Российский дидактический форум. Резолюция

Поделиться:

19 апреля Российская академия образования и Институт открытого образования провели Российский дидактический форум, в котором приняли участие представители методических объединений и ассоциаций по профилям школьных учебных предметов и направленностей дополнительного образования детей, ассоциаций частного и неформального образования, фондов и общественных институтов развития образования, команд развития региональных систем образования и родительских ассоциаций.

Форум был направлен на обсуждение и выработку решений по ключевым вызовам, которые стоят перед отечественной системой образования сегодня. Особое место заняли темы состояния современных учебно-образовательных практик и направления для разработок актуальных дидактических и методических продуктов, а также обозначение современных дидактических подходов в контексте федеральных проектов «Современная школа» и «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

В рамках форума была организована дискуссионная работа участников по трём тематическим направлениям:

  • Содержание и цели современного образования. Что изучать и чем овладевать?
  • Принципы и методы современные образования. На что опираться и как учить?
  • Современные результаты и оценка качества образования. Что измерять и зачем оценивать?

В рамках каждого направления были выработаны предложения, направленные на преодоление проблем современного образования и развитие отечественной дидактики нового поколения.

1.Содержание и цели современного образования.

1.1. Трансформация сущности современных образовательных результатов в сторону новых видов грамотностей (в т.ч. функциональной грамотности) требует соответствующего пересмотра содержания образования, которое должно быть в большей степени ориентировано на жизнь и практическое применение получаемого в рамках учебного процесса знания. Подобного рода слияние знаний и практики требует масштабной ревизии на разных уровнях: более жизненными должны стать учебные и дидактические материалы, с которыми сталкиваются учащиеся, а у педагогов должны быть развиты соответствующие навыки, которые позволяют удерживать практико-ориентированный контекст знания в самом процессе его преподавания.

1.2. Сегодня важно модернизировать, оформить и популяризировать новый подход к пониманию преподаваемых в образовательных организациях дисциплин и предметов. Необходимо отказаться от избыточной академичности преподаваемых предметов. Учебный предмет должен быть переосмыслен как тип или вид особого языка, который осваивается учащимися как средство деятельности, а не как самоценное знание. Это означает, что требуется развитие педагогического сообщества новой формации, которое сможет придерживаться подобной семиотической парадигмы как новой теории обучения, что требует соответствующих изменений в рамках программ и подходов педагогического образования.

1.3. Фундаментальность отечественного образования является его сильной стороной, которая отмечается на международном уровне. Крайне важным сегодня является сохранение характеристик научности основного образования, которые и позволяют сформировать у учащихся рациональную картину мира. Однако, оптимизационные процессы, направленные на сокращение тематических разделов в тех или иных предметах, приводят к эффекту эклектичности учебного содержания, утрачивается логика изучаемого предмета. Необходимо решить противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, действительно необходимо снижать нагрузку на учеников, но с другой стороны – не утратить целостность изучаемых дисциплин.

1.4. Также необходимо обеспечить многообразие образовательного содержания, которое бы учитывало особенности психофизиологического развития и индивидуальные контексты социокультурной ситуации разных категорий учащихся. Для этого необходимо провести глубинную и научно-исследовательскую работу по формированию типологии антропологических портретов разных групп учащихся, которые бы и определили особенности разработки и внедрения содержания образования.

1.5. Многолетний опыт применения системно-деятельностного подхода и актуальность применения проблемно-задачного подхода в обучении приводит сегодня систему отечественного образования к необходимости разворачивания исследовательских программ. Сегодня необходимо усилить линию исследований по изучению эффективности и результативности образовательных технологий, которые применяются в массовой практике и могут дать ответ на вопрос о том, за счёт чего может быть эффективно реализован системно-деятельностный подход. Сегодня мы наблюдаем рост практики применения информационных технологий в массовой образовательной практике. Это говорит о том, что особое значение должны обрести исследования влияния цифровизации на повышение эффективности и качества образования.

2.Принципы и методы современные образования.

2.1. Качественно новые результаты образования требуют новых современных методов, но учитель в большей степени нацелен на оценку результатов и часто на элементарное «натаскивание». Необходимо изменить систему оценивания труда учителя, переориентировать ее с оценки детских результатов на оценку процесса обучения. Это тем более важно, что разные дети (разные классы, разные школы, разные регионы) имеют разные стартовые возможности.

2.2. Множество приемов и техник дезориентируют учителя, важно понимать сочетаемость разных методов, нельзя их механически соединять без понимания общих принципов деятельностного подхода в обучении. Учителю важно либо самому находиться в исследовательской позиции, либо иметь информацию о результатах проводимых исследований по оценке эффективности тех или иных методов обучения.

2.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что школа может разрабатывать свои образовательные программы, а учитель – свою рабочую программу. Однако правоприменительная практика такова, что педагоги убеждены в необходимости следовать примерной образовательной программе и предлагаемым авторами учебников примерным рабочим программам. Единообразие сдерживает развитие методического оснащения образовательного процесса.

2.4.  Деятельностные методы обучения должны использоваться не только в практике работы с детьми, но и их учителями. Необходимо способствовать внедрению деятельностного подхода при обучении педагогов в университетах и на курсах повышения квалификации. Также сегодня актуальны разработки специальных «учебников для учителей», где были бы изложены основания происхождения преподаваемых ими понятий, предлагались бы различные методы построения деятельностного обучения (также позволяющие учителю строить современные уроки при использовании разных УМК).

2.5. Используемые принципы и методы должны обеспечивать вовлеченность обучающихся в процесс учения-обучения. Задача вовлеченности приобрела сегодня огромную остроту, в том числе в связи с постепенным (с середины прошлого века) переходом на всеобуч. Один из апробированных способов решения этой задачи является использование элементов проблемного обучения. Проблема должна выступать как вызов для обучающегося. Дидактическая наука призвана показать современные подходы к построению проблемного обучения.

3.Современные результаты и оценка качества образования.

3.1. ФГОС основного общего образования определяет три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Чаще школа осуществляет текущее оценивание образовательных результатов только в отношении усвоения («прохождения») учебного материала по той или иной учебной дисциплине. Отметки учащимся выставляются по пятибалльной шкале. На практике пятибалльная шкала превращена в трехбалльную, а предметом оценивания является степень прохождения учебного материала («предметные результаты»). Такая шкала и предмет оценки не отражает ни разнообразия видов образовательных результатов учащихся, ни необходимой «разрешающей способности» шкалы, ни оснований текущего оценивания.

Ответом на данный вызов может быть расширение видов оценивания (выставления отметок), в частности, освоение школьным коллективом четырех видов оценивания: накопительного, тематического, вариативного, критериального. Кроме этого, возможно введение более дробных шкал оценивания (отметки) – десяти- или даже «стобалльных» шкал.

3.2. Оценка предметных результатов учителем зачастую отличается от одной школы к другой. «Пятерка» по математике в одной школе может оказаться «тройкой» в другой. Такое противоречие в оценивании может быть разрешено через автоматизацию оценки на основе декомпозиции учебного материала до «дидактических единиц» и присвоения им соответствующих категорий сложности и «веса» в оценке (отметке). Такая работа проведена московскими учителями и отражена в информационной системе «Московская электронная школа» (МЭШ). Важно отметить, что такая автоматизация может быть проведена только на основе большой совместной работы учителей-предметников, договаривающихся о составе и содержании тех или иных «дидактических единиц» школьных учебных дисциплин. Такой сервис для учителей может быть создан на региональном уровне. Также необходимо разделить понимание трех различных сущностей: образовательный результат (имея в виду их большое разнообразие), запись об образовательном результате (отметка или запись оценки), системы обработки записей об образовательных результатах (например, вычисление среднего балла, отклонений от среднего и т.п.).

3.3. Самооценка учащегося также является важнейшим образовательным результатом, но не вовлекается в систему оценивания. Для повышения учебной мотивации и для формирования сбалансированной самооценки (особенно на уровне начальной школы) важно предлагать учащимся самостоятельно определять и выбирать уровень сложности учебной задачи или учебного задания. Предоставление такого выбора позволит сравнивать самооценку (уровень притязаний) и объективную внешнюю оценку, формируя балансы субъективных и объективных оснований.

3.4. Внутри школьных коллективов зачастую учителя применяют разные основания и аргументы для выставления отметки по предмету. Это противоречие оснований негативно влияет на учащихся, нарушает принципы справедливости. Школьные коллективы должны регулярно проводить обсуждение оснований и аргументов для выравнивания («калибровки») оснований и аргументов отметок.

х  х  х

Следующий Российский дидактический форум планируется в апреле 2023 года и будет посвящён теме «Образование и мировоззрение». Институт открытого образования берёт на себя основные процессы по организации мероприятия и готов к сотрудничеству с заинтересованными партнёрами.

Поделиться:

Добавить комментарий