УДК 378:001.891
Анализ признака «интерактивное(ый)»
в научных публикациях и исследованиях
Л.В. Юркина
Аннотация. Статья рассматривает понятие «интерактивность». Предложен качественный и количественный анализ употребления признака «интерактивное(ый)» в научных публикациях и исследованиях на основе данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Показана значительная популярность понятия, особенно в сфере педагогических наук.
Практика устойчивых словосочетаний с признаком «интерактивное(ый)» свидетельствует, что понятие «интерактивное образование» не является устоявшимся, но обобщает большинство часто применяемых терминов, что обеспечивает актуальность детального рассмотрения понятия.
Ключевые слова: интерактивность, интерактивное, интерактивный, интерактивное образование, количественный анализ, качественный анализ.
Международные интегративные процессы и компетентностный подход в значительной степени изменили систему образования. Среди ведущих вех модернизации российского образования можно назвать интерактивный подход к организации обучения и воспитания. Понятие «интерактивное образование» закрепилась в научном обороте, однако нельзя утверждать, что в оно имеет устоявшееся смысловое и функциональное наполнение.
Интерактивность как качественная характеристика многих научных понятий стала широко использоваться в научных исследованиях и публикациях. Среди наиболее устойчивых словосочетаний встречаются «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивные технологии», «интерактивные методы», предполагающие особый, интерактивный подход к устоявшимся научным понятиям, в первую очередь, в сфере педагогики. Этот подход связан, прежде всего, с проникновением во все сферы жизни и деятельности человека информационных и мультимедийных технологий, создающих интерактивность во взаимодействии между человеком и информационными системами, во взаимодействии людей друг с другом с помощью разнообразных средств коммуникации.
Рис. 1. Распределение научных публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)» по видам
Интересным и подтверждающим первоначальную гипотезу о главенстве педагогических наук в исследуемой области является распределение результатов поиска признака «интерактивное(ый)» по научным областям. Оно осуществлялось на основе используемого в НЭБ классификатора Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ). Результаты поискового запроса представлены в таблице 1 [5].
Таблица 1.
Распределение публикаций, содержащих признак «интерактивное(ый)»,
по научным отраслям
Научная область | Число публикаций |
14.00.00 Народное образование. Педагогика | 10 978 |
15.00.00 Психология | 2 876 |
06.00.00 Экономика. Экономические науки | 2 463 |
16.00.00 Языкознание | 1 964 |
20.00.00 Информатика | 1 391 |
04.00.00 Социология | 1 321 |
02.00.00 Философия | 1 076 |
13.00.00 Культура. Культурология | 650 |
03.00.00 История. Исторические науки | 532 |
19.00.00 Массовые коммуникации. Журналистика. СМИ | 463 |
18.00.00 Искусство. Искусствоведение |
422 |
Другие области | менее 200 |
Без строгих математических расчетов видно, что общее количество публикаций в представленной таблице превышает 22.840 публикаций, указанных выше. Проблема поиска в НЭБ заключается в том, что одни и те же публикации повторяются при формировании запросов по разным научным областям (примерно 10-15% от общего объема запроса). При этом устойчивое применение признака «интерактивное(ый)» наблюдается в педагогических, психологических и экономических исследованиях.
………
Литература
- Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104.
- Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. 124 с.
- Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. №1. С. 159-166.
- Сухов И.П. Интерактивность электронного образовательного ресурса // Среднее профессиональное образование. 2012. №9. С. 56-57.
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 21.02.2017).