Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Автор рассматривает технологию смешанного обучения как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Долгова Татьяна Валерьевна, канд. экономических наук, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование»
Понятие смешанного обучения и немного истории
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.
Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.
В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение.
Процитируем несколько возможных определений смешанного обучения:
«Смешанное обучение — это сочетание учебных методов» (Bersin&Associates, 2003)
«Смешанное обучение — совмещение онлайн- и очного обучения» (Reay, 2001)
В 2006 г. в статье «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006) появилось первое достаточно чёткое определение смешанного обучения, отражающее его основные особенности:
«Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами».
Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт ещё более узкое и конкретное определение:
«Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».
В докладе «Определение смешанного обучения» оно определяется, как «диапазон возможностей, представленных путём объединения интернета и электронных средств массовой информации, с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся» (Friesen, 2012).
Следует, однако отметить, что с расширением разнообразия компьютерных технологий, появлением понятий «электронное обучение» (2015) (как понятия более широкого, чем онлайн-обучение) и «мобильное обучение», а также с использованием в моделях смешанного обучения цифровых ресурсов в режиме оффлайн, следует сформулировать определение несколько иначе:
«Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения».
Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки очного и электронного обучения.
Очное обучение | Электронное обучение |
(-) определённое ограниченное время для получения обратной связи с учителем, невозможность интерактивного взаимодействия с учебными материалами на полиграфических носителях | (+) возможность постоянного интерактивного взаимодействия, возможность получения обратной связи в любом месте в любое время
Высокая степень вовлечённости ученика в учебный процесс |
(+) спонтанность реакции, все, что происходит, происходит здесь и сейчас, возможность более гибкой и мгновенной реакции учителя на действия ученика | (-) заранее заложенные варианты реакции электронного ресурса на действия ученика, отсрочка реакции учителя при онлайн-взаимодействии |
(-) низкая степень индивидуализации, одинаковая образовательная траектория для всех учеников | (+) повышение степени индивидуализации за счёт разнообразия избыточности, гибкости и адаптивности (под индивидуальные запросы) электронных ресурсов; |
(-) ограниченное коммуникационное поле (взаимодействие с небольшой группой одноклассников, сходной по возрасту, географическому положению и социальному статусу) | (+) более широкое коммуникационное поле (взаимодействие через системы коммуникации, социальные сети и их аналоги с разновозрастной, географически и социально распределённой группой) |
(+) возможность формирования непосредственных личных человеческих связей с глубоким эмоциональным взаимодействием | (-) опосредованное (через компьютерную коммуникацию) формирование личных связей, ограниченность эмоционального взаимодействия |
Какие цифровые ресурсы нужны для смешанного обучения?
Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ (Долгова Т.В., 2016).
Таблица 2.
Особенности цифровых образовательных ресурсов и их технологические преимущества.
№ п/п | Особенности цифровых образовательных ресурсов | Технологические преимущества цифровых образовательных ресурсов |
1. | Большой объём информации, размещаемый на электронном носителе | • включение в цифровые образовательные ресурсы избыточной учебной информации без увеличения физического веса носителя.
• размещение на одном носителе нескольких разных ресурсов (сборники заданий, задачники, атласы, методические рекомендации и др.). |
2. | Разнообразие форм представления информации | • одновременное представление информации в разных формах (текстовой, графической и мультимедийной). |
3. | Гипертекстовая структура представления информации | • компактное размещение больших объёмов информации за счёт различных уровней вложенности гипертекста.
• установление материально выраженных логических взаимосвязей между информационными единицами (система перекрёстных ссылок) • удобство навигации по содержанию (например, интерактивное оглавление). • Возможность добавления контекстных подсказок. |
4. | Возможность интерактивного взаимодействия с контентом | • создание инструментов и сервисов для работы с учебной информацией (выделение фрагментов текста маркерами, создание закладок и заметок, добавление отдельных элементов содержание в избранное и т.д.).
• быстрый поиск по содержанию. • интерактивное моделирование процессов и явлений. • оперативное автоматическое оценивания выполнения заданий. • создание инструментов и сервисов для организации образовательного процесса (электронный журнал, фиксация прогресса прохождения, хранение результатов оценивания и т.д.). • создание сервисов для коммуникации между участниками образовательного процесса. |
Благодаря перечисленным преимуществам, цифровые ресурсы приобретают совершенно новые дидактические свойства:
- разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;
- избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность;
- интерактивность;
- гибкость и адаптивность.
Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.
Благодаря новым свойствам содержания цифровые образовательные ресурсы приобретают и новые дидактические функции (Долгова Т.В., 2014).
Таблица 3.
Новые свойства и новые дидактические функции цифровых образовательных ресурсов
№ п/п | Новые свойства содержания цифровых образовательных ресурсов | Примеры новых дидактических функций |
1. | Разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность | • учёт особенностей восприятия ученика;
• развитие навыка перевода информации из одной формы в другую; • повышение степени наглядности; • представление объектов и явлений в реалистичном виде; |
2. | Интерактивность содержания | • возможность нелинейного изучения содержания;
• возможность манипулирования объектами, изменения их параметров и моделирование |
3. | Избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность содержания; | • предъявление информации по запросу учащегося, проявление избирательности к информации, реализация индивидуальной образовательной траектории;
• использование различных сочетаний взаимосвязанных фрагментов содержания представленных в разных формах (текстовой, графической, звуковой, мультимедийной) с целью всестороннего охвата изучаемого материала; • реализация уровневой дифференциации обучения; • реализация принципа вариативности; |
Следует обратить внимание, что такие свойства цифровых образовательных ресурсов, как избыточность, разнообразие заданий и форм предъявления учебной информации, разноуровневость содержания позволяют реализовать с его помощью принцип вариативности содержания, обеспечить гибкость и адаптивность образовательного процесса, что, в свою очередь, создаёт условия для персонализации обучения. Данный принцип предполагает разнообразие учебных материалов, заданий, форм организации учебного процесса, что обеспечивает самореализацию каждого ученика через возможность выбора типа, вида и формы деятельности в соответствии с его личными предпочтениями. В результате становится возможным нелинейное освоение учебного материала и учёт в процессе обучения личностных особенностей учащихся, что в свою очередь делает цифровые образовательные ресурсы неотъемлемой частью смешанного обучения.
При реализации моделей смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:
— системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
— цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
— учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы);
— инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
— инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
— инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
— инструменты для создания сообществ (социальные сети);
— инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).
В смешанном обучении могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.
Общие особенности, преимущества и сложности в реализации смешанного обучения
Смешанное обучение несомненно представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.
В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:
— способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;
— критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;
— креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;
— командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;
— умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;
— умение принимать решения и нести за них ответственность;
Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.
Смешанное обучение уже более 10 лет (с 2006 года) широко практикуется в учебных заведениях США, Европы и Юго-Восточной Азии. В России в 2012/13 учебном году впервые был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола» (Кондакова М.Л., 2013).
Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом НП «Телешкола» является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС общего образования.
В качестве основных моделей в исследовании НП «Телешкола» предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и организационных моделей, реализующих персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).
Внедрением смешанного обучения в российские школы активно занимается Центр смешанного обучения МГППУ под руководством Н.В. Андреевой. На базе центра регулярно проводятся разнообразные конференции, посвящённые внедрению смешанного обучения в школах. В рамках проводимых Центром мероприятий педагоги, практикующие смешанное обучение, активно делятся опытом и занимаются совместными поисками решения возникающих проблем.
Среди школ, в которых наиболее активно используются технологии смешанного обучения, можно назвать следующие: ГБОУ «Гимназия №1576 г. Москвы» (Лазуткина М.М.); Гимназия №23 г. Челябинска (Сонина М.Н.); ГКОУ РО «Ростовская Санаторная школа-интернат №28» г. Ростов-на-Дону (Коломийцев М.А.); МБОУ «Гимназия №9» г. Воронежа (Пономарёва Е.А.); Школа №342 Невского района г. Санкт-Петербурга (Воронина Е.В.); МБОУ «Тямшанская гимназия» Псковской области (Яникова Н.В.); МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей г. Ижевска (Кравченко Л.В.); ГБОУ «Гимназия №1505» г. Москвы (Наумов А.Л.).
На основании анализа наиболее распространённых моделей смешанного обучения можно выделить некоторые особенности использования данной технологии.
- Организационные особенности
Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии.
Поэтому второй важной организационной особенностью является реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы.
- Технические особенности
С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство).
Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников.
- Информационные особенности
Информационные ресурсы (в том числе цифровые), используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии).
- Методические особенности
Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами.
Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:
— высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д.
— умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;
— умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика.
Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
В результате анализа смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использования цифровых образовательных ресурсов:
1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов); при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней;
2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика;
3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку;
4) возможность отслеживать процесс обучения через LMS[1] с разнообразным функционалом.
Сложности и риски при внедрении смешанного обучения
Одна из главных проблем при разработке моделей смешанного обучения — жёсткость урочных форм, доминирование узкой предметной специализации в разработке учебных планов, преобладание принципов планирования деятельности «сверху вниз» и, конечно, форматы и содержание существующей отчётности. Учителю не разорваться: осознавая необходимость перемен, он, в то же время, вынужден выполнять план, и в этом смысле он остаётся «заложником» существующей системы обучения.
Ещё одна проблема — недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со LMS-платформой.
Существенный «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. В условиях российской школы дополнительные затраты требуются также и на модернизацию пространства классных комнат (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон», оснащение кабинетов компьютерами, покупка мобильных устройств для учащегося).
В будущем смешанное обучения будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды школы и даже выйти за ее пределы…
[1] LMS (Learning Management System) – система управления обучением, которая в онлайн обучении или электронном образовании используется как ИТ-платформа / программное приложение с разнообразным функционалом.
Литература
- Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению МГППУ [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/XC88p0T1EFc (Дата обращения 19.11.2017 года).
2. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
3. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] // Мобильное Электронное Образование. URL: https://mob-edu.ru/blog/videos/smeshannoe-obuchenie-dlya-chajnikov/ (Дата обращения 20.11.2017 года).
4. Долгова Т.В., Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации для тьюторов (педагогов-кураторов), осуществляющих образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий (для основной школы). URL: metod.mob-edu.ru (Дата обращения 19.11.2017 года).
5. Долгова Т.В. От нового учебника к новой педагогике (презентация) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/4_%20Долгова%20презентация%20для%20Казани%20final.pptx (Дата обращения 19.11.2017 года)
6. Кондакова М.Л. Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
7. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015.
8. Bersin&Associates Blended learning: What works?: An industry study of the [Отчет] — 2003.
9. Bonk C. J., Graham, C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs [Книга] — San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2006.
10. Christensen Institute [сайт Института Кристенсена] — 2017 . www.christenseninstitute.org.
11. Friesen Norm Report: Defining Blended Learning [Отчет] — 2012.
12. Reay J. Blended learning — a fusion for the future [Журнал] // Knowledge Management Review, 2001.