В статье анализируется использование новых информационных технологий в обучении на примере VR и AR технологий, указывается, что главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности.
Гурова Т.И., к.э.н., доцент; Заболотникова В.С., к.т.н., доцент; Ярмухаметова И.В.
На протяжении всей жизни до сегодняшнего дня люди могли лишь мечтать о «волшебстве»: не выходя из дома оплачивать счета, из одной точки мира пообщаться с человеком из другого края земли, за минуту спланировать маршрут поездки и узнать сколько времени она займет. Теперь же в постиндустриальном обществе некоторое «волшебство» стало воплощаться в реальность не только в быту, но и в остальных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Школьное образование уже претерпело множество изменений: в классах появились компьютеры, проекторы, меловые зеленые доски заменились электронными, вместо бумажного дневника появился электронный, стало возможным дистанционное обучение, система фиксации входа и выхода из школы школьников и учителей. И это лишь начало. Теперь же в век информационного общества появляется необходимость в постоянном внедрении новых технологий в образование для его модернизации. Без использования информационных технологий сегодня становится невозможным эффективно управлять образовательным процессом [2].
Очень важно все время обновлять методы и формы преподавания и «идти в ногу со временем», поэтому актуальным и новым подходом к обучению будет использование технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
Что же такое виртуальная реальность?
Виртуальная реальность (с англ. Virtual Reality) – это смоделированная реальность, в которой создается иллюзия присутствия пользователя в искусственном мире, его взаимодействия с предметами и объектами этого мира с помощью органов чувств [4].
Дополненная реальность (с англ. Augmented Reality) – это среда, в реальном времени дополняющая физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств – планшетов, смартфонов, очков [4]. Дополненная реальность создается с использованием «дополненных» с помощью компьютера элементов воспринимаемой реальности (когда реальные объекты монтируются в поле восприятия).
Каковы преимущества использования технологий VR/AR в образовательных учреждениях?
- Известно, что человек запоминает информацию лучше, когда он воспринимает ее всеми органами чувств (видит, слышит и выполняет действия), а VR/AR технологии как раз позволяют задействовать все органы чувств.
- Повышение уровня мотивации. Цифровые технологии повышают интерес к образовательному процессу, так как у современного поколения восприятие информации сформировано уже цифровой средой. Обучаемые привыкли воспринимать информацию через технику (компьютер, мобильный телефон, гаджеты и т.д.). В качестве широко испытуемого примера можно рассмотреть социальные сети, в которых школьники каждый день обмениваются информацией (общаются) и читают новостную ленту [2].
- Изменение функциональных возможностей преподавателя. То, что он пытался объяснить «на руках», теперь сможет объяснить при помощи виртуальной реальности, всего лишь создав нужную анимацию.
- Возможность удаленного образования. С помощью данных технологий появляется возможность повысить эффективность обучения «онлайн». Ребенок, пропустивший занятия по каким-либо причинам (семейные обстоятельства, карантин и прочее), сможет пройти этот урок дома с «виртуальным учителем», проделать опыты, сделать домашнее задание и сдать его учителю.
- Все мы привыкли видеть «первоклашек» с ранцами, которые больше них. Но с новыми технологиями учебники заменятся маленькими карточками с QR-кодом, поэтому школьникам останется только принести тетрадки для записи уроков. Это в разы уменьшит нагрузку на спину ребенка, тем самым сохранится его здоровье.
Несмотря на множество плюсов, следует отметить и проблемы внедрения VR/AR.
- Продолжительность внедрения и высокая стоимость оснащения техническими средствами образовательных учреждений. И сами VR/AR гарнитуры, и обучающие приложения стоят не малых денег. Государство не сможет выделить сразу большое количество денег для всех школ, поэтому эти технологии будут вводиться постепенно.
- Появляется вопрос о вредности для здоровья. Использование на протяжении долгого времени VRиAR очков негативно влияет на здоровье глаз. Поэтому этот вопрос нуждается в подробном обсуждении и изучении специалистов. Также у школьников возможны эпилептические припадки и психологические расстройства, из-за которых им будет запрещено использовать данные технологии.
- Необходимо кардинально менять методы образования, ведь внедрение виртуальной реальности является революцией. А революционные способы представляют собой коренные изменения.
Методы использования VR/AR в обучении в школе.
При внедрении новых технологий, у учителя будет 2 способа проводить занятия:
1-ый способ: «Ученик – потребитель». Школьник просто надевает очки и начинает потреблять информацию, которую подготовил учитель.
2-ой способ: «Ученик – создатель». В этом случае ребенок начинает изучать программирование, моделирование и другие предметы, которые ему интересны, и уже на основе своих знаний он создает учебный проект в рамках урока «Индивидуальный проект». Начиная с младших классов и до окончания школы, он будет разрабатывать свой проект.
Естественно, что уровень подготовки у учителей, которые будут работать с виртуальной или дополненной реальностью, должен быть выше, поэтому им придется пройти соответствующие курсы повышению квалификации. После этого они смогут создавать мини-уроки в виртуальной реальности на специальных платформах.
Ученик – потребитель (1 способ).
Если вы до сих пор не верите в эффективность применения технологий виртуальной реальности, то приведу в пример исследование компании Mudum Lab и Центр по нейротехнологиям и VR/AR [3].
Они сформулировали гипотезу: «Использование VR технологий в преподавании физики позволит достичь заметно большей эффективности учебного процесса по сравнению со стандартным методом», подготовили VR-курс по теме «Магнетизм» для школьников 9-ых классов из разных школ Москвы и Владивостока. Школьников поделили на две группы: основная, в которой обучение проходит с применением технологий, и контрольная группа, в которой обучение проходит стандартным образом. Для проверки эффективности в краткосрочной перспективе детям давали тесты. Исследование показало, что показатели основной группы повысились на 28,8% по сравнению с их первым тестом, а показатели контрольной группы остались неизменными. Также увеличилась эффективность в долгосрочной перспективе, а именно показатели ОГЭ. Средний балл по тестам в общей группе оказался выше на 2.5 балла и на 11% увеличился балл по ОГЭ, по сравнению с показателями в контрольной группе. Анализ показал, что различие показателей обусловлено именно VR обучением. Поэтому не должно остаться сомнений в эффективности данных технологий.
Появляется другой вопрос: «А не уйдет ли учитель за кадр?». По нашему мнению, что не уйдет, при грамотном распределении уроков с VR технологиями. Ведь какие-то темы проще и эффективней осветить учителю самому, применив реальные объекты. Например, на уроке биологии при изучении строения биологического организма под микроскопом. В этом случае детям будет интереснее самостоятельно работать с реальным микроскопом и с реальным объектом изучения, нежели увидеть это в виртуальной реальности. Или другой пример: учитель физики прекрасно объясняет физические явления, приводя жизненные ситуации, или ставя небольшие опыты, используя учеников, как подопытных. Такой подход тоже увеличивает мотивацию у учеников и эффективность преподавания. Поэтому в школьном образовании самое главное – это человеческий фактор. Учитель может иметь технологии, но не иметь желание объяснить, помочь детям понять материал. В таком случае эффективного результата не получится даже с применением VR. Поэтому новые технологии надо рассматривать не как самоцель, а как средство достижения цели: повышение эффективности преподавания. И учитель должен грамотно использовать это средство.
Так каким образом можно применять виртуальную и дополненную реальность на уроках? [1, 5, 6]
- На уроках химии можно проводить опыты, которые интересны, но очень опасны. И в целях безопасности данные опыты не проводятся в школах. Поэтому с виртуальной реальностью это станет возможным и познавательным. Уже существуют специальные приложения для проведения таких опытов, например, «MEL Chemistry VR app». Также существует приложение «AR VR Molecules Editor», в котором можно конструировать связи молекул, а наводя телефон на листок бумаги с формулой химической связи, можно изучить 3D модель данной молекулы. Преимущество этой технологии в том, что можно посмотреть не только саму реакцию внешне, но и увидеть весь процесс до атома.
- VR технологии облегчат преподавание на уроках биологии, ведь теперь учитель сможет наглядно показать детям будь то строение тромбоцита, будь то поведение вируса в человеке. Школьники смогут препарировать лягушек, червяков и прочих животных, как это делают в зарубежных странах. Возможно, это повысит интерес у школьников к медицине и количество медbwbycrb[ классов возрастет. Пример приложения: «The Body VR».
- Множество физических явлений, которые тяжело объяснить на словах и на рисунках в учебниках, можно объяснить с помощью анимации и опытов, которые школьник выполняет сам. Существует продукт «Виртуальная физическая лаборатория», который представляет собой часть целостного курса по подготовке к ОГЭ по физике. Ученик сначала смотрит теорию после которой демонстрируют опыт, далее на следующем уроке он решает задачу уже без подсказок.
- Существует множество продуктов для проведения уроков астрономии, такие как «Star Walk», в котором можно навести камеру смартфона на созвездие и узнать его название; «Apollo 11 VR» — в нем можно побыть первым астронавтом, полетевшим на Луну, и взять управление космического аппарата на себя, либо побыть зрителем; «Home – A VR Spacewalk» погрузит учеников в открытый космос, а также поделится опытом космонавтов NASA; «Universe Sandbox 2» позволит создавать, уничтожать различные объекты космоса и наблюдать за их реакцией при взаимодействии.
- Уроки географии станут на много интереснее, если добавить VR технологии. Приложение «My Way VR» позволяет смотреть видеоролики в 360 градусов самых различных мест: достопримечательности, улицы городов, пляжи, крыши домов, деревни. «Google Earth VR» в нем можно разглядеть весь мир с высоты птичьего полета. Эти приложения помогут школьникам узнавать мир, с эффектом присутствия, будто они сами побывали там.
- Уроки математики также могут быть облегчены. Школьники часто сталкиваются с проблемой пространственного мышления, то есть они не могут представить в голове трехмерные фигуры, а с VR/AR технологиями эту проблему можно решить. Справляться с геометрическими задачами станет легче, после изучения пространственных фигур в виртуальной реальности, нарисовать их на бумаге будет проще простого.
- На уроках английского учителя часто дают задание на развитие разговорных навыков. «Представьте, что вы находитесь в кинотеатре и должны узнать у кассира о фильмах, сеансах и стоимости билетов», либо наоборот «Представьте, что вы кассир в магазине, и вы должны проинформировать покупателя про скидки, которые проходят у вас в магазине» — примерно такие задачи ставятся перед школьниками на уроках английского языка. Приложения виртуальной реальности позволяют не «представлять», а погрузиться в эту среду, и попрактиковать свои умения.
- На уроках истории можно погрузиться в античные времена, побывать на месте первобытного человека, оказаться на Куликовской битве в теле война, либо от лица исторической личности издать указ или свод законов. В режиме видео 360 градусов ученик сможет погрузиться в документальный фильм и лучше усвоить материал.
- Практическую часть по ОБЖ можно сделать эффективнее. Смоделировав различные ситуации (пожар, наводнение, техногенная катастрофа, терроризм и прочее), ученик должен будет выполнить все действия, которые он проходил на теории с учителем.
- У сельских школ бывают проблемы с выездом в музеи с классом. Виртуальная реальность также может решить эту проблему и помочь окультуриться, посетить музеи не только нашей страны, но и зарубежные. Уже существуют приложения такие как «The VR Museum of Fine Art», «Google Arts & Culture VR» которые позволяют увидеть скульптуры, картины без стекла и охранников, также все в мельчайших деталях.
- Внеклассная работа, например, школьные концертные мероприятия, может также выйти на новый уровень. С помощью приложений виртуальной реальности школьники смогут создавать тематические анимационные ролики, тем самым развивая навыки сторителлинга, дизайна и режиссуры. После чего все могут просмотреть работы школьников.
Ученик – создатель (2 способ).
С развитием VR&AR технологий количество вакансий на места разработчиков приложений виртуальной и дополненной реальности возрастет. Ведь за виртуальной реальностью будущее, ее можно применять во все сферы жизни, от развлечений до образования. Поэтому интерес родителей и их детей к данным технологиям также возрастет. Следствием данного явления является создание специальных классов, в которых детей дополнительно будут обучать созданию VR&AR игр, приложений, чертежей, проектов, цифровых картин, начиная с младших классов. Далее они выбирают тему/сферу, которая им интересна, и разрабатывают ее до окончания школы в рамках урока «Индивидуальный проект». Например, по окончании школы ученик представляет свою работу в виде приложения, в котором можно подробно рассмотреть и изучить строение лягушки. Или же это может быть игра, в которой человек, использующий VR очки, вселяется в тело Сталина, и от его лица проживает важные моменты жизни данной личности. Вариаций множество, этот метод дает широкое пространство для проявления творчества. Этот метод обучения позволит научить школьников использованию инструментов, а дальше они сами должны решить, в какой сфере эти инструменты им применить.
В заключении хочется сказать, что перед школьниками и учителями открываются большие перспективы в развитии. В ближайшее время станет возможным тесное взаимодействие обучающихся с дополненной и виртуальной реальностью, которое позволит развить творческий потенциал и улучшить качество образования. Но для того, чтобы этого достичь, нужно будет преодолеть ряд проблем.
Литература и электронные источники
- Астраханцева З.Е. Виртуальная реальность в помощь современному педагогу. URL: http://platonsk.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/07/Doklad-Virtualnaya-realnost-v-pomoshh-sovremennomu-pedagogu.pdf (Дата обращения: 16.02.2020 г.)
- Гурова Т.И., Заболотникова В.С. Интеллектуальные информационные системы образования / Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. М.: ООО «А-Приор», 2017. С. 99.
- Первые VR-уроки прошли в российских школах. Каковы результаты экспериментов? URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Виртуальная_реальность_в_школьном_образовании:_пока_остается_много_вопросов (Дата обращения: 16.02.2020 г.)
- Супрунова В.Г. Виртуальная реальность – что это такое? URL: http6://tofar.ru/article/virtualnaya-realnost.php (Дата обращения: 16.02.2020 г.)
- Хукаленко Ю. 15 VR- и AR-приложений для школ: обзор российского рынка. URL: https://vc.ru/learn/107661-15-vr-i-ar-prilozheniy-dlya-shkol-obzor-rossiyskogo-rynka (Дата обращения: 16.02.2020 г.)
- Ярмухаметова И.В. Использование VR и AR технологий в обучении / Сборник статей и тезисов студенческой открытой конференции. М, 2020.
- AR — Дополненная Реальность / Хабр [сайт]. URL: https://habr.com/ru/post/419437/ (Дата обращения: 16.02.2020 г.)