвалидных колясках. Две контрольные группы прошли обучение в традиционном очном и гибридном (онлайн) форматах. При этом среди обучающихся из Индии при очном обучении успеваемость слушателей курса возросла на 33%, а среди обучающихся из Мексики на 37%. В результате гибридного обучения слушателей из Индии результаты теста увеличились на 28%, а баллы за тест среди обучающихся из Мексики возросли на 33%. В результате реализации гибридного и очного форматов обучения выявлено статистически значимое влияние на общий тестовый балл при сравнении результатов до и после теста, что делает оба формата эффективными в повышении базового уровня знаний об услугах по обслуживанию инвалидных колясок. Необходимо отметить, что интерактивная онлайн-деятельность, присущая смешанному формату обучения, позволяет вовлечь обучающихся в гибридную среду обучения [8]. Исследование показало, что владение информационными технологиями на базовом уровне и уверенность в себе являются необходимым условием для получения обучающимися качественного опыта обучения. Координация занятия и время между занятиями в классе и онлайн влияют на вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. Для того, чтобы создать благоприятную учебную среду, учителя, использующие смешанный формат обучения, должны поощрять обучающихся к более активному участию в процессе обучения и должны находить способы создания социального взаимодействия посредством большего сотрудничества и общения [10].

При этом особой акцент необходимо делать на качестве подключения к интернету, поскольку данный факт является актуальным для учащихся, так как они подключаются в онлайн-формате из разных мест за пределами места учёбы. Примеры факторов, влияющих на успешность занятия представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Факторы, влияющие на качество смешанного и гибридного обучения

Компоненты занятияСмешанное обучениеГибридное обучение
Цели обучения (не все цели возможно достичь только при помощи одной из форм обучения)Определите ключевые результаты обучения, которых вы хотите, чтобы ваши ученики достигли с помощью смешанного урока.Определите ключевые результаты обучения, которых вы хотите, чтобы ваши ученики достигли с помощью гибридного урока.
СодержаниеОпределите компоненты урока, которые вы представите учащимся как в очной, так и в интерактивной онлайн-части урока.Определите материал, который будет демонстрироваться учащимся как в очной, так и в онлайн-части урока.
Интернет-ресурсыОпределите онлайн-ресурсы и интернет-платформы, которые вы будете использовать для интерактивной онлайн-части урока, подготовьте цифровые материалы.Определите онлайн-ресурсы, которые вы будете использовать для поддержки обучения учащихся в режиме онлайн
ТехнологияВыберите соответствующие технологические инструменты, отвечающие конкретной части урока, которые позволят учащимся получить доступ к онлайн-компонентам и различным материалам урока, например, система управления обучением или онлайн-инструменты для совместной работы.Выберите соответствующие технологические инструменты, которые позволят учащимся получить доступ к онлайн-занятию. Спланируйте очную часть обучения, которое будет проходить, включая содержание лекций, обсуждения, групповую работу и другие действия, которые лучше всего проводить в физической среде класса.
ОценкаОпределите, как вы будете оценивать обучение учащихся.Определите, как вы будете оценивать обучение учащихся как в очной, так и в дистанционной части урока.
КоммуникацияУстановите четкие инструкции для получения доступа к онлайн-компонентам и цифровым материалам занятия.Установите четкие каналы связи, чтобы учащиеся знали, что от них ожидается во время гибридного урока, как получить доступ к онлайн-компонентам урока и как общаться с преподавателем и своими сверстниками.

Тщательно продумав вышеописанные элементы, можно создать успешный урок или занятие, а также целый курс в любой форме, хоть в гибридной, хоть в смешанной, который включает в себя лучшее как от онлайн, так и от очного обучения.

Одним из негативных факторов занятия, проводимом в гибридном формате, являются различного рода ограничения, накладываемые виртуальным пространством: учитель фактически не может «прочитать» язык тела учеников (взгляд, общую атмосферу в процессе урока и т.п.), чтобы понять и «почувствовать» класс [15]. В связи с этим у большинства педагогов может возникнуть сомнения в качестве организации урока. Так же гибридный урок может посодействовать распространению личных персональных данных, поскольку все обучающиеся, как правило, сидят со включенными камерами и преподаватель, а также остальные ученики могут наблюдать окружающую человека обстановку.

Vernadakis в своём исследовании демонстрирует [19] лучшую результативность гибридного формата обучения группы студентов по сравнению с традиционной формой обучения. Средние результаты финального теста первой группы студентов на 12% лучше, чем второй. При этом отмечается, из-за метакогнитивных особенностей студентов и их собственного стиля обучения не каждому обучающемуся подойдёт гибридный или смешанный формат обучения. Также необходимо учитывать комфорт обучающихся. Многие попросту стесняются что-либо спрашивать у преподавателя, боясь показаться глупым или дать повод насмехаться одноклассникам. Смешанный формат урока является лучшим с точки зрения организации обратной связи для таких учеников поскольку онлайн-компонента урока и следовательно обратная связь может быть налажена непосредственно между учеником и учителем [16].

Но несмотря на все организационные сложности оба формата уроков пользуются популярностью и стремительно набирают интерес не только со стороны учащихся, но и со стороны учителей.

Необходимо отметить, что динамика и возросший интерес к смешанному и гибридному обучению согласуется и с нашими исследованиями, проведёнными в ранее опубликованной работе [1]. На основании полученных данных выявлено, что свыше 75% опрошенных обучающихся в России респондентов готовы интегрировать элементы смешанного урока в своё обучение. Одним из эффективных методических приемов на уроке может стать применение онлайн-викторины в качестве одного из возможных форматов организации самостоятельной деятельности обучающихся. Обучающиеся в игровой форме изучают новый материал, знакомятся с методами решения сложных учебных задач, стараются дискуссировать и учатся взаимоуважению [2]. Данную концепцию урока очень тяжело организовать при традиционной форме обучения, поэтому смешанная и гибридная форма непосредственно влияют на улучшение качества образовательного процесса.

Основные преимущества реализации образовательной программы в формате смешанного обучения заключаются в возможности изучения учащимися дополнительных, тщательно разработанных и разнообразных учебных материалов, доступных в любое время и в любом месте (функция гибкости).

Medina в своей работе [12] на примере различных мировых университетов показал, что все опрошенные университеты заключили контракты с различными онлайн-системами и платформами по типу Moodle и пр. При этом вузы предлагали студентам различные сервисы для свободной коммуникации – электронная почта, чаты с преподавателями, а также, в большинстве случаев, и другие сервисы, такие как онлайн-социальные сети, неформальные учебные группы, клубы и академические мероприятия. Все организации отдавали предпочтение использованию различных веб-инструментов для разработки и созданию образовательных материалов с открытым доступом для студентов.

В России можно перечислить схожие платформы, организованные ведущими вузами: Лекции учёных МГУ (https://teach-in.ru/), Физтех лекторий (https://mipt.lectoriy.ru/) и т.д. Результаты также показали, что опрошенные вузы, среди которых были некоторые мировые лидеры в области гибридного, смешанного и дистанционного обучения (например, Athabasca, Macquarie, the Open University) имеют очень надежные информационный системы и уделяют особое внимание обучению своих сотрудников для успешной разработки и поддержки инициатив смешанного обучения.

Заключение

Не существует однозначного ответа на вопрос, что предпочтительнее использовать в процессе выбора формы организации занятия в образовательном процессе. Выбор подхода зависит от различных факторов, включая специфику предметной области, целей обучения, знаний обучающихся, доступных ресурсов и предпочтений преподавателя. Смешанное обучение и гибридное обучение как организационные формы занятия стали популярными в последние годы, поскольку они сочетают в себе преимущества очного и онлайн-обучения. Смешанное обучение обеспечивает гибкость и возможность организации обучения в индивидуальном темпе, сохраняя при этом преимущества личного взаимодействия и поддержки. Гибридное обучение обеспечивает еще большую гибкость, позволяя обучающимся выбирать, как они хотят участвовать в курсе и свободно распределять своё время на учебный план. Традиционное очное обучение также имеет свои преимущества, такие как возможность немедленной обратной связи, практические очные занятия и личное сотрудничество.

В конечном счете лучший подход — это тот, который согласуется с целями обучения, учитывает особенности обучающихся и максимально эффективно использует имеющиеся ресурсы. Преподаватели также должны регулярно оценивать эффективность выбранного ими подхода к обучению и вносить необходимые коррективы для оптимизации процесса обучения.

Литература

  1. Кныш А. А., Лесин С. М. Дидактические возможности интернет-сервисов как инструмента для получения обратной связи и организации самостоятельной деятельности // Интерактивное образование. 2022. №3. С. 50-56.
  2. Кныш А. А., Лесин С. М. Дидактические возможности онлайн-опросов как инструмента организации самостоятельной деятельности обучающихся / Непрерывное образование в контексте будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 апреля 2022 года. – Ярославль-Москва: Издательство “Канцлер”, 2022. С. 241-246.
  3. Лесин С. М. Гибридное обучение как современная форма цифровизации учебного пространства занятия / Шамовские чтения : сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 года. Том Ч. 1. М.: 5 за знания, 2023. С. 202–207.
  4. Adel A. and Dayan J. Towards an intelligent blended system of learning activities model for New Zealand institutions: an investigative approach, Humanit. Soc. Sci. Commun., 8, 72 (2021).
  5. Ashraf M. A., Yang M., Zhang Y., Denden M., Tlili A., Liu J., Huang R. and Burgos D. A Systematic Review of Systematic Reviews on Blended Learning: Trends, Gaps and Future Directions, Psychol. Res. Behav. Manag., 14, 1525–1541 (2021).
  6. Burrola-Mendez Y., Bonilla-Escobar F. J., Goldberg M. and Pearlman J. Comparing the effectiveness of a hybrid and in-person courses of wheelchair service provision knowledge: A controlled quasi-experimental study in India and Mexico, (S. Federici, Ed.) PLoS ONE, 14(5), e0217872 (2019).
  7. Dziuban C., Graham C. R., Moskal P. D., Norberg A. and Sicilia N. Blended learning: the new normal and emerging technologies, Int. J. Educ. Technol. High. Educ., 15, 3 (2018).
  8. Eliveria A., Serami L., Famorca L. and Cruz J.D. Investigating students’ engagement in a hybrid learning environment, IOP Conf. Ser. Mater. Sci. Eng., 482, 012011 (2019).
  9. Graham C.R. Blended Learning Systems: Definition, Current Trends, and Future Directions / In: Bonk, C.J. and Graham, C.R., Eds., Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs, Pfeiffer Publishing, San Francisco, 3-21 (2006).
  10. Güzer B. and Caner H. Present and Future of Blended Learning: An in Depth Analysis of Literature, Procedia — Soc. Behav. Sci., 116, 4596–4603 (2014).
  11. Hrastinski S. “What Do We Mean by Blended Learning?,” TechTrends, 63, 564–569 (2019).
  12. Medina L. Blended learning: Deficits and prospects in higher education, Australas. J. Educ. Technol., 34(1) (2018).
  13. Oweis T. I. Effects of Using a Blended Learning Method on Students’ Achievement and Motivation to Learn English in Jordan: A Pilot Case Study, (Y.-S. Wang, Ed.) Educ. Res. Int., 2018, 7425924 (2018).
  14. Owston R., York D. and Murtha S. Student perceptions and achievement in a university blended learning strategic initiative, Internet High. Educ., 18, 38–46 (2013).
  15. Pischetola M. Teaching Novice Teachers to Enhance Learning in the Hybrid University, Postdigital Sci. Educ., 4, 70–92 (2022).
  16. Rachmawati. N., Supena A., Yufiarti Y., Yarmi G. and Casmana A.R. Analysis of Hybrid Learning for Students with Learning Disabilities in Primary Schools Providing Inclusive Education, Qual. Rep., 27(10), 2185-2201 (2022).
  17. Singh J., Steele K. and Singh L. “Combining the Best of Online and Face-to-Face Learning: Hybrid and Blended Learning Approach for COVID-19,” Post Vaccine, & Post-Pandemic World, J. Educ. Technol. Syst. 50(2), 140–171 (2021).
  18. Sri S., Haningsih S. and Rohmi P. The Pattern of Hybrid Learning to Maintain Learning Effectiveness at the Higher Education Level Post-COVID-19 Pandemic, Eur. J. Educ. Res., 11(1), 243–257 (2022).
  19. Vernadakis N., Antoniou P., Giannousi M., Zetou E. and Kioumourtzoglou E. Comparing hybrid learning with traditional approaches on learning the Microsoft Office Power Point 2003 program in tertiary education, Comput. Educ., 56(1), 188–199 (2011).
  20. Yen S.-C., Lo Y., Lee A. and Enriquez J. Learning online, offline, and in-between: comparing student academic outcomes and course satisfaction in face-to-face, online, and blended teaching modalities, Educ. Inf. Technol., 23, 2141–2153 (2018).

Поделиться: