Информационно-публицистический образовательный журнал

Цифровая среда и образовательная среда: взаимосвязь понятий. Что важнее для педагогической науки?

Общество, а позднее и наука, осознав переход в постиндустриальную эпоху, мир цифровых технологий, породили целый ряд новых понятий – цифровая среда, цифровая экономика, цифровая дидактика, цифровое обучение, цифровые компетенции и даже цифровая педагогика.

Являются ли эти понятия маркерами цифровой эпохи, отражающие характеристику многих (если не большинства) традиционно понимаемых процессов и явлений, или они имеют научную трактовку  и могут стать основой нового направления исследований в педагогике и образовании?

Дм. А. Махотин, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Средовой подход в естественных и гуманитарных науках стал одним из самых востребованных в исследованиях XXI века, обозначив важность систематического изучения «окружения» объектов и процессов и выявления определенных закономерностей и условий, при которых появляются новые возможности и изменения.

Не останавливаясь на раскрытии средового подхода в педагогике, необходимо отметить, что появление и развитие  понятия «образовательная среда» связано с известными учеными Л.С. Выготским, А.С. Макаренко, П.П. Блонским, С.Т. Щацким, В.В. Давыдовым, В.И. Слободчиковым и другими педагогами и психологами. Для интересующих этой проблемой и историческим анализом подходов к этому понятию среды в педагогике и психологии можно обратиться к работам Е.А. Алисова [1].

Исследования Шевченко Н.И., Шалашовой М.М. показывают, что в современных условиях развития образования ряд ученых представляют образовательную среду «как как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее  учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность обучающихся  и благоприятные условия для этого» [6].  При этом образовательная среда представляется как как некая субстанция, отличающаяся от пустого, незаполненного людьми пространства, она ориентирована  на предоставление возможности обучающимся идентифицировать себя в социуме, удовлетворение собственных потребностей в обучении, восприятии  образования как личностной  ценности.

Идеи проектирования  образовательной среды, ставшей актуальной сегодня благодаря необходимости создания нового образовательного контента и персонализированных образовательных маршрутов, во многом соответствуют  своеобразию сообщества обучающихся и связаны с внедрением инновационных педагогических технологий, использованием новых инструментов (электронных, цифровых), проектированием современного содержания образования, увеличением объема самостоятельной работы обучающихся, изменением системы диагностики и контроля образовательных результатов, предоставления возможностей для профессиональных проб и получения реального опыта деятельности и т. п. [7].

В Национальном проекте «Образование» появилось понятие «цифровая образовательная среда», обозначив целое направление исследовательских и научно-практических работ по реализации ключевых проектов по развитию российского образования. Может ли быть образовательная среда «цифровой» и существует ли образовательная среда «аналоговая» (нецифровая), которую также необходимо исследовать и поддерживать для создания определенных возможностей?

Поэтому обратимся к «цифровой среде» и ее особенностям и влиянию на современный мир, на изменение окружения образования и создание новых возможностей для всех обучающихся.

Цифровой мир пришел на смену материального (искусственного) мира, точно также, как в свое время искусственный мир стал массово замещать природный. При этом полного замещения никогда не происходило и, наверное, эти миры должны развиваться параллельно, создавая среду взаимодействия с человеком (социумом). В течение многих веков человек изучал искусственный мир, развивая естествознание, технику и технологические области науки и практики, при этом регулярно возвращаясь к проблемам взаимодействия искусственного  и природного – на уровне экологии и охраны окружающей среды, концепций устойчивого развития, гуманитаризации и «человековизации» образования и пр.

Очень быстро попадая в цифровой мир, погружаясь в новую и отличную от привычной и устойчивой – цифровую среды, – человек испытывает дискомфорт, потерю компетентности и ориентации в 3D (а может и более многомерном) пространстве…А педагогическая наука не успевает исследовать появляющиеся и изменяющиеся процессы и закономерности, давать конкретные практические рекомендации «Что делать?». Отсюда безосновательные (не значит, что ошибочные) заявления новых подходов, новых технологий и даже новые детей (поколение Z, цифровое поколение…).

Но отрицать цифровой мир и новую среду для жизни, обучения и воспитания человека невозможно и поэтому обсуждать, исследовать, экспериментировать сегодня просто необходимо, используя при этом весь спектр цифровых технологий и ресурсов для решения образовательных задач.

Цифровая среда возникла благодаря процессам цифровизации, которые в общем виде описываются как переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. Однако не все так просто, цифровая среда не возникнет благодаря только «оцифровке» информации или процессам автоматизации рабочих процессов. А. Марей отмечает, что «цифровизация — это в меньшей степени про технологии, а в большей — про культуру, про изменения и про модель взаимодействия» [4].

В англоязычной Википедии цифровая среда понимается как «интегрированные коммуникационные среды, в которых электронные,  цифровые и беспроводные устройства представляют собой инструменты, которые организуют общение, взаимодействуют и управляют контентом и действиями внутри самой себя» [5].

         Блинов В.И. с коллегами дает педагогически ориентированное понимание цифровой среды как «системы условий и возможностей, подразумевающей наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющей человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития, решения бытовых и профессиональных задач» [2].

         В исследованиях «среды» всегда присутствуют специфические особенности данного понятия как научного [3]:

  • культурно-исторический характер развития, так как среда не имеет четко определенных и строго фиксированных границ в пространстве и времени;
  • целостность восприятия среды;
  • приоритет человеческой деятельности и его самореализации – среда всегда воспринимается в логике человеческой деятельности и целей его развития и самореализации;
  • иерархичность и структурность среды – среда часто неоднородна и многокомпонентна, в ней как минимум можно выделить главную (ядерную) часть и другие составляющие;
  • целостность развития среды;
  • избыточность среды – среда всегда содержит больше компонентов (информации, ресурсов и пр.), чем те, которые мы можем исследовать и использовать.

Исходя из анализа приведенных определений и обсуждений особенностей цифровой среды в средствах массовой информации можно выделить следующие варианты соотношения цифровой и образовательной среды:

  1. Цифровая среда более общее понятие по отношению к другим средам – социальной, производственной, образовательной, что в контексте образования позволяет говорить о необходимости создания цифровой среды для решения образовательных задач. В этом случае не может возникнуть научного понятия «цифровая образовательная среда», так как именно в образовательной среде будут целевым способом отбираться и реализовываться определенные цифровые технологии и ресурсы.
  2. Цифровые технологии являются универсальным (и всепроникающим) инструментом, который проникает во все среды и решает специфические (для данной среды) задачи на новом качественном уровне. Тогда понятие «цифровой образовательной среды» определяет характеристику современной образовательной среды, которая подвержена процессам цифровизации и начинает активно использовать цифровые технологии и ресурсы, решая, как было сказано выше, в первую очередь, образовательные задачи (учебные, воспитательные, развивающие, а также задачи самореализации как личности и как профессионала).
  3. Цифровая среда взаимодействует (и пересекается) со средой искусственной (физической), отражая особенности перехода из преимущественно материального мира в мир цифровой; при этом возникают киберфизические системы, которые точно также будут реализовываться в образовании, как в производстве. Тогда в исследованиях мы будем говорить об образовательной среде в киберфизических системах и о неком «киберфизическом» способе обучения, когда обучающийся должен учиться одновременно (параллельно) в реальной и виртуальной средах.

Вполне вероятно, что можно рассуждать и о других вариантах взаимодействия понятий цифровой и образовательной среды, но при этом понятно, что всегда в центре этих рассуждений будет находиться человек, его самореализация и субъектность, а не «программа» или «средства (технологии)» обучения, воспитания или развития. И синтез цифровых и педагогических технологий, независимо от того, являются ли они традиционными (доцифровыми) или «цифророжденными» [2], будут не задавать миллионы индивидуальных образовательных траекторий благодаря адаптивным системам и большим данным, а создадут возможность для осознанного выбора человеком персонализированных стратегий, направленных на его самореализацию и устойчивое развитие.

Литература и электронные источники

  1. Алисов Е.А. Теория проектирования образовательной среды: сенсорно-экологический подход. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2008. 168 с.
  2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под научн. ред. В.И. Блинова. М.: Изд-во «Перо», 2019. 98 с.
  3. Махотин Д.А. Психолого-педагогический анализ технологической среды // Вестник Московского университета МВД России. 2008. №9. С. 39.
  4. Цифровизация как изменение парадигмы. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения 15.02.2020 г.)
  5. Цифровые технологии / Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_environments (дата обращения 15.02.2020 г.)
  6. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн образовательных программ: основные принципы и задачи // Интерактивное образование. 2019. №6. С. 10-13.
  7. Шевченко Н.И. Образовательная среда университета как условие формирования профессиональных компетенций и личностных качеств студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Философские науки. 2018. №2 (26). С. 84-90.

Related Posts