Внутришкольное сопровождение проектных команд образовательных организаций: модель подсистемы

Поделиться:

Иванчиков Аркадий Борисович


Изменения в системе образования сказываются и на появлении новых организационных моделей и механизмов, как в логике управления всей системой образования, так и в логике организации системы внутришкольного управления.
Командные формы взаимодействия и реализация образовательных проектов требуют организации процессов сопровождения проектных команд образовательных организаций, одну из моделей которых предлагается в данном исследовании.

Внутришкольное (внутреннее) сопровождение проектных команд образовательных организаций (далее ПКОО) – подсистема системы сопровождения, реализуемая силами внутришкольных субъектов и интегрируемая при сохранении относительной самостоятельности в общую систему жизнедеятельности образовательной организации, прежде всего, в систему внутришкольного управления и ресурсного обеспечения.

Подсистема внутреннего сопровождения ПКОО имеет в качестве непосредственного объекта сопровождения ПКОО, и одновременно сама выступает в качестве объекта сопровождения и поддержки для подсистемы внешнего сопровождения ПКОО [1].

В условиях системы образования г. Москвы имеет смысл говорить, как об отдельных внутришкольных системах сопровождения ПКОО, так и обо всей совокупности таких систем, об их весьма желательном взаимодействии и сотрудничестве, не исключающем элементов здоровой конкуренции, о создании в городе сети или сетей, объединяющих субъектов сопровождения для совместного решения задач внутреннего сопровождения ПКОО, при их создании «сверху», «снизу» или путем «встречного движения».

Рассмотрим сильные и слабые стороны подсистемы внутреннего сопровождения проектных команд образовательных организаций.

Сильные стороны внутреннего сопровождения ПКОО:

1) Возможность создавать команды.
2) Хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон потенциальных участников команд.
3) Понимание общей логики и задач функционирования и развития школы, возможность оптимально встраивать команды в решение этих задач.
4) Возможность личного участия субъектов управления в работе команд, воздействия личным примером.
5) Наличие административных, управленческих рычагов, позволяющих в случае необходимости корректи-ровать негативные моменты в работе проектных команд.

6) Возможность постоянного взаимодействия с командами, оперативных прямых и обратных связей, конкретного стимулирования успешной работы команд и их участников.

Слабые стороны и риски внутреннего сопровождения ПКОО:

1) Риск увеличения администрирования, работа с командами без учета логики поддержки и сопровождения, в обычном административном ключе;
2) Неготовность работать в командах или с командами в партнерской логике, выходить из должностной роли.
3) Объективные ограничения в вопросах концептуальной, образовательной, экспертно-консультативной поддержки, возможности организовать полноценное повышение квалификации команд и их участников.
4) Недостаток опыта работы с проектными командами.
5) Опасность излишнего увлечения работой с проектными командами, поручения им несвойственных для них рутинных задач, растворения команд в повседневном образовательном процессе, ведущего к утрате «проектности» команд и связанной с этим особой мотивации.

Ресурсы, необходимые для работы системы внутреннего сопровождения ПКОО, могут быть получены извне, прежде всего от системы внешнего сопровождения, или созданы усилиями внутренних субъектов образовательной организации [2].

Общее предназначение подсистемы внутреннего сопровождения определяется по отношению к ПКОО, их участникам, образовательной организации в целом, подсистеме внешнего сопровождения ПКОО.

С точки зрения объема и ответственности внутреннего сопровождения ПКОО, системы внутришкольного со-провождения могут ориентироваться на разные варианты работы (по расширению зоны действий и ответственности):

  • ограничение сопровождения ПКОО только трансляцией нормативных и программно-методических документов, других ресурсов, разработанных вне образовательной организации, при использовании неполного спектра видов поддержки;
  • действия по разъяснению ПКОО возможностей поступающих извне ресурсов;
  • расширение спектра усилий за счет включения дополнительных видов сопровождения;
  • расширение спектра усилий за счет модификации поступающих извне ресурсов, в том числе – путем их адаптации с учетом особенностей контекста конкретной образовательной организации;
  • расширение спектра усилий за счет организации поиска релевантной информации для сопровождения ПКОО;
  • расширение спектра усилий за счет организации диагностики потребностей ПКОО во внутренней и внешней поддержке;
  • расширение спектра усилий за счет организации самостоятельных разработок оригинальных ресурсов (средств, методов, форм) сопровождения, вовлечения школьного сообщества в проектно-разработческую деятельность;
  • расширение спектра усилий за счет организации постоянной обратной связи о последствиях сопрово-ждения и коррекции на этой основе системы сопровождения и ее действий на последующих этапах;
  • расширение спектра усилий за счет построения полномасштабной системы и стратегии сопровождения ПКОО в образовательной организации.

Требования к системе. Представляется важным, чтобы формулируемые принципы и требования охваты-вали все «измерения» и компоненты моделируемой системы и придавали системе общую направленность, векторы движения, основанные на сознательном встраивании в систему, а затем и в ее работу, важнейших системных качеств.

Цели подсистемы внутреннего сопровождения ПКОО. Под целью человеческой деятельности вообще понимается идеальный (находящийся в сознании субъекта) образ, модель желаемого и возможного (достижимого) конкретного результата деятельности, для достижения которого субъект и осуществляет свою деятельность.

Из этого определения вытекает, что если в некой формулировке «целей» и в намерениях субъекта деятельности нет образа результата, нет желаемости и возможности достижения результата, нет ясных сроков и нет реальной мотивации его достижения результата – то там на самом деле нет цели! Это важно подчеркнуть, так как анализ нынешней практики сопровождения показал крайний дефицит точного и корректного целеполагания в работе как ПКОО, так и тех, кто работает с ними.

Если в некой формулировке «целей» и в намерениях субъекта деятельности нет образа результата, нет желаемости и возможности достижения результата, нет ясных сроков и нет реальной мотивации его достижения результата – то там на самом деле нет цели!

Подсистема внутреннего сопровождения ПКОО является целеустремленной, нацеленной на результаты многоцелевой системой, комплекс целей которой опирается на развитые ценностные ориентации и требования к деятельности системы.

В качестве основных содержательных направлений сопровождения необходимо выделить:

1. Организационно-управленческое сопровождение (в рамках подсистемы внутреннего сопровождения является наиболее важным, мощным и влиятельным, включает в себя сопровождение всей работы ПКОО, в том числе – сопровождение внутрикомандного управления (анализа, планирования, организации, руководства, контроля в ПКОО). Исходя из функциональных полномочий системы управления образовательной организации, организационно-управленческое сопровождение включает в себя содействие выработке нормативно-правовых и документационных условий создания и работы ПКОО, планирование, организацию, руководство (включая мотивацию и стимулирование) и контроль работы ПКОО), финансовое и материально техническое обеспечение ПКОО) [3].

2. Научно-методическое и программно-методическое сопровождение (важно иметь в виду, что внутришкольное сопровождение ПКОО не имеет среди своих компетенций осуществление научных исследований и разработок, и в отличие от внешнего, как правило, не обладает большим потенциалом для самостоятельной разработки или адаптации для ОО научных и методических основ деятельности ПКОО, разработки методов, средств, технологий для работы ПКОО, выступая здесь в большей степени в качестве посредника, содействующего поиску, привлечению в образовательную организацию и распространению соответствующих полезных для ПКОО ресурсов, санкционирующего их поддержку и использование).

3. Образовательное сопровождение (данное направление, по возможностям организации которого подсистема внутреннего сопровождения естественным образом существенно отстает от подсистемы внешнего сопровождения, включает в себя усилия по организации обучения, повышения квалификации участников ПКОО и субъектов их внутреннего сопровождения, включая систематическое самообразование).

4. Информационное сопровождение. Поскольку вся деятельность ПКОО определяется наличием у нее необходимой информации, данное направление сопровождения, призванное обеспечить необходимую осведомленность участников ПКОО о важных событиях, трендах, ресурсах и информационную поддержку работы ПКОО, является весьма значимым.

5. Экспертно-аналитическое сопровождение. Данное направление предусматривает внутреннюю экспертизу работы ПКОО и консультирование их лидеров и участников.

Предполагается высокая активность подсистемы внутреннего сопровождения по указанным направлениям, не-желание быть только пассивным посредником между внешней средой и ПКОО в своей образовательной организации.

Методы, средства, формы, инструментарий сопровождения. Реализация функций и задач системы внутреннего сопровождения ПКОО требует оснащения этой системы и ее субъектов рациональными и апробированными процедурами, организационными формами, методами, средствами, инструментарием, технологиями деятельности [4].

С учетом характера сопровождения как разностороннего взаимодействия с участниками ПКОО и его многоаспектного содержания речь идет о технологиях управленческой, проектно-аналитической, экспертно-консультативной, образовательной (образование взрослых) деятельности.

При этом предполагается, что субъекты сопровождения, как и всякой помогающей и поддерживающей деятельности, должны понимать, знать и уметь выполнять не только все слагаемые технологий своей собственной деятельности, но и понимать характер, технологии деятельности проектных команд образовательных организаций.

Полный вариант статьи в Архиве: Интерактивное образование. 2020. №5-6. С. 53-55.

Поделиться: