Современное образование испытывает огромное влияние информационных технологий и интернет-пространства в сфере организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В будущем ожидается, что информационные технологии продолжат продвигаться беспрецедентными скоростями. Тенденции в технологическом развитии (изменчивость и нестабильность, глобализация и безграничность, информационно-мобильные технологии и персональная значимость, информационно-образовательная и сетевая полиресурсность, разнонаправленность целеполагания, доступность учения в любое время и в любом месте, инициативность и мобильность) показывают, что увеличение информационно-образовательной мощности будет приводить к когнитивному повышению учебной деятельности.
Цифровые технологии становятся самым большим рычагом для повышения производительности учения и конкурентоспособности, для формирования способных к самостоятельному, мобильному и инициативному обучению учащихся.
Анатолий Витальевич Баранников, д-р пед. наук, профессор, член-корр. РАО
Цифровые технологии, особенно информационно-мобильные, сегодня выступают одним из основных факторов для изменения в школе социальных, образовательных требований и структуры учебной деятельности, высвечивают, какие знания (умения) и компетенции, способы и приемы работы необходимо приобрести учащимся.
Наибольшие изменения будут происходить в области интегрированных знаний и компетенций, метазнаний и метаумений (образовательных, творческих, коммуникационных, информационно-технологических, технических, деловых). Это, естественно, приведет к появлению новых возможностей в рамках существующих учебных дисциплин и созданию новых направлений. «Виртуальные и сетевые учителя» – это уже реальность современной школы, как дополняющий компонент научения.
Основные социально-технологические тенденции делают все более важным для школы организацию обучения в социально-образовательных сетях и ожидание того, что формальное, неформальное и информальное учение будет проходить в широком диапазоне разнообразного онлайн и офлайн пространства и давать синергетический эффект.
Вследствие этого, формируемое обучение будет характеризоваться появлением дополнительных ролей участников (сетевыми учащимися, сетевыми учителями, сетевыми службами, организациями информационных форумов и других видов взаимодействия). Неформальные стратегии учения станут (эти процессы подспудно происходят уже сейчас) неотъемлемой частью всеохватывающего школьного обучения.
Образовательная организация, рассматриваемая в новой системе отношений, перестает быть «эксклюзивным агентом» предоставления образовательных услуг, но становится центром координации действий учащихся, гарантирующим эффективную помощь и поддержку школьникам, помогающим им в оценке (самооценке) и коррекции учебной деятельности. Происходит переориентирование организационно-учебной работы на учение с открытыми формами получения образования, которые сосредоточены на учащемся, на активном применении мобильных технологий, что и формирует новый, значимый для социума и личности, обучающий континуум.
Социально-образовательное воздействие на школьников будет становиться все более децентрализованным. Продолжит расти внешнее влияние неформальных атрибутов образования на школьную политику и учебные программы. В этих условиях школам необходимо формироваться и представлять себя в качестве межорганизационных систем научения с гибкими и мобильными, открытыми и адаптивными организационными возможностями, которые помогают школьной деятельности согласоваться с современными реалиями, жизненными смыслами и ценностями учащихся, их инициативой и способны обновляться в контексте перемен. Как следствие, школы становятся ответственными за организацию разнопланового и разнонаправленного образования.
Контроль, мониторинг и оценка, встроенные в формальные и неформальные процессы получения образования, будут все больше полагаться на открытое межорганизационное и межличностное социальное и образовательное взаимодействие в структуре информационно-технологического окружения, которое уже сегодня интерактивно реагирует и воздействует на действия учащихся.
Обучение, когда границы реального и виртуального образования становятся менее значительными, важно поддерживать гибкой и мобильной виртуальной средой, интернет-инструментами и социальными приложениями для индивидуальных и совместных учебно-познавательных процессов в различных образовательных контекстах и процессах внутри и вне школы.
Обучающее окружение мотивируется реальными потребностями, интересами и перспективами учащегося, поскольку он их связывает с различными жизненными (социальными, культурны-ми и образовательными) контекстами и ситуациями, благодаря чему:
- учение становится более целостным, встроенным в реальные жизненные процессы;
- характер обучения больше ориентируется на применение учащимся полученных результатов, знаний и компетенций в разнообразных сферах деятельности;
- персональное (индивидуальное и инициативное) учение вытекает из личностных предпочтений и ожиданий в реализации своих социальных и образовательных потребностей в общеучебном (информационно-сетевом) пространстве;
- инновационные обучающие концепции, когнитивные социально-образовательные процессы начинают рассматриваться с целью решения вопросов мобильного и инициативного учения;
- организациям формального (традиционного) образования необходимо гибко и своевременно реагировать на ученическую инициативу, на изменения и возможности «увязывания» открытого распределенного учения (без границ) и школьного образования, которое у учащегося взаимосвязано и интегрировано в повседневную жизнь;
- школьное обучение и самостоятельное учение (самообразование) в формальных и неформальных (онлайн и офлайн) образовательных отношениях должны быть согласованы, адаптированы, доступны и задействованы для всех категорий учащихся.
В этих условиях наиболее заметными направлениями деятельности образовательной организации станут:
- необходимость обеспечения инициативного и мобильного, доступного и принимаемого учащимися обучения, которое должно помочь сориентироваться в организации и получении своего образования (независимо от уровня готовности) в современной ситуации открытости и распределенности учения;
- осуществление педагогического воздействия важно сориентировать на проблемно-ситуационное критическое мышление, на компетентностные действия и стратегические жизненно-значимые цели и задачи, творчество и учение в разнонаправленных контекстах и процессах;
- необходимость согласования информационно-мобильных технологий, интернет-инструментов и социально-образовательной деятельности для выстраивания интерактивного обучающего окружения, которое позволит учащимся включать собственный опыт и образовательный задел, а значит сделать их заинтересованными и мотивированными участниками;
- способы адаптации контроля, мониторинга и стратегий оценивания, которые предоставят учащимся возможность вносить постоянные коррективы в свою учебную деятельность в условиях формального и неформального учения;
- изменение роли учителей как обучающих модераторов (посредников), тьюторов и фасилитаторов, наставников и консультантов, формирующих у школьников разные модели учебного поведения, которые позволят школьникам осуществлять образование на протяжение всей жизни.
С позиции пользователя повышение доступности высококачественных и легко применимых технологий, в нашем случае, удобных для учащихся, все большего вхождения информационно-мобильных технологий в их повседневную жизнь дает им возможность выстраивать образование по своему усмотрению и с опорой на все имеющиеся ресурсы (в том числе школьные).
С появлением более интегрированных и адаптированных технологических инструментов, на передний план в системе получаемых знаний и компетенций выходят информационно-сетевые коммуникации и алгоритмы образовательного взаимодействия, межличностные и межорганизационные учебные взаимоотношения, общение (умения контактировать, договариваться, сотрудничать, обмениваться знаниями и мнениями) становятся более важными.
В то же время, «вездесущность» и изобилие информации требует от школьников улучшить свои метакогнитивные компетенции – размышление, критическое мышление, решение проблем, организация своей деятельности и управление ей. Для этого важно понимать закономерности собственного учебного поведения и найти свой путь во взаимосвязанном лабиринте социально-образовательного взаимодействия. В этих условиях инициативность и решимость, психологическая устойчивость, готовность к экспериментированию и рискам, творчество и предприимчивость становятся необходимыми ключевыми компетенциями.
Мобильные технологии и устройства продолжают «захватывать» все сферы жизни учащихся и предлагать широкие возможности для образования, обеспечивая связь жизненного опыта и образования, лучше увязывая спрос и предложения. Сегодня персональная образовательная деятельность учащихся, как глобальная общественная тенденция, начинает преобладать.
Поэтому важно, чтобы учителя опирались на информационно-мобильные технологии, что позволит им лучше учитывать разнообразие и учебную гетерогенность в классе, адаптировать изучаемые материалы к индивидуальным потребностям и способностям учащихся.
Эти технологии дают учителям возможность:
- формировать персонализированные комплекты учебных материалов;
- постоянно контролировать и корректировать учебные познавательные действия, непосредственно не вмешиваясь в процесс изучения;
- использовать огромное количество привлекательных и интересных учебных материалов.
Однако реализовать потенциал информационно-мобильных технологий в совместных и персональных ученических действиях, адаптировать их к сложным и актуальным, постоянно меняющимся, явлениям и событиям возможно только, если обеспечить открытый доступ (в том числе и из класса) в онлайн и офлайн образовательное пространство и освоить базовые цифровые знания и компетенции. Только тогда учащиеся смогут извлекать выгоду из возможности получения необходимых сведений, умений и способов (приемов) понимания обучающего окружения, чтобы участвовать в технологичных учебных процессах и мероприятиях.
В этих условиях можно выделить атрибуты учебных онлайн и офлайн пространств и их взаимодействие в учебно-познавательной (персональной и коллективной, инициативной и мобильной) интерактивной деятельности:
- учебные пространства с возможностью интенсивного познания – это место, где каждый учащийся может получить доступ к целостному и долгосрочному освоению выбранного направления, формированию учебного поведения, опыта и оцениванию значимости своих достижений;
- в системе школьного обучения важно иметь открытый доступ и свободное подключение к социально-учебным пространствам (сетям), поощрять и поддерживать проявление инициативы и самостоятельного учения, значимых индивидуальных и групповых исследований;
- у учащихся должна быть возможность на этой основе сформулировать свои амбиции в организуемом и спонтанном обучении независимо от времени, местоположения и доступности;
- персональные мобильные устройства, ресурсные и познавательные области в открытом информационно-образовательном пространстве;
- ядро (якорь) системы знаний и компетенций, которые фиксируют и сигнализируют, что знают школьники, что они узнали и чему они стремятся научиться в определенное время и в сложившихся ситуациях;
- это должно стать тем обучающим окружением, где учащиеся встречаются виртуально и практически для обмена учебным опытом, знаниями и способами учебно-организационной работы, общения друг с другом и иными образовательными сообществами учащихся и учителей, освоения социально-информационными технологиями.
Мотивационные и эмоциональные, образовательные и информационно-ресурсные пространства, интенсивно развивающиеся сегодня в учебном процессе, – это то, где школьники получают доступ к значимому содержанию образования, приоритетным (принимаемым и доступным) процессам учения в рамках всего спектра их интересов и ожиданий, учебно-познавательных потребностей, эмоций и мотивов, которые способствуют достижению социальных и образовательных результатов.
Диапазон деятельности достаточно обширен (поскольку здесь усиливается и мотивационная направленность, и воображение учащихся), а сам ученик может определиться в действиях от простого до сложного, от банального до возвышенного, от общего до исключительного.
Обучение и интеллектуальная включенность школьников являются многомерными, охватывая множество разнообразных действий, процессов и эмоциональных состояний учащегося. Учебные пространства, выстроенные для обучения, являются сложными перекрестками, где ученики используют различные знания и компетенции, инициативы и волевые усилия, мотивы и эмоции. И они реализуют это через организационно-учебную деятельность и интерактивное взаимодействие с обучающим окружением.
По своей сути такой подход являются «инклюзивным», поскольку каждый учащийся получает доступ к отдельной «учет-ной записи» обучения и сети, связывающей его с другими участниками, информационными ресурсами, разными экспертными взглядами. Фактически, это активные обучающие пространства, места развертывания (презентации и оценивания) проектов, исследований и экспериментов.
Постоянное совершенствование мобильной технологии как доступной технологии для большинства учащихся формирует потенциал для создания еще более гибкого цифрового взаимодействия, поскольку учащиеся могут собирать и передавать изображения, звуки и короткие видеоролики в движении и использовать их для создания визуально и аудио поддерживаемых образовательных целей, изучения разнообразного опыта для себя и других. Беспроводные технологии предоставляют учащимся свободу доступа к учебным ресурсам из разных мест, включая специальные учебные среды, созданные ad hock[1].
Характерной чертой современной образовательной действительности сегодня является возможность и способность говорить от себя в контексте, который создали другие. При этом обратная связь не ограничена только контекстом, поскольку в открытом обмене образовательной информацией и знаниями учащийся находится во взаимодействии с разнообразными источниками и ресурсами.
Сегодня предоставляется множество новых и эффективных онлайн и офлайн инструментов. Это также мотивирует развитие знаний и компетенций, часто за пределами официального или формального обучения. В связи с этим специалисты (учителя и методисты), участвующие в разработке программного обеспечения с открытыми исходными позициями, скорее всего, смогут извлекать важные учебные и организационные знания из накопленного опыта и получать от учащихся (их сообщества) образовательный опыт, который будет применим для многих других учебных ситуаций.
На практике это означает, что существующая высокая плотность и насыщенность информационных мобильных технологий и устройств не только позволяют, но в определенном смысле «провоцируют» учащегося учиться с их активным применением. Важными стимулами для таких связных социально-образовательных действий служит увеличение интернет-подключений, рост мобильных инноваций и огромный успех приложений, таких как MySpace, Facebook, SecondLife, Flickr, Orkut, LinkedIn, Xing, RSS-каналы, списки рассылки, Google, YouTube, блоги, локальные знаниевые сети и т. д.
Другие факторы, указывающие на потенциал настоящего информационно-мобильного пространства, включают в себя большую профессиональную сориентированность, повышенную мобильность и гибкость онлайн и офлайн ресурсов и источников, множественность информационных траекторий, расширение диверсифицированного участия и в то же время более высокие уровни совместного социально-образовательного взаимодействия.
В связи с этим увеличивается количество и объемы социальных взаимосвязей и обменов, что приводит к более глубоким изменениям познаваемого контекста, его персонализации, богатству образовательных отношений и, соответственно, инициативному и мобильному самосознанию. В результате это мотивирует и обеспечивает практические, живые переживания, которые делают связанными личностные и социальные цели и задачи, ожидания и перспективы.
Школьники могут легко и достоверно оценивать (проверять) качество того, что и как они учат. Учащимся важно понимать, что ни уровень знания и компетентности, ни их качество не могут быть абсолютными и постоянно сохраняться «на высоте». Доверие к тому, что и как вы узнаете, а также показатели, в непрерывном процессе познания могут ослабляться.
Различные степени реализации учащимися планов и программ собственными силами (исходят из оценки своих способностей и возможностей) связаны у них с разным уровнем восприятия и понимания себя, уверенности и проверяемости того, что они знают и умеют. Четкость в отношении степени прозрачности и проверяемости соотносится у учащихся с тем, как учитывается и согласуется значимое для них образование и общешкольное обучение (в связи с этим проявляется больший или меньший интерес и инициатива), что играет решающую роль во включении того, чтобы могло бы формировать обучающее окружение.
Это позволяет проводить многомерные оценки содержания, образовательных связей, истории своего освоения материала, процессов научения, которые знает учащийся, включая разнонаправленные источники и ресурсы. Оценки, ориентируются на несколько измерений, отражающих организацию приобретения знаний и компетенций (знаю что, знаю почему, знаю кто, знаю как).
Становится важным использовать такое оценивание для распространения, поддержки и управления школьным и персональным обучением, тем самым можно будет расширить школьникам доступность к распределенному и разнонаправленному учению, повысить совместимость разных направлений получения образования и его понимание через открытые учебные (познавательные) виртуальные и реальные пространства.
С появлением непрерывного, распределенного и вседоступного (во времени и пространстве) образования без границ как центральной обучающей парадигмы с ориентацией на будущее, стратегии обучения и педагогические подходы будут претерпевать важные изменения. Также с развитием информационно-мобильных технологий и устройств, персонализированных форм научения, расширяются потребности учащегося в личностно значимом педагогическом сопровождении социальной и образовательной инициативности учащегося.
Учителя (и другие работники образования) должны, по мере необходимости, оказывать помощь учащимся в реальной учебной практике:
- оценивать и использовать имеющиеся средства, знания, компетенции;
- находить новые онлайн и офлайн ресурсы и веб-инструменты;
- поддерживать индивидуальные пути учения и образовательные опыты;
- мотивировать и привлекать учащихся эффективными, актуальными, комплексными учебными задачами из «реальной жизни».
Вместе с меняющимися педагогическими ориентирами и учебными программами, стратегиями образовательного взаимодействия и оценивания образовательных достижений начинают преобразовываться традиционные социально-образовательные организации и профессиональная подготовка. На этой основе формируется новый учебный ландшафт, форматы обучения. В частности, необходимо ответить более гибко на персональные потребности учащихся и соответствующие изменения рынка труда.
Выделим основные направления поддержания персонального (активного, инициативного и мобильного) учения:
- сокращение в программах (оставшейся в учебной практике) неактуальных и балластных знаний и устаревших умений, содействие повышению конкурентоспособности образования на основе личностного познавательного роста;
- снятие барьеров между школьным обучением и получением образования в условиях реального жизненного пространства;
- содействие интерактивному и сбалансированному взаимодействию школьных форм научения и информационно-мобильного сетевого познания;
- облегчение формирования персонального обучающего окружения, вхождения в распределенные разнонаправленные процессы и контексты интернет-пространства, особенно для решения долгосрочных (ключевых) образовательных задач;
- поощрение учащихся к выстраиванию «умной» структуры получения образования, основанной на интеграции различных форм, способов и приемов научения, знаний, компетенций и действий, организованных и спонтанных, индивидуальных и коллективных учебных процессов (познавательных контекстов), что позволит школьникам разно-образно проявлять себя в образовании в качестве ответственных, инициативных и мобильных людей;
- сосредоточение усилий на постоянном мониторинге и оценивании обучающего окружения, чтобы школьники могли быстро реагировать, осмыслять и настраиваться на изменения условий образования и труда, успевали вовремя обновлять знания и компетенции.
Видение инициативного и мобильного научения направляет современное образование на то, чтобы более эффективно и оперативно реагировать на социальные и культурные вызовы и тенденции, на изменения требований к организации людьми собственной жизни и профессиональной деятельности – необходимости критически уменьшить текущий разрыв между миром образования и миром работы.
В качестве одного из путей выберем подход, который можно назвать «гибридной» инициативно-обучающей организацией познавательной деятельности учащегося (в том числе и персональной) для получения востребованного образования. Рассматриваемые здесь сценарии выстраивания актуального обучающего окружения описывают различные способы взглянуть на предполагаемую и желаемую учебную деятельность, которую следует совместно с учащимся тщательно предопределить и описать вероятные учебно-познавательные процессы, возможные трудности (препятствия и проблемы), чтобы создать «живую образовательную картину действий».
Введение «гибридных» учебных процессов в совместно формируемом (учителем и учащимся) обучающем окружении помогает создавать условия для соотнесенного с общеобразовательной программой персонального образования (в таком случае в нем осуществляется школьное и внешкольное взаимодействие), которое характеризуется более высоким уровнем творчества и экспериментирования. Это происходит еще и потому, что дуализм между жизнью и школьным учением в определенном смысле преодолевается.
К тому же данный подход будут больше соответствовать требованиям к организации в рамках школьного образования современной среды открытого и распределенного научения, связанной с персонализированными учебными (познавательными) процессами, которые контролируется отдельным учащимся, но поддерживаются эффективным консультированием по проблемным вопросам, актуальным для конкретного ученика и управляемой самостоятельностью. Это обеспечивает интеграцию, активное взаимодействие и обратную связь с повседневной спонтанной и организованной образовательной, инициативной и исполнительской деятельностью учащихся.
Цель состоит в том, чтобы предоставить школьникам достаточно подробный и функциональный образ учебных действий, контекстов и пространств научения, которые на момент деятельности было бы легче идентифицировать и адаптировать, которые позволяли бы задействовать модель, используемую в предыдущих обучающих процессах, для поддержания предполагаемого образовательного продвижения.
Это может помочь учащимся и учителям, принимающим решения, сравнивать выбор, который они делают сейчас, соотносить с прошлым опытом, с теми решениями, которые могут быть наиболее адекватными, благоприятными и, в результате, соответствовать выбранным путям решения образовательных задач с целью достичь поставленных результатов. Фактически, этот процесс похож на обратное проектирование с позиции будущего формируемого содержания и процесса.
Естественно, в такой ситуации важно найти решение возникающей проблемы (адекватного достижения прогноза). Для эго разрабатываются наиболее надежные варианты будущих образовательных результатов (учебных процессов), которые таковыми будут являться, если их можно будет пошагово реконструировать до настоящей исходной позиции, в таком случае, можно говорить о том, что предусмотренные достижения и способы их получения превратятся в желаемую и ожидаемую реальность.
Этот подход может быть применимым, но к нему не следует относиться небрежно, надо учитывать один фундаментальный недостаток такого пути – отталкиваясь от настоящего, не пытаться сравнивать его с чем-то неопределенным и надеяться на то, что это будет достаточно точный прогноз. Сделанный на основе существующего социального и образовательного контекста (опыта и действующих процессов), прогноз не станет в реальности таким, как нам хотелось бы, поскольку он, как и само образование, является вероятностным. Его всегда необходимо тщательно соотносить с существующими тенденциями и трендами, но даже при этом он будет оставаться условным.
Можно с уверенностью сказать, что прогнозирование (в нашем случае образовательное) является важной частью школьного существования и будет, по-прежнему, играть значимую роль в том, как само образование и его получение станет развиваться и реализовываться в жизни человека (учащегося). И этому следует находить место в организационно-учебной работе и педагогической поддержке самостоятельности и автономности школьников, персонализации (инициативности и мобильности) образования.
В конце концов, сегодня создается, пожалуй, одно из самых универсальных свойств человеческого (образовательного) общества XXI века, в котором родовая способность непрерывно учиться получает возможность делать это в любом месте, в любой ситуации и в любое время. Она может считаться одним из определяющих признаков современного социума.
Эта деятельность осуществляется в определенных образовательных контекстах:
- Формальное образование (установленное для всех).
- Формальная дополнительная образовательная деятельность (в рамках программы).
- Дополнительная деятельность учителя с учащимися (экспериментальная и вне программы).
- Внешнее неформальное дополнительное образование (стационарное в учреждениях дополнительного образования).
- Самостоятельная организация образования (самообразование).
- Интернет-сетевое образовательное взаимодействие.
- Субкультурная образовательная среда сверстников.
- Неформальное увлечение (хобби).
Таким образом предпринимаемые усилия (действия) по проектированию учебных (обучающих) процессов показывает уровень понимания того, что отличает образовательную деятельность «вчера» от образовательных намерений завтрашнего дня.
Соответственно необходимо обеспечить образовательную действенность учебных учреждений (то есть уметь оказывать воздействие), опираясь на сегодняшние социальные условия и наметившиеся тенденции получения молодыми людьми образования (это персонализированное и распределенное, инициативное и мобильное учение без границ). В данной ситуации важно организовать разнонаправленное обучающее окружение таким образом, чтобы оно поддерживало формирование тех качеств, которые и участники, и организаторы учебных (познавательных) процессов считают для себя значимыми и применимыми в жизни.
[1] Ad hoc — латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю». Как правило, фраза обозначает способ решения специфической проблемы или задачи, который невозможно приспособить для решения других задач и который не вписывается в общую стратегию решений, составляет некоторое исключение (Свободная энциклопедия Википедия).
Литература
- Баранников А.В. Инициативное и мобильное обучение в условиях персонализации школьного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2019. 272 с.
- Баранников А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. М.: УЦ «Перспектива», 2018. 316 с.
- Баранников А.В. Эффективное учение: научи себя сам. М.: УЦ «Перспектива», 2017. 148 с.