Профессии будущего в педагогической области (Часть 2)

Поделиться:

Сегодня активно обсуждаются профессиональные стандарты в педагогической области и квалификационные требования к педагогам. Именно они должны заложить основу для определения должностных обязанностей и функций разных групп педагогических работников, включая перспективу развития новых трудовых функций, лежащих в плоскости высокого педагогического мастерства и вызовов современного общества (например, функции онлайн-обучения, сопровождения профессионального самоопределения молодежи, организации индивидуальных образовательных маршрутов и пр.).

Усложнение профессиональной деятельности в педагогической области ставит под сомнение требование универсальности к современному педагогу и скорее всего приведет к специализации и выделении неспецифических в традиционном понимании ролевых и функциональных зон педагогических компетенций, в том числе за счет развития смежных видов профессиональной деятельности (как это было уже ранее с инженером-педагогом, педагогом-психологом, тренером-преподавателем).

Д. А. Махотин, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Продолжение статьи….

Профессии будущего в педагогической области (Часть 1)

Часть 2.

На основании анализа и прогнозов будущего сферы образования и появления новых педагогических профессий можно сделать вывод, что параллельно происходят следующие изменения в педагогической области:

  • расширение трудовых функций педагога, в первую очередь, за счет появления новых и дополнения смежных видов деятельности, которые возникают благодаря влиянию цифровых технологий, расширению форм дистанционного и смешанного обучения, новых возможностей индивидуализации обучения и самоопределения обучающихся, выстраивание их образовательных и карьерных траекторий уже в более раннем возрасте.

Так как возложить эти трудовые функции на основного педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя) в ближайшем будущем будет уже невозможно, а в отдаленном будущем – может быть реализовано за счет интеграции части педагогических функций с «цифровыми» помощниками, то возникает острая необходимость выделения смежных должностей / функций, которые будут выполнять другие педагогические работники. Сегодня это актуально для всех уровней организации дистанционного (онлайн) обучения, включая смешанные форматы с использованием ЭОР и цифровых платформ; индивидуальному сопровождению обучающихся или групп обучающихся (углублённое / профильное обучение, индивидуальные образовательные программы, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья); возвращения класса методистов, которые могут выступать как разработчики оценочных средств, электронного образовательного контента (увеличивающегося многократно на рынке EdTech), учебных модулей междисциплинарного или конвергентного характера и пр.

  • усложнение трудовых функций педагога, которое связано с тем, что по отношению к большинству (если не для всех) педагогов сегодня требуют однозначно высокой квалификации – на уровне лучших практик и высоких стандартов профессионального мастерства. Тенденция, наверное, правильная, потому что практически все сферы профессиональной деятельности сегодня стремятся к повышению требований как к образованию, так и реальной квалификации своих работников.

Но педагог имеет дело не только с новыми технологиями и педагогическими практиками, но с весьма ограниченными ресурсами (имеющимися в его распоряжении – и это не только материально-техническая база образовательных организаций и семей, это и ресурсы образовательные, ресурсы временные, ресурсы на восстановление и рекреацию). При этом современные исследования отмечают быструю смену поколений и «цифровые дети» имеют другие ценности и мотивы, которые отличаются от мировоззрения многих педагогов и даже родителей обучающихся – но педагогическая наука не предлагает сегодня учителю новый педагогический арсенал и условия для эффективного массового обучения (не говоря уже об индивидуализации).

Расти и совершенствовать педагогическую практику – сложная и системная задача образования – которую учитель самостоятельно решить не может, соответственно ему тяжело и постоянно развиваться самому, и повышать свою квалификации, успевать за технологиями и трендами. Может быть поэтому и необходимо сегодня обсуждать разделение целого ряда педагогических функций (как традиционных, так и новых) – вследствие чего педагог сможет сам выделять области (зоны) своего профессионального развития и специализировать на тех, в которых он успешен. Соответственно выделение новых педагогических профессий и квалификационных требований к ним позволит выстроить широкую отраслевую рамку квалификаций и создать условия для новых карьерных траекторий педагогических работников.

Кроме этого, хотелось отметить еще одну тенденцию в развитии кадрового потенциала разных отраслей – приращение педагогическими функциями смежных видов деятельностей и профессий. Если раньше это касалось исключительно получения дополнительной квалификации «преподаватель», «тьютор» и пр., то сегодня на рынке труда востребованы разные формы профессионального образования, начиная с повышения квалификации, которые помогают обогатить профессиональный опыт специалистов педагогическими знаниями и умениями либо получить дополнительную педагогическую квалификацию. Примерами могут быть психолого-педагогические дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров по туризму (которые введены в Российской международной академии туризма еще в конце XX века во все специальности и направления); набирающая популярность профессиональная переподготовка студентов-выпускников инженерных и естественнонаучных вузов и направлений подготовки; подготовка наставников и экспертов, в том числе для работы с обучающимися и организации практики и стажировки преподавателей и студентов (опыт Корпоративной Академии «Росатом»).

Тенденции

Эта тенденция свидетельствует о признании педагогических компетенций – надпредметными (фактически, SoftSkills) для других видов профессиональной деятельности, – и возможности появления в будущем инженеров-педагогов (которые пропали как профессия в нашей стране, но до сих пор распространены в мировой практике), консультантов / организаторов профессионального развития, педагогов-наставников, разработчиков корпоративных образовательных продуктов, разработчиков нового учебного оборудования и средств обучения.

В заключении, обозначим линии, по которым на разных основаниях могут вестись обсуждение и разработка новых квалификаций и профессиональных стандартов в педагогической области (табл. 2).

Основание для выделения новых педагогических функций и квалификаций Основная
функция
 Примеры
квалификаций
Расширение дистанционного и онлайн-обучения, включая использование ЦОР, ЭОР, смешанных форматов Организация и координация дистанционного и онлайн-обучения

Консультант / специалист по дистанционному обучению (цифровой тьютор)

Организатор дистанционного (онлайн) обучения

Координатор / куратор образовательной платформы (СДО)

Методист / разработчик электронного образовательного контента
Востребованность новых видов деятельности, требующих педагогическое сопровождение Организация и сопровождения специализированных видов деятельности и/или групп обучающихся

Педагог по профессиональному самоопределению

Педагог-логопед (дефектолог и пр.)

Организатор проектного / исследовательского обучения

Педагог по междисциплинарному обучению (STEM-педагог)
Расширение методических функций, массовая потребность в разработке образовательных ресурсов Разработка образовательного контента, оценочных средств, методических рекомендаций по их использованию

Методист, методист-педагог

Разработчик образовательного контента

Разработчик оценочных средств

Разработчик программ, учебных модулей (нового содержания или форматов)
Массовое влияние технологий на сферу образования (цифровых, технических, педагогических) Разработка и внедрение образовательных технологий

Игропедагог

Педагог-технолог

Разработчик виртуальной образовательной среды

Индивидуализация обучения и востребованность индивидуальных программ (обучения, воспитания, развития) Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ (по сферам, направлениям)

Тьютор / тренер (по направлениям)

Тренер-психолог (психоаналитик)

Разработчик индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

Консультант по карьере (профессиональному развитию)
Рост образовательных материалов и практик, требующих исследование и экспертизы Исследование и экспертиза образовательных моделей, программ, технологий

Эксперт  (ведущий эксперт)

Аналитик (ведущий аналитик)

Специалист по большим данным в образовании

В любом случае актуальность педагогической профессии в будущем будет только расти, как за счет расширения педагогической области, так и за счет приращения смежными видами профессиональной деятельности, где будут востребованы педагогически навыки и компетенции.

Педагог – это всегда профессионал, который работает не только со знаниями, умениями, навыками, но и ценностями и смыслами, текущими и перспективными планами обучающихся, индивидуальным и коллективным сознанием.

Литература и электронные ресурсы

  1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.
  2. Атлас профессий будущего / Образование. URL: https://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/
  3. Воробьева Н.А., Шевелева Н.Н., Махотин Д.А. Технологии педагогического дизайна: проектирование программ компетенций будущего // Интерактивное образование. 2019. № 6. С. 14-16.
  4. Загрядская А. Футурология педагогики: разбираемся, где пролегают фронтиры сферы образования и какие новые профессии появятся в ближайшие двадцать лет / Newtonew. URL: https://newtonew.com/school/future-professions
  5. Махотин Д.А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. 2012. № 2-3. С. 89-100.
  6. Никитаева М.В. Цифровой куратор – новая профессия цифровой экономики // Интерактивное образование. 2019. №6. С. 27-29.
  7. Новые педагогические профессии / Edutainme. URL: http://www.edutainme.ru/post/novye-pedagogicheskie-professii/
  8. Образование – наше будущее (или 10 самых востребованных учебных профессий через десять лет) / Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/atlas/blog/380703/
  9. Педагогические профессии будущего. URL: https://intalent.pro/article/pedagogicheskie-professii-budushchego.html
  10. Профессии в образовании и педагогике, педагогические профессии — Профессии будущего / Поступи.Онлайн. URL: https://postupi.online/professii/razdel-obrazovanie-i-pedagogika/perspektiv-budushee/?page_num=2
  11. Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования / Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b
Поделиться: