Рекомендации по политике в области мобильного обучения

Поделиться:

Как использовать мобильные технологии для содействия процессам передачи и получения знаний?
Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения непосредственно отвечают на эти вопросы. В них содержатся обоснования и ориентиры для организаций, принимающих решения, и прочих заинтересованных сторон, что позволит превратить повсеместно используемые мобильные устройства в инструменты обучения.
Мобильные технологии ведут к фундаментальным переменам в образе жизни людей. Принятие взвешенных политических решений позволит изменить процесс получения знаний.

Что такое мобильное обучение?

Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами. Мобильное обучение включает в себя мероприятия, необходимые для достижения целей обучения, например эффективное управление школьными системами, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся.

Мобильные технологии развиваются непрерывно. На рынке представлено огромное разнообразие устройств. Не вдаваясь в детали, в их ассортименте можно выделить мобильные телефоны, планшетные компьютеры, устройства для чтения электронных книг, портативные аудиоплееры и портативные игровые приставки. Уже завтра этот список может измениться. Чтобы не отвлекаться от основной задачи на бесконечное уточнение технологических определений, ЮНЕСКО в данном случае ссылается на широкий спектр цифровых и полностью портативных мобильных устройств, которые по большей части принадлежат частным лицам, а не организациям.

Подобные устройства имеют возможность выхода в Интернет, поддерживают мультимедийные возможности и содействуют в решении широкого спектра задач, в частности, относящихся к коммуникации.

Мобильное обучение представляет собой отдельное направление в области применения ИКТ в образовании. В то же время, поскольку в этом случае используется более доступная, самодостаточная и управляемая технология по сравнению со стационарными компьютерами, необходимо пересмотреть традиционные модели ее использования и внедрения. Раньше проекты в области компьютеризации и электронного обучения имели ограничения, связанные с аппаратным обеспечением: оборудование стоило дорого, требовало бережного обращения, имело значительный вес и могло использоваться строго в отведенных для этого помещениях. Теперь же проекты в сфере мобильного обучения предполагают непрерывный и в значительной степени неконтролируемый доступ учащихся к данной технологии. Поскольку доступность мобильных технологий постоянно растет, лица и организации, ответственные за выработку образовательной политики, должны заново переосмыслить потенциал ИКТ применительно к сфере образования.

Данные Рекомендации призваны содействовать этому процессу, детализируя некоторые уникальные преимущества мобильного обучения и формулируя политические рекомендации самого высокого уровня.

Уникальные преимущества мобильного обучения

  1. Расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию.

В наши дни мобильные технологии повсеместно используются даже там, где не хватает школ, книг и компьютеров. Цены на мобильные телефоны постоянно снижаются, поэтому все большее количество людей, даже в самых бедных регионах, имеют возможность приобрести подобные устройства и знают, как их использовать.

Растущее число проектов свидетельствует о том, что мобильные технологии — это отличный инструмент обучения для учащихся, лишенных возможности получить качественное образование.

  1. Персонализация обучения.

Мобильные устройства, как правило, являются собственностью своих владельцев, находятся в их распоряжении в течение всего дня и обладают множеством функций для настройки. Именно поэтому мобильные технологии обеспечивают более широкие возможности для персонализации по сравнению со стационарными технологиями и технологиями обмена информацией. В зависимости от навыков и знаний пользователя приложения для мобильных телефонов и планшетов позволяют выбирать для чтения тексты посложнее или попроще. Такой подход позволяет устранить ограничения, с которыми сталкиваются учащиеся, имеющие более высокий или, наоборот, более низкий уровень знаний по сравнению с остальным классом. Хотя эти возможности были реализованы на персональных компьютерах уже несколько лет назад, их использование имело серьезные ограничения. Учащиеся не имели возможности свободно приносить персональный компьютер в учебный класс или забирать его домой, многие даже не могли позволить себе приобрести подобное устройство, поэтому данная технология, пусть даже и доступная в компьютерных центрах и специализированных лабораториях, не стала по-настоящему персонализированной. Благодаря своей исключительной портативности и относительной дешевизне, мобильные технологии чрезвычайно расширили потенциал и возможности персонализированного обучения.

По мере появления новых типов данных и увеличения объема информации о пользователях, собираемой мобильным устройством, мобильные технологии лучше справляются с задачей персонализированного обучения. Например, если учащийся лучше воспринимает визуальные данные и интересуется картами, то исторические данные можно вывести на интерактивный атлас, управляемый с помощью сенсорного интерфейса. Учащемуся с другими предпочтениями можно предоставить аналогичную информацию совершенно в ином виде, например в виде шкалы времени с отмеченными на ней важными событиями и ссылками на видеоматериалы и первоисточники. Со временем персонализированные технологии превзойдут в своем развитии унифицированные модели обучения.

В целом интеллектуальные мобильные устройства, которыми уже пользуются миллионы людей, предлагают учащимся большую свободу — они могут продвигаться вперед в собственном темпе и руководствоваться личными интересами, что повышает мотивацию к обучению.

  1. Мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения

На примере нескольких проектов было доказано, что мобильные технологии ускоряют процесс оценки результатов обучения и дают учащимся и преподавателям возможность быстрее отслеживать достигнутые успехи. Раньше учащимся приходилось днями или даже неделями ждать рекомендаций, основанных на оценке их знаний. Теперь же, благодаря интерактивным функциям мобильных устройств, ответ может быть получен практически мгновенно. Это дает учащимся возможность оперативно выявлять проблемы в обучении и повторять ключевые понятия.

Некоторые математические приложения, доступные для смартфонов и базовых мобильных устройств, пошагово демонстрируют порядок решения задач, с которыми не справился ученик. Данная система оценок помогает накапливать знания, а не просто присваивает баллы, премирует успешных учеников или выдает дополнительные задания отстающим.

  1. Обучение в любое время и в любом месте

Поскольку большую часть времени мобильное устройство находится со своим владельцем, проводить обучение можно в любое время и в любом месте, о чем ранее нельзя было и мечтать. Мобильные обучающие приложения дают пользователю возможность выбора: он может выполнить упражнение, требующее нескольких минут, либо полностью сконцентрироваться на задании в течение нескольких часов. Благодаря подобной гибкости для обучения можно использовать большой перерыв между занятиями или короткую поездку в автобусе.

Мобильные устройства позволяют отслеживать процесс усвоения важной информации. Принцип действия некоторых приложений основан на том, что усвоенный материал забывается с течением времени в соответствии с определенной логарифмической зависимостью. Используя тщательно выверенные закономерности, эти приложения заставляют учащегося повторять новый материал оптимальное количество раз сразу же после изучения и перед тем, как, согласно ожиданиям, эти сведения могут быть забыты. Благодаря такому подходу новая информация перемещается из кратковременной памяти в долгосрочную. Для эффективной работы данных программ пользователи должны носить устройства с собой в течение дня. Мобильность в данном случае – решающий фактор успеха.

  1. Эффективное использование времени на уроках в классах

Исследования ЮНЕСКО показали, что с помощью мобильных устройств учителя могут эффективнее использовать время на уроках в классах. Если учащиеся используют мобильные технологии для решения задач на пассивное или механическое запоминание, например, слушают лекции или осваивают новый материал дома, у них высвобождается время для обсуждения идей, обмена собственной интерпретацией полученных знаний, совместной работы и проведения лабораторных работ в школе или других образовательных учреждениях. Мобильное обучение не приводит к разобщению учеников, а помогает им вырабатывать навыки эффективной совместной работы.

  1. Формирование новых сообществ учащихся

Мобильные устройства регулярно используются при создании новых сообществ учащихся.

Южноафриканский проект Yoza Cellphone Stories («Рассказы мобильного телефона») предоставляет молодежи возможность читать и комментировать небольшие рассказы, используя недорогие мобильные телефоны. Благодаря этому фактически формируется сообщество читателей в тех местах, где не хватает книг.

Цель реализуемого в Камбодже проекта Pink Phone («Розовый телефон») – обучение женщин-руководителей применению мобильных технологий для обмена идеями, информацией и ресурсами в виртуальном пространстве. Чтобы помогать людям в реальной жизни, женщины обращаются к опыту своих коллег в виртуальной среде.

Массовый открытый онлайн-курс (МООК) представляет собой эксперимент с использованием разнообразных методов, позволяющих учащимся одного курса эффективно взаимодействовать друг с другом. Другие платформы предлагают направленное профессиональное обучение учащихся со схожими интересами. Помимо первоклассных учебных материалов, доступных гораздо большему количеству людей по сравнению с обычными образовательными учреждениями, подобные системы (постоянно совершенствуемые для работы через мобильные устройства) помогают учащимся в постановке и решении  задач, работе над совместными проектами и, в более широком смысле, содействуют социальному взаимодействию как основе учебно-воспитательного процесса.

  1. Поддержка ситуационного обучения

По сравнению с традиционным процессом обучения в аудиториях, мобильные устройства позволяют переместить его в среду, максимально облегчающую понимание предмета. Оттолкнувшись от идеи аудиогида в музее, рассказывающего посетителям об интересных экспонатах или картинах, разработчики-новаторы создали мобильные приложения, предназначенные для изучения различных дисциплин, например истории или химии. Одни приложения превращаются в экскурсовода по городу, рассказывая о важнейших архитектурных объектах, их композиции, конструкции и значении. Другие приложения приходят на помощь изучающим ботанику, предоставляя сведения о растениях по мере знакомства с ними в среде естественного обитания.

Мобильные устройства, по существу, придают буквальное значение изречению о том, что мир – это учебный класс.

  1. Развитие непрерывного «бесшовного» обучения

Благодаря облачным вычислениям и хранилищам данных можно повысить эффективность обучения. Студенты вовлекаются в непрерывный, отвечающий современным требованиям процесс обучения — вне зависимости от оборудования, используемого для доступа к ресурсам. Поскольку ресурсы и информация о достигнутых успехах хранятся на удаленных серверах, а не на жестком диске определенного ПК, учащиеся могут работать с одним и тем же материалом с самых разных устройств: настольных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов — используя преимущества каждого типа.

Например, стационарный компьютер с большим экраном и полноразмерной клавиатурой лучше подходит для подготовки рефератов и углубленного поиска в Интернете, тогда как мобильное устройство — идеальный вариант для записи идей или ввода собранных в полевых условиях данных. Современное программное обеспечение позволяет синхронизировать данные на нескольких устройствах, поэтому учащиеся могут возобновить работу на мобильном телефоне с того места, где она была приостановлена на настольном компьютере, и наоборот. Благодаря этому обеспечивается непрерывный процесс обучения.

Кроме того, поскольку обработка данных все чаще переносится в облако, отпадает необходимость в устройствах, оснащенных дорогостоящими процессорами для выполнения ресурсоемких программ, — учащемуся достаточно лишь выхода в Интернет.

  1. Обеспечение связи между формальным и неформальным обучением

Мобильные устройства стирают границы между формальным и неформальным обучением, способствуя получению новых знаний. С помощью мобильных устройств учащиеся с легкостью находят дополнительные материалы, чтобы глубже понять концепции, о которых рассказывалось в классе или аудитории.

Например, существует огромное количество приложений для изучения языков, которые «говорят» с учащимися и «слушают» их через встроенные в мобильный телефон динамики и микрофон. Ранее, чтобы обеспечить подобный уровень вербального взаимодействия, требовался педагог. Кроме того, учащиеся могут вступать в разговор с людьми, свободно владеющими изучаемым языком, переводя с помощью мобильного устройства незнакомые слова и фразы и поддерживая тем самым эффективную коммуникацию. Мобильность и относительная ненавязчивость устройств позволяют двигаться прямо к цели. Нет нужды прерывать разговор на поиск нужной информации в бумажном словаре или для того, чтобы открыть ноутбук. Приложения позволяют ученикам отмечать трудные слова, чтобы повторить их позднее, а также выделять непонятные словосочетания, чтобы прояснить их значение на уроке с учителем. Посредством мобильных технологий образовательные процессы в учебной аудитории и за ее пределами дополняют друг друга.

  1. Помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья

Благодаря технологиям масштабирования текста, голосовой транскрипции, геолокации и преобразования текста в речь, мобильные устройства кардинально повышают качество обучения людей с ограниченными возможностями как в сообществах с достаточными ресурсами, так и в менее обеспеченных сообществах.

  1. Повышение качества коммуникации и управления

По сравнению с обычными каналами связи, сообщения с мобильных устройств отправляются быстрее, надежнее, эффективнее и с меньшими затратами. Именно поэтому учащиеся и педагоги все чаще используют их для обмена информацией.

Помимо того что передаваемые через мобильные устройства сообщения с большей вероятностью достигнут получателя, чем бумажные буклеты, их можно использовать для получения или распространения информации. Преподаватели могут запрашивать у студентов ответы на задание, а родители — получать актуальную информацию об академических успехах своих детей.

  1. Максимизация эффективности затрат

Затраты на мобильные технологии выглядят весьма конкурентоспособными в сравнении с затратами на сопоставимые ресурсы. Например, в Таиланде недавно была запущена программа постепенного замещения традиционных бумажных учебников планшетными компьютерами. Несмотря на то что проект в абсолютном выражении не является дешевым, следует учитывать затраты на закупку, доставку и обновление бумажных учебников. Аналогичным образом, необходимо сопоставить возможности и ограничения планшетных компьютеров в сравнении с бумажными учебниками. Еще предстоит провести долгосрочный анализ рентабельности, чтобы сравнить затраты на бумажные и цифровые учебники, однако первые результаты свидетельствуют о том, что именно мобильные устройства являются наиболее эффективным решением, обеспечивающим широкие возможности в условиях постоянно снижающихся цен на эти устройства.

Государственные учреждения многих стран успешно расширяют спектр образовательных возможностей посредством уже используемых людьми технологий, а не за счет внедрения новых устройств. Проекты, направленные на использование популярных мобильных устройств в качестве инструментов для обучения и предоставление равных возможностей для учащихся, которые не могут себе позволить их приобретение, способствуют эффективному решению задач в сфере образования.

#ДАЙДЖЕСТ

Опубликовано в 2015 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), Российская Федерация, 117292, г. Москва, ул. Кедрова, д. 8, стр. 3.

Поделиться: