УДК 378:001.891

Анализ признака «интерактивное(ый)»

в научных публикациях и исследованиях

Л.В. Юркина

 Аннотация. Статья рассматривает понятие «интерактивность». Предложен качественный и количественный анализ употребления признака «интерактивное(ый)» в научных публикациях и исследованиях на основе данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Показана значительная популярность  понятия, особенно в сфере педагогических наук.

Практика устойчивых словосочетаний с признаком «интерактивное(ый)» свидетельствует, что понятие «интерактивное образование» не является устоявшимся, но обобщает большинство часто применяемых терминов, что обеспечивает актуальность детального рассмотрения понятия.

 Ключевые слова: интерактивность, интерактивное, интерактивный, интерактивное образование, количественный анализ, качественный анализ.

Международные интегративные процессы и компетентностный подход в значительной степени изменили систему образования. Среди ведущих вех модернизации российского образования можно назвать интерактивный подход к организации обучения и воспитания.  Понятие «интерактивное образование»  закрепилась в научном обороте, однако нельзя утверждать, что в  оно имеет устоявшееся смысловое и функциональное наполнение.

Интерактивность как качественная характеристика многих научных понятий стала широко использоваться в научных исследованиях  и публикациях. Среди наиболее устойчивых словосочетаний встречаются «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивные технологии», «интерактивные методы», предполагающие особый, интерактивный подход к устоявшимся научным понятиям, в первую очередь,  в сфере педагогики. Этот подход связан, прежде всего, с проникновением во все сферы жизни и деятельности человека информационных и мультимедийных технологий, создающих интерактивность во взаимодействии между человеком и информационными системами, во взаимодействии людей друг с другом с помощью разнообразных средств коммуникации.

Рис. 1. Распределение научных публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)» по видам

Интересным и подтверждающим первоначальную гипотезу о главенстве педагогических наук в исследуемой области является распределение результатов поиска признака «интерактивное(ый)» по научным областям.   Оно осуществлялось на основе используемого в НЭБ классификатора Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ). Результаты поискового запроса представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1.

Распределение публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)»,

по научным отраслям

Научная область Число публикаций
14.00.00 Народное образование. Педагогика 10 978
15.00.00 Психология 2 876
06.00.00 Экономика. Экономические науки 2 463
16.00.00 Языкознание 1 964
20.00.00 Информатика 1 391
04.00.00 Социология 1 321
02.00.00 Философия 1 076
13.00.00 Культура. Культурология 650
03.00.00 История. Исторические науки 532
19.00.00 Массовые коммуникации. Журналистика. СМИ 463
18.00.00 Искусство. Искусствоведение

422

Другие области менее 200

Без строгих математических расчетов видно, что общее количество публикаций в представленной таблице превышает 22.840 публикаций, указанных выше. Проблема поиска в НЭБ заключается в том, что одни и те же публикации повторяются при формировании запросов по разным научным областям (примерно 10-15% от общего объема запроса). При этом устойчивое применение признака «интерактивное(ый)» наблюдается в педагогических, психологических и экономических исследованиях.

………

Литература

  1. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104.
  2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. 124 с.
  3. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. №1. С. 159-166.
  4. Сухов И.П. Интерактивность электронного образовательного ресурса // Среднее профессиональное образование. 2012. №9. С. 56-57.
  5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 21.02.2017).