Дидактический анализ отношений в интерактивном образовании

Поделиться:

Интерактивное образование требует своего дидактического исследования для понимания своей сущности и роли в процессах трансформации общества и системы образования. Затронута проблема изменения дидактических отношений как основы теории и практики обучения в логике интерактивного образования и влияния современных технологий на учебный процесс. Исследования дидактических отношений могут оказать значительно влияние на трансформацию классической дидактики и предложить новые решения в ответ на проблемы современного образования на переходе от 2.0 к 3.0 формату.

Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук, доцент, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Опубликовано: Интерактивное образование. 2018.№1-2.

В интерактивном образовании, основанном на взаимодействии субъектов между собой, субъектов с объектами, событиями, окружающей средой, возникают новые дидактические отношения, которые не описаны в традиционной дидактике или не нашли еще своего места в научных исследованиях и практике.

Дидактические отношения – вопрос сложный, теоретический, составляющий по мнению ряда авторов предмет дидактики как науки, влияющий на трактовку многих дидактических категорий и построение соответствующих моделей и концепций обучения.

Как общенаучная категория «отношение» охватывает большое многообразие свойств и взаимосвязей объектов и субъектов в их взаимовлиянии и расположении, возникающих взаимосвязей и структурных вариаций. Отношение возникает только при его рассмотрении к какой-либо определенной системе – материальной, социальной, духовной… Большинство гуманитарных наук используют отношения как характеристику связей и взаимодействий человека, группы или сообщества между собой и окружающей средой.

В дидактике вопрос «отношения» приобретает особый смысл. Большинство современных ученых (В.И. Загвязинский, Г.И. Ибрагимов, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и другие) рассматривают дидактическое отношение «преподавание – учение» или «учитель – ученик» как основное для теории и практики обучения.

«Специфическим отношением, лежащим в основе ее (дидактики) теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве» (Краевский В.В., Хуторской А.В. [5]).

В.И. Загвязинский, раскрывая современную интерпретацию теории обучения, говорит, что предмет дидактики включает «все три субъекта: учителя, ученика и обучающихся (класс, группа) и все основные дидактические отношения: «ученик-учитель», «ученик-изучаемый материал», а также отношения: «учитель-класс» и «ученик-класс»…» [2]. При этом «важно подчеркнуть, что изучению и регулированию подлежат… также отношения субъектов процесса к средствам и инструментам процесса и отношения учебного процесса с образовательной средой (микросредой образовательного учреждения и более широкой социальной и социокультурной средой микрорайона, поселения, региона, страны)» [1].

Интерактивное образование,

несмотря на несформированность данного понятия как научного, выстраивается в логике развития новых технологий и избыточной и не всегда достоверной информации, интерактивных способов взаимодействия человека с окружающей технической и социальной средой, новых требований к личности, предъявляемых рынком труда и государственно-общественным заказом на образованность и профессионализм. Одним из главных характеристик такого образования (пришедших из вне системы) является интерактивность.

Интерактивность свойственна современному обществу и различным видам взаимодействия в социальных и информационных системах благодаря массовому распространению информационных и мультимедийных технологий, повышению интеллектуальности систем и технологий, новым культурным укладам, сформированным на основе разнообразных методов и приемов обработки и анализа информации, используемых как в профессиональной, так и в личной сферах. Человек находится в центре всевозможных интерактивных взаимодействий, инициатором которых он чаще всего сам и является. Вокруг человека возникает интерактивная среда, которая в зависимости от технологического развития общества и гуманитарного знания становится социальной, коммуникативной, образовательной, предметно-развивающей, определяющей характер взаимодействия и возможностей для общения и деятельности субъектов этой среды [6].

Дидактические отношения.

При этом нельзя дидактические отношения в интерактивном образовании исследовать в отрыве от классической дидактики и современных концепций обучения. Дидактические категории «преподавание», «учение», «содержание», «метод» и другие никуда не уйдут из рассмотрения системы обучения, однако роль информации и способов ее получения и обработки, позиция самого ученика на самостоятельность и результативность своей учебной деятельности, учет субъективного опыта как основы построения содержания обучения – новые характеристики такой системы и требуют своего отражения.

Движущими силами процесса обучения считаются противоречия, лежащих в основе дидактических отношений. По мнению немецкого дидакта Л. Клинберга, все их можно свести к трем основным [8]:

  • между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;
  • между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;
  • между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающихся и обучаемых.

Поэтому основная задача дидактики – конструирование стратегии организации совместного процесса преподавания и учения в целях оптимизации отношений между ними и преодоления возникающих противоречий (рис. 1).

Эти отношения в логике интерактивного образования необходимо рассматривать с позиции информационных потоков, часто заменяющих субъектам образования содержание: это и источники знаний, и средство их формирования, и информационные барьеры, и информационный «мусор», правильно ориентируясь в которых можно выстроить свою индивидуальную траекторию познания окружающего мира. Какой станет такая картина, получившая название «мозаичной»? —  вопрос сложный. Но право ученика на организацию своей учебной деятельности и выстраивание индивидуальной траектории обучения сегодня присутствует даже в образовательных стандартах (но нет в дидактике).

В рассмотрении дидактического отношения «учитель-ученик» важным становятся не столько организация таких видов деятельностей, как преподавание и учение, а позиция самих субъектов учебного процесса. Ведь определенным взгляды и требования учителя к ряду обучающихся могут нарушить целостность и единство обучения (как совместной деятельности) и снизить эффективность любых, даже самых современных педагогических технологий и методов. Такое же противоречие может возникнуть и со стороны позиции ученика.

Разрешение противоречия в позициях ученика и учителя, даже если с позиции педагога выступает интерактивный учебник, интернет-портал или даже чат-бот – является важным условием достижения планируемых результатом обучения; даже в тех случаях, когда учитель как бы выпадает из процесса обучения и мы говорим о самообразовании – ученик всегда будет вступать в кооперацию с «образом педагога», который имеет больший опыт, мудрость, неизвестные учащемуся способы действий и т.д. И именно Кооперация, а не совместная деятельность, с учителем и/или средством обучения будут «залогом успеха» обучения в интерактивном образовании, которое строится на многочисленных способах интерактивного взаимодействия (методах и формах такого образования).

Не останавливаясь на подробном рассмотрении кооперации как характеристики дидактических отношений, отметим, что Рут Нисбет выделила пять ее основных типов [4] – автоматическую кооперацию, традициональную, спонтанную, директивную и контрактные формы кооперации (на основе формальных и неформальных соглашений). Данный вопрос в процессе обучения требует своего отдельного исследования.

Таким образом основные дидактические отношения в логике интерактивного образования будут возникать между следующими элементами (рис. 2):
  • избыточной, недостоверной и разнообразной по форме представления информацией;
  • способами работы с такой информацией (методы, формы);
  • социальной и педагогической (профессиональной) позицией учителя;
  • социальной и учебно-познавательной позицией обучающегося.

Рис. 2. Основные дидактические отношения в логике интерактивного образования

А – Новые роли учителя (организатор, тьютор, коучер, наставник)

Б – Интерактивные формы и форматы (электронное обучение, вебинары, видеолекции, групповые занятия, интерактивное пособие и пр.)

В – Интерактивные методы (командное обучение, сторителлинг, геймификация, диалог, полилог, «обучение через соревнование», метод проектов и пр.)

Г – Самоорганизация (организация своей учебной деятельности, индивидуальная траектория обучения, выбор форм и методов учебной работы)

Взаимосвязь социальных и учебных (педагогических) позиций требует использования не фронтальных методов обучения, а в большей степени свойственных интерактивному характеру образования – групповых и командных. «В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными» (Н.И. Шевченко)[9].

В групповом взаимодействие возникают новые формы отношений: прямых («ученик-группа», «учитель-группа», «группа-группа») и косвенных, опосредованных, когда учитель общается с каждым из учащихся через группу («ученик-группа-учитель»), или когда реализуется онлайн обучение («ученик-программа-учитель»). Специфика этих отношений лежит в области социальной психологии и коммуникаций, а дидактические связи определяются интерактивной формой организации обучения, когда социальная группа или компьютерная программа становятся частью образовательного процесса. Поэтому можно рассматривать функции, типы и виды этих взаимосвязей, выбор методов и приемов обучения, содержание деятельности, условия эффективной организации такого учебного процесса (в рамках интерактивных форм).

*  *  *

Исследования дидактических отношений могут оказать значительно влияние на трансформацию классической дидактики в логике интерактивного образования, предложить новые решения в ответ на проблемы современного образования на переходе от 2.0 к 3.0 формату:

  • Сможет ли образование отказаться от фронтальных форм обучения в пользу групповых, командных, коллективных форм организации познания (обучения)?
  • Каким образом образовательные стандарты (или учитель) смогут оградить обучающегося от огромного потока учебной (и не учебной) информации? Минимизировать требования к объему знаний?
  • Каким образом учесть интерактивность в учебном процессе и использовать преимущества этого свойства информации и информационного общества?
  • Какой метод стоит за диалоговым, интерактивным, позволяющим организовать автономное и самоорганизующееся учение (познание) для каждого обучающегося?
  • Является ли позиция ученика определяющей его личностное и профессиональное развитие или это только следствие образовательного процесса?

Литература и электронные ресурсы

  1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 314 с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2007. 192 с.
  3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учеб. пос. /под ред. Г.И. Ибрагимова. М.: Владос, 2011. 383 с.
  4. Кооперация / Большая психологическая энциклопедия. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=67&wordid=746976 (Дата обращения 05.02.2018 года)
  5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пос. М.: Академия, 2007. 352 с.
  6. Махотин Д.А. Интерактивное образование: понятийное поле междисциплинарного исследования // Интерактивное образование. 2017. №1. С. 2-4.
  7. Ноздрякова Е.В. Интерактивное обучение – реальность или вымысел современного образования? // Интерактивное образование. 2017. №1. С. 5-10.
  8. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пос. / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. 368 с.
  9. Шевченко Н.И. Интерактивные методы как условие интерактивного образования // Интерактивное образование. 2018. №1. С. 15-21.
Поделиться: