Единая модель профориентации: от профориентационного минимума – к профориентационному оптимуму

Поделиться:

Игорь Станиславович Сергеев, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института образования РАНХиГС

Выступление на совместном заседании Общественной Палаты РФ и Экспертного совета проекта «Билет в будущее», Москва, 30 января 2024 года.

Сегодня тема профориентации напрямую связана с приоритетами социально-экономического и технологического развития России. 2024 год объявлен в России Годом семьи. Именно поэтому в статье говорится о внутреннем единстве воспитания и профориентации, о необходимости переходить от модели «профориентационного минимума» к модели «профориентационного оптимума».

Тема профориентации разносторонне связана с приоритетами социально-экономической, кадровой, образовательной политики Российской Федерации. Предметом образовательной профориентации выступает широко понимаемое социально-профессиональное самоопределение, находящееся в тесной связи с процессами социализации и развития личности. Именно поэтому во всех стратегически значимых документах страны есть направления и показатели развития, связанные с профориентацией детей и молодежи.

Кроме этого, еще одним, отдельно рассматриваемым профориентационно значимым приоритетом является образование в области точных, естественно-математических наук и к выбору профессий соответствующего профиля, прежде всего инженерных профессий и компетенций. Это образовательная проблема, которая с одной стороны обращена на систему подготовки кадров для высокотехнологичной, цифровой экономики, а с другой, связанная с профессиональным самоопределением.

По данным целого ряда исследований (за последние двадцать лет) 75-76% взрослого работающего населения России работают с недостаточной мотивацией, формально имитируют решение профессиональных задач, а в ряде случаев и стремятся просто уклониться от их выполнения, что в целом определяет низкую производительность и продуктивность кадрового потенциала. Такое «отношение к труду» передаётся от родителей к детям. Уже в раннем возрасте, глядя на своих родителей, дети начинают понимать, что работа – это не пространство «общего дела», самореализации, роста и развития, а нечто заведомо неприятное, необходимое только как источник заработка. Одна из важнейших причин такого положения дел состоит в том, что человек стал заложником неправильно выбранной профессии и не имеет достаточно компетенций и мотивации для того, чтобы изменить эту ситуацию. Удастся ли нам справиться с этим комплексной проблемой, зависит от того, какой подход к построению системы профориентации мы выберем и сможем реализовать в ближайшие годы.

Понятие «профориентация».

Под понятием «профориентация» понимается три относительно различных группы социальных практик, различающихся целями, принципами, содержанием, формами и методами работы (рис. 1).

Консультативная профориентация предполагает сопровождение конкретного профессионального или образовательного выбора человека.

Образовательная профориентация нацелена на подготовку человека к самостоятельному социально-профессиональному самоопределению.

Воздействующая профориентация направлена на управление поведением человека в процессе его профессионального выбора. В данном случае человек рассматривается не как личность, не как субъект своего выбора и соавтор своей судьбы, а как ресурс, используемый для решения определённых задач, например, экономических.

Когда мы говорим о Единой модели профориентации в работе с обучающимися[1], то в фокусе нашего внимания оказывается образовательная профориентация. При этом мы можем использовать потенциал консультативного подхода, а также отдельные формы и методы, использующиеся в пространстве «воздействующей профориентации».

Единая модель профориентации (Профминимум)

определяет организацию системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях и позволяет целенаправленно формировать единое профориентационное пространство в системе общего образования Российской Федерации, целенаправленно работать с формированием у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению.

Важный момент, который необходимо при этом учитывать – отсроченность результатов образовательной профориентации (рис. 2). Деятельность в рамках Профминимума направлена не на закрытие сегодняшних кадровых дефицитов, а на формирование кадров завтрашнего дня, обладающих комплексом профориентационно значимых компетенций, высокой профессионально-образовательной мобильностью и, в то же время, высокой социальной ответственностью, то есть способных сбалансированно учитывать социально-общественные интересы и личностные интересы в процессе своего социально-профессионального самоопределения.

[1] Единая модель профориентации (утв. приказом Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»)

Образовательная профориентация – это целостный научный и практический подход, опирающийся на комплекс принципов. Такими принципами, определяющими направленность и эффективную реализацию профориентационно работы, являются:

  • субъектная направленность профориентации;
  • продолжительность и непрерывность;
  • практикоориентированность профориентационной работы;
  • многоуровневое социальное партнёрство;
  • баланс актуального и перспективного.

Последний принцип предполагает освоение пространства как массовых и востребованных профессий, так и новых и перспективных профессий и компетенций.

Представленный комплекс принципов можно использовать как своего рода «чек-лист» для оценки того, насколько та или иная модель или практика, программа или проект соответствует идеям образовательной профориентации и могут выступать условиями ее эффективной реализации.

Более детально с нашими подходами можно ознакомиться в публикациях, и прежде всего, в учебном пособии «Образовательная профориентация» [1].

Cтратегия развития образовательной профориентации и непосредственно организации профориентационной работы с детьми и молодёжью в нашей стране сегодня, прежде всего, связана с Единой модели профориентации и Профминимума. Обсуждая эти вопросы с членами Экспертного совета проекта «Билет в будущее», можно утверждать следующее.

Первая позиция состоит в том, что введение Профминимума как Единой модели явилось верным и значимым шагом. На сегодня мы можем сказать, что Профминимум состоялся и реализуется в образовательных организациях на всей территории нашей страны. При этом начинает меняться не только профориентационная сфера, но и образовательная реальность.

Однако, дальнейшее развитие Профориентационный минимум стоит перед определённой развилкой.

Вопрос в том, будет ли Профминимум подстраиваться под «правила игры», на которые опирается существующая школьная реальность, или же профориентация и школа станут двигаться навстречу друг другу? Это «слабый» и «сильный» сценарии развития Единой модели профориентации, которые на рис. 3 обозначены в терминах «имплантантная модель» или «экосистемная модель». Метафора «имплантантая» показывает место профориентации в школьном пространстве в случае реализации «слабого» сценария: отдельный кабинет, отдельный курс, а возможно, что и отдельный специалист – и всё это никак не интегрировано в привычное классно-урочно-предметное пространство школы, где доминируют знания, умения, навыки, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Результаты реализации «слабого» сценария

– это риски, которых можно избежать совместными усилиями всех участников системы профориентации:

  • Риск «растворения» профориентации в школьной классно-урочно-предметной системе со своими приоритетными задачами и образовательными результатами.
  • Риск некачественной реализации Профминимума в образовательных организациях и вызванная этим дискредитация «ранней профориентации» в общественном сознании.
  • Как следствие – Риск последующего отказа от Профминимума и возврат школы к «внепрофориентационному состоянию» и попытках реализации отдельных профориентационных задач (экскурсии, практическая деятельность на уроках технологии и пр.).

Особый риск – доминирование воздействующих подходов и «быстрых решений», а также риски, связанные с искусственным форсированием профессионального самоопределения. В качестве очень характерного примера приведу систему профильных классов, которые открыл некий вуз по специальности «метрология». Усилиями этого вуза в стране создана сеть профильных метрологических классов, при этом профильность заложена начиная с первого класса. Да, мы можем создать такую систему, когда профориентация будет не сопровождением профессионального самоопределения обучающихся, а системой раннего рекрутинга студентов и работников. Но отсроченные результаты работы такой системы будут катастрофическими для экономики и для страны в целом.

«Сильный» сценарий (рис. 3) может быть выражен формулой «не только образовательная профориентация, но и профориентирующее образование». В его основе лежит представление об экосистеме образовательной профориентации.

На экосистему можно смотреть с точки зрения школы, можно с точки зрения территории, можно с точки зрения образовательного пространства личности. С одной стороны, идея «профориентирующего образования» предполагает, что внутри школы формируется экосистема образовательной профориентации, и все элементы общеобразовательного процесса начинают работать, в той или иной степени, на подготовку обучающихся к социально-профессиональному самоопределению.

С другой стороны, экосистемный сценарий тесно связан с принципами многоуровневого социального партнёрства и практикоориентированности. Цель образовательной профориентации – формирование у выпускника определённого комплекса компетенций, необходимых для неоднократного профессионального самоопределения в условиях динамично меняющейся сферы труда и профессий. Компетенции формируются в опыте. Это опыт профориентационно значимых практик – профессиональных проб, программ профессионального обучения для школьников, стажировок на предприятиях, производственных экспедиций. Это волонтёрские практики, летние трудовые объединения, профориентационные смены в летнем лагере и так далее. Всё это реализуется за пределами школы, но должно образовывать вместе со школой единую экосистему (рис. 4).

Перспективами реализации Единой модели профориентации можно считать именно экосистемный подход, который можно обозначить как «профориентационный оптимум», что и станет следующим этапом развития «профориентационного минимума». В этом подходе 3 приоритета: доступность, экосистемность, качество.

Доступность.

Основа доступности заложена Профминимумом и введением курса «Россия – мои горизонты». Это формула «для всех». Эту сквозную линию профориентации надо удерживать.

Повышение охвата обучающихся возможно, прежде всего, за счёт повышения подготовленности педагогических кадров к решению задач профминимума, преодоления элементов имитации, формализации, уклонения школ и педагогов от решения поставленных профориентационных задач.

Ещё один вектор доступности – этой учет особенностей профориентации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Экосистемность.

Формирование экосистемного пространства образовательной профориентации внутри школы требует систематизации отдельных профориентационно значимых элементов и фрагментов содержания образования и образовательного процесса, которые в данный момент разрознены, не интегрированы в единую систему образовательных результатов и поэтому пока остаются на периферии школьного образовательного процесса. Здесь есть много проблем, требующих обсуждения и решения. Первым знаком того, что школьные экосистемы образовательной профориентации действительно формируются, могло бы стать изменение модели итоговой аттестации в 9-х и 1-х1 классах.

Межведомственное взаимодействие, в том числе вовлечение квалифицированных ресурсов служб труда и занятости, профконсультантов в решение задач Единой модели профориентации.

Профориентация – это тема территории. Региональный компонент Профминимума – это использование потенциала региональных моделей, проектов, программ, нацеленность на использование Профминимума в решении задач по развитию экономики региона, решению кадрового потенциала территории.

Открытость экосистемы профориентации определяет включённость в нее не только пространств образовательных организаций (школа – колледж, школа – вуз), но и предприятий-работодателей, а также родительской общественности. Экосистемный подход опирается на социальный диалог, направленный на учёт интересов всех заинтересованных сторон.

Качество.

Прежде всего, проблема качества – это проблема оценки результативности образовательной профориентации. Это сложный вопрос, который имеет много критериев и показателей, обозначенных самой многосторонностью и комплексностью понятия качества образования.

Это и качество подготовки педагогических кадров, полноценные учебные курсы, введённые в программы бакалавриата, магистратуры по направлению «Образование», а также переподготовки школьных учителей, а не только повышение квалификации по знакомству с Профминимумом.

Это и качество профориентационной среды, качество практик, в т.ч. региональных, муниципальных, локальных; необходимость их экспертиза.

Это и качество образовательных материалов, которые заложены в курс «Россия – мои горизонты», и методического обеспечения, используемых учителями  в рамках иной урочной и внеурочной деятельности.

Это и вовлечение родительской общественности, в том числе по линии Национальной родительской ассоциации, родительских комитетов на уровне территорий (там, где они реально работают).

Задачи экосистемы образовательной профориентации.

Ещё одна группа задач, которые должны быть решены в течение ближайшего года, связана с созданием условий, обеспечивающих формирование школьной составляющей экосистем образовательной профориентации:

  • уточнение кадрового обеспечения Профминимума, функционала и должностных обязанностей, реализующих его педагогов, на уровне школы;
  • систематизация профориентационных задач в общеобразовательных программах школы, включая программу воспитания, рабочие программы по учебным предметам и другой нормативно-правовой документации локального уровня;
  • раскрытие профориентационного потенциала уроков труда (технологии), а также других школьных предметов.

В заключении необходимо обозначить, что проблема подготовки обучающихся к самостоятельному социально-профессиональному самоопределению слишком широкая и комплексная. Но это решаемая проблема, что показывает практика последних лет развития системы профориентации и первичная реализация в общеобразовательных организациях Профминимума. Впереди – путь вовлечения в экосистему образовательной профориентации всех потенциальных участников и поиск эффективных профориентационных методов, средств, практик.

Литература.

  1. Блинов В. И., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Образовательная профориентация: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2023.
  2. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / И. С. Сергеев (научный руководитель), В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, С. Д. Лопатина, Д. А. Маренин, Д. А. Махотин, Н. Ф. Родичев, М. А. Сикорская-Деканова. М.: Перо, 2019.
  3. Сергеев И. С. Образовательная профориентация — методологическая основа профориентационной работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. №1. С. 24–44.
  4. Сергеев И. С. Цифророжденные педагогические технологии: слон, которого никто не видит // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. №2. С. 32–50.
  5. Сергеев И. С., Махотин Д. А., Пронькин В. Н., Родичев Н. Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2021. №7. С. 5–19.

Цитирование: Сергеев И.С. Единая модель профориентации: от профориентационного минимума – к профориентационному оптимуму // Интерактивное образование. 2024. №1. С. 14-18.

Поделиться: